Возрождающие древние искусства

19 апреля в 13:27
7 просмотров

Самый молодой отдел в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований – отдел искусств народов КЧР, изучающий и систематизирующий малоисследованное творческое наследие народов КЧР. Он ведет научно-исследовательскую работу по двум направлениям: искусствоведение и историческая культурология на материале культуры народов КЧР.
Многие темы, которые затрагивают сотрудники этого отдела, начали исследоваться и систематизироваться впервые в нашей республике. С 2003 года сотрудниками отдела искусств опубликовано 8 монографических исследований, более 100 научных статей, в том числе 20 статей в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Ещё 5 монографий готовятся к изданию.

Самый молодой отдел в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований – отдел искусств народов КЧР, изучающий и систематизирующий малоисследованное творческое наследие народов КЧР. Он ведет научно-исследовательскую работу по двум направлениям: искусствоведение и историческая культурология на материале культуры народов КЧР.
Многие темы, которые затрагивают сотрудники этого отдела, начали исследоваться и систематизироваться впервые в нашей республике. С 2003 года сотрудниками отдела искусств опубликовано 8 монографических исследований, более 100 научных статей, в том числе 20 статей в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Ещё 5 монографий готовятся к изданию.
Так, доцент Земфира Алемединова первой разработала метод системного анализа культуры и искусства Карачаево-Черкесии: театра, музыки, хореографии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Кроме того, Земфира Николаевна первой начала исследовать театральное искусство черкесов и разрабатывать проблемы развития черкесской национальной драматургии. Земфира Алемединова с 2013 года является членом постоянной комиссии по присуждению гранта Главы КЧР в области театрального искусства.
Людмила Асланова изучает адыгское народное декоративно-прикладное искусство и народный орнамент, а также все то, что предшествовало выполнению народного орнамента и искусству. В своих трудах она объясняет влияние  культа Солнца на формирование адыгских орнаментальных элементов и сложение художественного своеобразия золотого шитья и тканых циновок. Помимо этого, она участвует в ежегодных городских и республиканских фестивалях детского творчества и фестивалях для преподавателей дополнительного образования «Мастер – золотые руки», проводит оппонирование на защитах дипломных работ студентов и рецензирование аттестационных работ преподавателей отделения декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесского республиканского колледжа культуры и искусств.  
Людмила Халкечева, имеющая музыкально-теоретическое и историческое образование, свою работу ведет в двух направлениях: этномузыкальное образование и карачаевское музыкальное искусство и культура самодеятельного и профессионального уровня. Она первая объединила и последовательно изложила в одном труде этапы развития музыкального искусства и образования народов КЧР: от устного народного до профессионального. Проводимая ею работа имеет несомненную научную историко-культурную ценность.
Без преувеличения можно сказать, что силами коллектива отдела искусств народов КЧР закладывался фундамент нового направления в гуманитарной науке КЧР – искусствоведения и культурологии. Недаром в 2013 году сразу две монографии, вышедшие в отделе искусств, стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу в Российской государственной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ: «Карачаевский театр: истоки, самодеятельность, профессиональное искусство» и «Театральное искусство черкесов от истоков до ХХI в.» З. Алемединовой.
– Мы могли бы представлять свои работы на многих конкурсах, – признается Людмила Халкечева. – Но из-за отсутствия финансирования остаётся открытым вопрос издания исследований. Иногда мы публикуемся на свои деньги, но в большинстве случаев материал остается «написанным в стол», устаревает, не доходит своевременно ни до образовательных учреждений, ни до руководителей ДК и творческих коллективов, которые нуждаются в этой литературе, не говоря уже об участии в конкурсах. Впрочем, проблема издательства является общей для всего института.
Находя, изучая, систематизируя, возрождая и сохраняя традиционные виды искусства народов Карачаево-Черкесии, сотрудники отдела сильно обеспокоены тем, что некому будет продолжать начатое ими дело, вести дальше, передавать из поколения в поколение.
– Мы испытываем острую нехватку в специалистах по всем видам искусств коренных народов КЧР, – говорит Земфира Алемединова. – А это может привести к тому, что искусствоведческое направление в науке КЧР исчезнет. Необходима поддержка со стороны руководства республики в вопросах укомплектования нашего отдела профессиональными специалистами.
Чтобы стать профессиональными научными кадрами, молодые специалисты должны повышать квалификацию, учиться в аспирантуре, проходить стажировки в научных центрах, ездить в научные командировки, работать в крупнейших российских библиотеках и архивах, участвовать в конференциях. Насколько это важно в свете современных реалий – вопрос не для риторики. Ибо без знания прошлого нет будущего, без будущего нет настоящего.
Шахриза БОГАТЫРЕВА.
Фото автора.

На снимке: сотрудники отдела (слева направо)  Лейла ЭКЗЕКОВА, Земфира АЛЕМЕДИНОВА, Людмила ХАЛКЕЧЕВА.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях