Помнить о прошлом ради будущего

10 мая в 14:58
21 просмотр

В этом году отмечается памятная дата в истории нашей республики: исполняется 60 лет со дня возвращения карачаевского народа из депортации на свою историческую родину. На долгие четырнадцать лет весь карачаевский народ был отправлен в ссылку в Среднюю Азию и Казахстан.
Мы помним день возвращения карачаевцев. Наша семья после возвращения из сибирской ссылки жила в каменном бараке при бригаде колхоза «Путь Ильича». Ныне это аул Ильич.
Мне было шесть лет, когда первые семьи карачаевцев начали возвращаться на свою родину.

В этом году отмечается памятная дата в истории нашей республики: исполняется 60 лет со дня возвращения карачаевского народа из депортации на свою историческую родину. На долгие четырнадцать лет весь карачаевский народ был отправлен в ссылку в Среднюю Азию и Казахстан.
Мы помним день возвращения карачаевцев. Наша семья после возвращения из сибирской ссылки жила в каменном бараке при бригаде колхоза «Путь Ильича». Ныне это аул Ильич.
Мне было шесть лет, когда первые семьи карачаевцев начали возвращаться на свою родину.
Мой отец Абубекир Амироков, мать Лиза и бабушка Джулдуз, сами испытавшие тяготы депортации тридцатых годов, трудности в годы войны и при возвращении на родину в 1946 году, отнеслись к переселенцам с состраданием и помогали людям чем могли. У бабушки была швейная машинка «Зингер», и она обшивала всех, кто к ней обращался, и обижалась, если ей пытались заплатить. И когда ее не стало, жители аула Ильич наняли автобус и приехали в аул Эльбурган на ее похороны вместе с эфенди. Не забыть мне эту дань памяти моей бабушке от карачаевцев-односельчан.
А в колхоз приехало тогда много семей – со старыми родителями, с маленькими детьми. Из-за отсутствия жилья люди селились в каменных бараках и на ферме. Обустраивались как могли, спали на полу, строили временные загоны для скота. Я бегал играть с карачаевскими детьми…
С тех пор прошло шестьдесят лет. Дети, с которыми я играл, стали дедушками, но дружба, зародившаяся в далеком 57-м году между черкесскими и карачаевскими ребятами, сохранилась до сих пор.
Карачаевцы сразу же начали строить небольшие саманные домики, чтобы до холодов перебраться в них. В моей детской памяти запечатлелся эпизод, свидетельствующий о большом трудолюбии карачаевцев, их любви к жизни и созиданию.
В местах стоянок кочующих в то время таборов по весне появились маленькие побеги косточковых деревьев, и я видел, как взрослые мужчины осторожно выкапывали их и сажали на своих участках. До сих пор сохранилась небольшая роща, выросшая из этих саженцев, и я, приезжая в аул Ильич, всегда прихожу к этим деревьям, вспоминаю далекое детство и трудолюбивых карачаевцев. И в памяти всегда всплывает маленький, с палец, росток дерева как символ зарождающейся жизни в ауле… Большую роль в созидании новой жизни сыграли государственная поддержка, трудолюбие карачаевцев, дружба между народами и вера в будущее.
Я помню первыми приехавшие семьи Муштукая Лепшокова и Хизира Алиева (они в разные времена возглавляли бригаду колхоза «Путь Ильича»), семьи Манафа Гемсакурова, Кази-Магамеда Байрамукова, Карачика Алиева – брата репрессированного в 1937 г. Умара Алиева – видного общест-венного и политического деятеля, Кази-Магамета Салпагарова, Кеккеза Байрамукова, братьев Пиляла и Пахата Ижаевых, Гузеира Темирбулатова, Мухтара Джуккаева, Мудалифа Ижаева, Аубекира Ижаева…
С их детьми я пошел в первый класс Ильичевской начальной школы на первый урок карачаевского языка, который вела Зурум Дадашевна Алиева. Наравне со своими сверстниками читал и писал на карачаевском языке, прочитал в подлиннике «Черный сундук» и многое другое.
После того, как я окончил институт, напутственные слова мне сказал бригадир Ибрагим Алиев, фронтовик, кадровый офицер, кавалер ордена Александра Невского за форсирование Днепра, умудренный жизнью человек, который не раз смотрел смерти в лицо. Я не забывал эти слова и руководствовался ими, работая главным зоотехником и заместителем директора совхоза «Хабезский», помню и чту эти слова и сегодня, прожив, наверное, уже больше, чем судьба отпустила ему…
Со временем аул разросся в двести дворов. Появились кинозал, маслосырзавод, фельдшерский пункт, была построена новая восьмилетняя школа. Со мной в одном классе училась моя старшая сестра Люда, которая из-за огромного уважения к нашему учителю и директору Магомету Хамитовичу Ижаеву стала педагогом. В этой же школе учились младшая сестра Фатима, сейчас она работник торговли, и мои старшие братья Володя и Мухамед. Володя работал трактористом, механиком, был секретарем партийной организации бригады, затем главным зоотехником совхоза «Хабезский». Мухамед сейчас доктор наук, профессор, заслуженный ветеринарный врач РФ. Все мы свободно владеем карачаевским языком.
Все это – благодаря воспитанию, данному родителями, атмосфере интернационализма, которая царила в школе, и большой поддержке односельчан-карачаевцев, которые всегда в трудную минуту приходили нам на помощь. Двадцать четыре года мы прожили вместе с карачаевцами, деля и хорошее, и плохое. С каждым годом крепли дружба, взаимопонимание и взаимная помощь между карачаевцами и шестью черкесскими семьями. И даже сейчас, спустя столько лет, до нас доходят слухи, как оставшиеся там карачаевцы тепло отзываются о нас, о нашей совместной жизни, о нашей дружбе, и это дорогого стоит.
Основным направлением работы в селе было полеводство и животноводство. Мой отец работал трактористом, вместе с ним работали Умар Гочияев, Сапар Темирбулатов, Пахат Байрамуков, Анзор Гочияев, Хамид Боташев. Им доверялась новая техника и новый сельскохозяйственный инвентарь, и после работы они собирались у нас дома и обсуждали новые технологические процессы, которые нужно было внедрить в производство.
Дети Пахата Байрамукова, простого сельского труженика, окончили высшие учебные заведения и стали достойными людьми. Рамазан – глава Малокарачаевского района, его брат Магомет – начальник отделения Пенсионного фонда района.
Среди детей всегда бывают неординарные личности, которых называют «заводилами». Таким был у нас Борис Карабашев. На переменах или после школы он организовывал разные спортивные игры. По его инициативе была создана школьная футбольная команда. Форму мы сшили сами и ездили по школам области на товарищеские матчи. Часто проигрывали, но главным была дружба, понимание и знакомство с новыми ребятами. И после стольких лет мы встречаемся ежегодно и за чашкой крепкого чая вспоминаем односельчан, наших учителей и одноклассников.
Любовь к знаниям, к труду, уважение к старшим нам прививали наши учителя, которых мы по сей день помним и чтим. Некрасовское «Учитель! Перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени» я могу адресовать всем нашим преподавателям. Это учитель труда и немецкого языка Азрет Маткериевич Джуккаев, который никогда не повышал голоса на учеников и пользовался среди них огромным авторитетом. Это сестры Чотчаевы: Хаджар Магометовна – учитель истории, и Галина Магометовна – учитель русского языка. Их брат и сестра Али и Аминат тоже стали педагогами, наверное, об этом мечтал их отец-фронтовик, простой сельский труженик Магомет Чотчаев. Это математик Халимат Юсуфовна Джуккаева, Рашид Локманович Коркмазов – учитель химии и физики, участник Великой Отечественной войны, умудренный жизнью педагог. Это Юсуф Таусултанович Касаев – учитель географии, затем директор школы, Фаризат Бекировна Киикова и наша несравненная классная руководительница Назифат Аскеровна Байрамукова, дочь очень добропорядочного человека, секретаря партийной организации Аскера Хаджаевича Байрамукова. К слову, его внук Кемал Ижаев работает первым заместителем главы администрации Урупского района. Не могу не вспомнить добрым словом и учительницу начальных классов Валентину Ивановну Кромину, которая терпеливо обучала нас русскому языку.
Наш первый директор начальной и восьмилетней школы Ижаев Магомет Хамитович был хорошим педагогом и организатором. В голодные и холодные послевоенные годы он руководил школой, единственным на тот момент очагом культуры в маленьком ауле. При его личном участии проводились новогодние елки, концерты художественной самодеятельности, спектакли и много мероприятий, которые скрашивали трудную жизнь аульчан.
Будучи уже тяжело больным, он вел дополнительные занятия после уроков, знакомя нас с русской и зарубежной классикой: был великолепным рассказчиком. Ушел он из жизни в тридцать восемь лет, хоронили его всем аулом – и дети, которым он отдал всего себя без остатка, и взрослые, для которых он был символом культуры и просвещения. Прощались с ним во дворе школы, в строительство которой он, не имевший своего дома и живший со своей семьей в бараке, вложил все силы.
Память о нем жива, и было бы справедливым увековечить имя первого директора и назвать школу и одну из улиц аула его именем. Надеюсь, что в этом нас, одноклассников, поддержит и коллектив школы, и жители аула.
В настоящее время уже более 35 лет школу возглавляет достойный преемник старшего поколения, почетный работник народного образования РФ Назби Аскерович Байрамуков, выросший в образованной интеллигентной семье, в которой общечеловеческие ценности всегда ставились превыше всего.
Без прошлого будущего не будет. Оглядываясь назад, вспоминая, как дружно жили черкесы, карачаевцы, русские, ногайцы, абазины – всей душой желаю, чтобы и впредь на нашей гостеприимной земле трудились бок о бок люди различных национальностей, чтя законы гостеприимства, культуру и традиции своих и других народов. И видя, что творится в мире, каждый житель республики должен понимать и помнить, что вся ответственность за мир и благополучие зависит от каждого из нас, независимо от национальности и вероисповедания. Это наш долг перед миллионами депортированных во времена чудовищного террора и репрессий – жить и трудиться в мире и согласии в общем доме – Карачаево-Черкесской Республике на благо нашей великой Родины России.
М. Амироков.

Поделиться
в соцсетях