Живая классика

28 апреля в 09:23
 просмотров

На днях на базе Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования состоялся республиканский этап VI Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», который проводится под патронатом Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Состязание учащихся 6-10 классов учреждений общего и дополнительного образования открыли барабанщицы Дворца детского творчества г. Черкесска. На мероприятии была озвучена приветственная телеграмма Президента РФ Владимира Путина, адресованная его участникам и гостям, в которой, в частности, говорилось о важной роли книги в нашей жизни. «Она с детства воспитывает в человеке лучшие качества, обращает к добру, прививает высокие нравственные начала, – подчеркнул руководитель нашего государства. – И потому считаю реализацию вашего масштабного, поистине уникального проекта «Живая классика» востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным вкладом в дело популяризации чтения среди детей и подростков, развитие гуманитарного образования, в укрепление общего русскоязычного пространства».
Соревнование по чтению вслух – декламации отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей – превратилось не только в таинство соприкосновения с живой классикой, но и показало, что учащиеся республики знакомы с возможностями школьных, районных и городских библиотек, имеют достаточно широкий читательский кругозор и умеют самостоятельно ориентироваться в красоте и добре.

На днях на базе Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования состоялся республиканский этап VI Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», который проводится под патронатом Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Состязание учащихся 6-10 классов учреждений общего и дополнительного образования открыли барабанщицы Дворца детского творчества г. Черкесска. На мероприятии была озвучена приветственная телеграмма Президента РФ Владимира Путина, адресованная его участникам и гостям, в которой, в частности, говорилось о важной роли книги в нашей жизни. «Она с детства воспитывает в человеке лучшие качества, обращает к добру, прививает высокие нравственные начала, – подчеркнул руководитель нашего государства. – И потому считаю реализацию вашего масштабного, поистине уникального проекта «Живая классика» востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным вкладом в дело популяризации чтения среди детей и подростков, развитие гуманитарного образования, в укрепление общего русскоязычного пространства».
Соревнование по чтению вслух – декламации отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей – превратилось не только в таинство соприкосновения с живой классикой, но и показало, что учащиеся республики знакомы с возможностями школьных, районных и городских библиотек, имеют достаточно широкий читательский кругозор и умеют самостоятельно ориентироваться в красоте и добре.
«Уверена, что все дети, находящиеся здесь, «заручившись» духовностью прочитанной литературы, обязательно найдут правильный собственный путь во взрослой жизни, – сказала тетя шестиклассника, учащегося Адыге-Хабльской СОШ Муслима Баракаева. – Чтение позволяет ученикам понять традиции поколений, значит, они вырастут милосердными, толерантными людьми в хорошем смысле этого понятия, патриотами и профессионалами, примером для товарищей и знакомых, вот, на мой взгляд, «изюминка» конкурса». Поделился своими мыслями и Муслим: «Я буду выступать первым. Это мой дебют. Надеюсь не подвести свою школу. Я подготовил отрывок из «Позднего ребенка» моего любимого писателя Анатолия Алексина, лауреата Государственной премии РСФСР имени Надежды Константиновны Крупской и премии Ленинского комсомола. Рассказ ведется от имени мальчика Лени, рождения которого папа и мама ждали 16 лет. Трудно быть поздним ребенком. Все берегут его, как цветок, чтобы не завял. Взрослые прячут от него свои проблемы, думая, что он не разбирается в них. Им нелегко. Нелегко и мальчику, чью старшую сестру, архитектора Людмилу, незнакомые люди часто принимают за его маму…»
Правила соревнования были строгими. Продолжительность выступления каждого участника – не более 5 минут, каждая лишняя минута – минус один балл. Музыкальное сопровождение, декорации, костюмы – пожалуйста, однако при выставлении оценок их использование не учитывалось.
Не сговариваясь, несколько конкурсанток, в том числе девятиклассница СОШ № 6 города Карачаевска Эльмира Чотчаева, шестиклассница СОШ аула Али-Бердуковского Самира Галибердова представили отрывки из ранней повести известного киргизского прозаика Чингиза Айтматова «Материнское поле». И это символично, ведь она, по сути, – сказ о дружбе и единении народов, что особенно необходимо нашей стране на фоне усиливающегося противостояния на мировой политической арене.
«Мне приглянулась эта повесть, – объяснила Эльмира, – лиричностью. Слезы наворачиваются на глаза. И так бывает всегда, когда я берусь за нее. Не могу привыкнуть к горестным монологам Толгонай, которая, потеряв на войне сыновей и мужа, в конце-концов переносит свою любовь на чужого ребенка. Я читала свой отрывок подругам и родственникам – все не выдерживали, плакали. И я поняла, это мое. Тем более, что война прошлась и по моей семье – искалечила дедушку Амыра, сбежавшего из дому на фронт в пятнадцать лет. Родной брат другого дедушки – Анзор Эбзеев пропал без вести. Прабабушка всю жизнь тосковала по нему. Дедушка Амыр очень мучился от фронтовых ран, поэтому, еще маленькой, я решила – буду врачом, как мама и сестра, чтобы помогать людям. Папа мой по образованию филолог, у нас много книг, он научил меня их читать, любить и беречь». Самира (на сцене настоящая старушка) готовилась к конкурсу тщательно, поэтому выступление ее было артистичным и трогательным. «Я очень старалась, – призналась она. – Прорабатывала каждую строчку, где было надо, понижала голос, где – повышала, вставала на колени, вносила в прикосновение к земле, как мне кажется, всю горечь, испытанную Толгонай. Моя учительница русского языка и литературы Абчар Анатольевна Кештова была моим терпеливым режиссером и утешителем».
Соперницы по чтению «Материнского поля» показали в общей сложности многоликую мать – страдающую и любящую, тоскующую и гордящуюся своими погибшими сыновьями, в результате получился символ Родины-матери. «Когда я выступала, мне казалось, что я состарилась на несколько десятков лет, моя душа была душой Толгонай, я думала, как она, была повязана платком, как она», – сказала одна из конкурсанток.
Впрочем, сцена преображала не только этих девочек. Все дети, вступая на нее, мгновенно трансформировались в своих героев. Амина Кенчешаова, учащаяся гимназии имени Амирокова аула Кош-Хабля, к примеру, сразу погрузилась в созданный гитлеровцами ад. «Письмо Тани Савичевой» она читала и на предыдущем конкурсе. «Почему повтор?» – поинтересовалась я у нее. Ответ поразил искренностью: «Впервые я познакомилась с этим письмом лет в десять. Оно тогда испугало, потрясло меня своей безысходностью. Танину маму убили фашисты, беззащитная среди них, она осталась одна-одинешенька. Наверное, поэтому ее предсмертное письмо, адресованное отцу, воевавшему на фронте, так глубоко врезалось в мою память, что я решила обратиться к нему в прошлом году. Тане Савичей было всего пятнадцать лет. Письмо случайно нашли после войны в сарае, где девочка свела счеты с жизнью, чтобы не отправиться в фашистскую Германию. Для себя она нашла только один выход – умереть на родной земле. Я приняла ее трагедию близко к сердцу, но все- таки лишь сейчас, когда стала ее ровесницей, ее боль превратилась в мою собственную. Под влиянием слов Тани я острее ощущаю ужас, творящийся в Сирии и в ДНР. В мире не должно быть несправедливости, толкающей детей к смерти».
Художественный руководитель гимназии № 16 города Черкесска, наставница восьмиклассницы Тани Юсенко, также прочитавшей письмо Тани Савичевой, Светлана Хизировна Тешева добавила: «Чтение классики сохраняет в учащихся чистую душу, данную Всевышним, так как ведет от знаний к чувствам, рассудочным поступкам и гражданским подвигам, которым всегда есть место в жизни. Пробуждая любовь к книгам, пленяя учеников их неисчерпаемыми возможностями, мы, педагоги, воспитываем в детях волю к борьбе с житейскими трудностями и серостью будней. Это и есть чудо духовного воспитания, ведь книгам порой приходится замещать невнимание родителей».
По мнению ректора РГБУ ДПО «КЧРИПКРО» Александра Гурина, чтение классической литературы закладывает основы полноценной личности. Ребенок, утвердившийся в родном слове, духовно и нравственно устойчивее нечитающих ровесников, это костяк общественно верно ориентированного и эстетически воспитанного слоя учащихся, способного вести за собой одноклассников.
С ним солидарна куратор конкурса, проректор КЧРИПКРО Рида Накохова, которая считает, что если культурное наследие лелеять в музеях, оно, превратившись в антиквариат, перестанет волновать подрастающее поколение. «Наш конкурс, – отметила она, – продемонстрировал актуальность классики – кладезя духовных идеалов. Он возродил и развивает традиции жанра художественного чтения. Дети осмысливают, понимают прочитанное, логично объясняют выбор произведения, анализируют его, что, бесспорно, свидетельствует об их активной гражданской позиции.
Что интересно, анализ выбранных детьми произведений высветил возрастные приоритеты. Шестиклассники, вступающие в активную пору перемен, сфокусировались на произведениях со «сквозным» чувством долга. Интересы семиклассников сосредоточились на внутренней и внешней гармонии, восьмиклассников – на смысле собственной жизни и человеческого существования. Девятиклассники сосредоточились на психологическом факторе добра и зла, переживаниях своих героев. Десятиклассников больше занимали проблемы общения, значимости личности и самовыражения. То есть конкурс, как познавательно обучающее, формирующее социально-культурную компетентность детей мероприятие, наглядно показал, что его участники растут как личности.
«Мои друзья-книги помогли узнать много нового,- поделился юный житель поселка Майского Прикубанского района Ислам Дудов, заполнивший вместе с ансамблем своей школы музыкальную паузу вальсом «Тучи в голубом». – Благодаря им танцы, которыми я увлекаюсь в свободное от учебы время, приобрели для меня особый смысл, мне кажется теперь, что каждым движением я разгадываю желания ушедших поколений. Думать так интересно, не устаешь от репетиций, получаешь удовольствие от выступлений».
Всем участникам конкурса – 38 чтецам – были вручены почетные грамоты и подарены книги. Ученица Учкекенской СОШ № 1 Мадина Каитова, ученица Али-Бердуковской СОШ Самира Галибердова и учащийся Тебердинской СОШ № 2 Тимур Лайпанов, сумевшие глубже остальных проникнуть в образную систему и смысловую структуру текста и оказать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителей, награждены дипломами победителя регионального этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». В мае им предстоит защищать честь республики на заключительном этапе Всероссийского конкурса, который состоится в МДЦ «Артек».
Бэлла БАГДАСАРОВА.
Фото автора.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях