«Мы любим тебя, театр!»

Сегодня в 13:35
 просмотров

В Государственной филармонии Карачаево-Черке    сии 6 и 7 апреля проходил XIX республиканский фестиваль-конкурс народного творчества «Играй, театр!», на котором демонстрировали свое искусство 8 театральных коллективов, 2 кукольных театра и 38 чтецов жанра художественной декламации со всей республики.  
Мероприятие проводилось Республиканским центром народной культуры в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Здесь Родины моей начало!», посвященного 25-летию образования КЧР и 95-летию образования Карачаево-Черкесской автономной области.
В течение этих двух дней жюри конкурса, в которое вошли мастера театра и деятели искусств, просмотрело более 50 театрализованных выступлений. Главными критериями оценки мастерства участников были оригинальное режиссерское решение, выбор драматургического материала, актерское мастерство, сценическое поведение и культура художественного чтения.

В Государственной филармонии Карачаево-Черке    сии 6 и 7 апреля проходил XIX республиканский фестиваль-конкурс народного творчества «Играй, театр!», на котором демонстрировали свое искусство 8 театральных коллективов, 2 кукольных театра и 38 чтецов жанра художественной декламации со всей республики.  
Мероприятие проводилось Республиканским центром народной культуры в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Здесь Родины моей начало!», посвященного 25-летию образования КЧР и 95-летию образования Карачаево-Черкесской автономной области.
В течение этих двух дней жюри конкурса, в которое вошли мастера театра и деятели искусств, просмотрело более 50 театрализованных выступлений. Главными критериями оценки мастерства участников были оригинальное режиссерское решение, выбор драматургического материала, актерское мастерство, сценическое поведение и культура художественного чтения.
Основные задачи и цель фестиваля заключались не только в сохранении и популяризации самодеятельного театрального творчества, но и в выявлении новых талантов, дальнейшем развитии театральной деятельности в республике, искусства художественной декламации и любви к литературе. Для театров это была возможность заявить о себе, а для юных чтецов – посоревноваться в выразительной декламации.
Конкурс чтецов порадовал: дети читали стихотворения искренне, художественно, артистично. Видно было, что с ними серьезно занимались, да и сами ребята ответственно готовились к конкурсу. У многих стихотворений было удачное музыкальное сопровождение, и мелодекламация удалась почти всем участникам.
Тематика стихотворений была разная, многие произведения были интересны с точки зрения поэзии и художественности слова, но одинаково хорошим и подкупающим было выступление каждого участника этого конкурса: чтецам удалось не только придерживаться принципов выразительного чтения, но и выразить образную и идейную суть произведения.
Быть объективным и беспристрастным, выбрать лучшего из действительно хороших чтецов – полагаю, перед членами жюри стояла нелегкая задача. Лично мне особенно понравились два исполнителя, оба из Ногайского района. Это 11-летняя Снежана Хаджилова с прекрасно поставленным голосом, выдержанными интонациями и безупречным попаданием в паузы, и 12-летний Илья Калашников, прочитавший «Фотографию» В. Приставкина с мастерством опытного актера.
Жюри же по итогам конкурса мастеров художественного слова в возрастной категории «юность» победителем назвало Андрея Дыддымова из Усть-Джегутинского района, в категории «молодость» лидировала участница из города Карачаевска Джамиля Юлгушева, а в категории «зрелость» лучшим признали выступление Натальи Ермошиной из Ногайского района.
Победителей среди любительских театров определяли в номинациях «Лучшая тематическая постановка», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшее сценографическое оформление».
Театр «Адыге Намыс» из Адыге-Хабльского района показал две бытовые сценки: «Знакомство невестки со свекровью» и «Первое укладывание ребенка в колыбель». Девочки в традиционных костюмах в роли невесты, свекрови и соседок были убедительны. Это хорошо, наверное, что девочки с 12 лет знают, какая роль отводится каждому члену семьи, гостю, новой родне.
Что касается сугубо театральных постановок, то одинаково удачно, на мой взгляд, выступили ребята из Карачаевска со сценкой из «Василия Теркина» и театральный коллектив «Волна» из Ногайского района, поставивший ироничную сказку «Сашко» по мотивам «Садко». (Кстати, победа в номинации «Лучшая актерская работа» досталась Одиссею Ферисову, актеру этого коллектива.) И если Карачаевск не отходил от классической канвы поэмы, то Ногайский район представил неожиданное ироничное решение этого спектакля, прекрасно обыграв название пьесы.
Спектакль, представленный народным театром «Инжич» Абазинского района, прошел путь тройного переложения – поставленный на абазинском языке, он почти полностью воспроизводил известный комедийный фильм «За двумя зайцами» по одноимённой пьесе Михаила Старицкого. Условность декораций затмевалась яркими, гротескными костюмами, безусловно, сшитыми самими артистами театра. «Инжич» своими постановками сам убивает двух зайцев: ставя спектакли на абазинском языке, артисты играют известные всем спектакли, так что перевод практически не нужен. Более того, зритель получает возможность, не отвлекаясь на текст героев, следить за игрой артистов. Недаром этот театр удостоился сразу двух наград: в номинации «Лучшая режиссерская работа» и в номинации «Лучшая женская роль», присуждённой актрисе этого театра Марине Куршевой.
А в номинации «Лучшая мужская роль» победил Анзор Байрамкулов, артист театральной студии «Умут» из Малокарачаевского района.
Среди детских театральных коллективов в номинации «Лучшая постановка» победил народный детский кукольный театр «Живая сказка» из Усть-Джегутинского района.
В номинации «Лучшее музыкальное оформление» лидировал театр мимики и жестов «Мевр» из города Карачаевска.     
Следует подчеркнуть, что все коллективы и исполнители выступали искренне, с большой самоотдачей.
Многое из того, что я видела, оставило на душе приятный, светлый след – даже самим фактом существования таких прекрасных коллективов и декламаторов, не говоря уже о художественной и духовной подоплеке самого мероприятия.
Но для себя я особо выделила один коллектив, чье выступление разнообразило и оживило несколько академичную программу фестиваля и которому, на мой взгляд, лучше всего удалось передать условность и зрелищность театра. Я говорю о театральной группе «Веселые студенты» из города Карачаевска.
Молодые артисты выступали в жанре пантомимы – рассказывали истории, не произнося ни слова. Они создавали смешные и трагические сценические образы пластикой, выразительными движениями, мимикой, то есть невербальными методами сценической выразительности. Ребята выступали в гриме и в костюмах классического черно-белого мима, в свое время придуманных знаменитым Марселем Марсо: густо набеленное лицо, стилизованные слезы, красные губы, полосатая рубашка, белые перчатки.
На суд жюри и зрителей ребята привезли несколько этюдов и пантомим, которые они придумывают сами – «Париж, я люблю тебя!», «Жизнь», «Наездники» и другие. Но особенно мне понравилась пантомимная сценка «Поэт». У поэта кризис жанра, его мысли не перетекают в слова. И вдруг он начинает лихорадочно писать, и на втором плане оживают его герои, обретшие бессмертие в творении поэта, но забравшие его жизнь. Потрясающий номер. Именно в игре «Веселых студентов», на мой взгляд, отразился важнейший принцип театрального искусства – искусство создания художественного образа.
И еще. Хочу сказать, что конкурс этот важен и нужен как самим участникам, так и зрителям. Потому что на таких мероприятиях происходит омовение души. И в том, что этот конкурс проходит при почти пустом зале, – вина организаторов. Надо буквально зазывать людей в храм искусства, и тогда энергетика артиста и тепло зрительного зала создадут ту самую театральную атмосферу, ради которой и проводятся такие конкурсы, как «Играй, театр!»
Шахриза Богатырева.
Фото автора.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях