Художник, устремленный ввысь

25 мая в 08:21
8 просмотров

Ногайский художник-постмодернист, член Союза художников РФ Сефер Утемисов хорошо известен в республике знатокам и любителям живописи. Его путь в большое искусство вполне закономерен – с самого детства настоящее влечение он испытывал только к рисованию. После окончания школы в а. Эркен-Юрте Сефер Утемисов поступил на художественно-графический факультет педагогического института в Карачаевске. Еще будучи студентом, начал участвовать в различных выставках – областных, краевых, зональных, всесоюзных. Впрочем, и по сей день он представляет свои работы на всевозможных выставках графиков, акварелистов и живописцев. Его картины не раз включались во всесоюзные иллюстрированные каталоги художников, представляющих разные области изобразительного искусства.

Ногайский художник-постмодернист, член Союза художников РФ Сефер Утемисов хорошо известен в республике знатокам и любителям живописи. Его путь в большое искусство вполне закономерен – с самого детства настоящее влечение он испытывал только к рисованию. После окончания школы в а. Эркен-Юрте Сефер Утемисов поступил на художественно-графический факультет педагогического института в Карачаевске. Еще будучи студентом, начал участвовать в различных выставках – областных, краевых, зональных, всесоюзных. Впрочем, и по сей день он представляет свои работы на всевозможных выставках графиков, акварелистов и живописцев. Его картины не раз включались во всесоюзные иллюстрированные каталоги художников, представляющих разные области изобразительного искусства.
Часть картин Сефера находится в художественных галереях, часть – в музеях, часть раздарена. Помимо этого, Утемисов выставлялся и за рубежом – вывозил свои картины в Германию, Швейцарию. Около 30 его работ находится в частных коллекциях на Западе -во Франции, Германии, Швейцарии, Америке. В основном это акварельные работы, но и маслом, и карандашом художник пишет уверенно. Однако, по мнению художника, именно акварель хорошо выражает лирику натуры.
Для Сефера важен не столько сюжет, сколько суть, образность, идея изображаемого. Каждое произведение должно отражать не только замысел художника, но и его настроение, его цветовой слух. Сефер стремится создать произведение искусства, а не просто срисовывать натуру.
Как у всех художников, у Сефера Утемисова есть свой стиль и свое выбранное направление в искусстве: ему близок постимпрессионизм. В этом течении, по мнению Утемисова, больше образности и емкости. Как и все постимпрессионисты, Утемисов предлагает новую декоративную стилизацию, необычное цветовое решение, необычные цвета и элементы, благодаря которым изображаемая натура поэтически или даже фантастически преображается.
– Постимпрессионисты внесли в изображаемое мысль, и цвет подбирается эквивалентно мысли, – говорит художник. – Изображаемое, безусловно, отталкивается от натуры, но его надо немного преувеличить, выразить острее, экспрессивнее, чтобы усилить восприятие картины. Поэтому накладываешь яркие краски, меняешь формы, ракурсы.
Но свой путь в живописи Сефер начинал, как и большинство художников, с классики -с реализма. Причем полюбившийся пейзаж мог переписывать многократно, и каждый раз в новой технике, в новой манере. Например, гору Белалакая в Домбае он писал не менее ста раз.
– Я настолько люблю эту гору, что могу нарисовать ее с закрытыми глазами. Я знаю, где начинается каждый склон, каждый выступ. Это не простая гора… И рисовать ее рельеф нужно жирным черным карандашом, чтобы подчеркнуть монументальность этой горы и ее возраст… Горы нельзя писать слащаво…
Каждая его работа уникальна, даже если многократно обыгрывается одна и та же натура: новый рисунок по-новому оживляет лист бумаги. Он никогда не застаивался в рамках одного жанра или материала. Каждая натура требует своего языка, особого подхода, отдельного способа выражения, и ради этого приходится менять технические приемы и стили.
Особым этапом в творчестве Утемисова стала техника батика акварелью. К слову, он единственный художник в КЧР, кто работает в этой технике. В его случае батик – это не обработка свободных подтеков, а одухотворение красок. В его картинах нет невесомости акварельной взвеси – есть эффект легкости, воздушности и внезапности оттеночных переходов.
И это при том, что арсенал его цветовых средств состоит в основном из густых, тяжелых красок, вдруг взрывающихся нежно-розовым всплеском весенних деревьев или откровением проснувшегося неба. И так же неожиданным аккордом и резким противопоставлением вливается другой интенсивный плотный цвет, усиливая странное и противоречивое чувство при виде несколько сюрреалистического пейзажа и абсолютной его узнаваемости. Чтобы осуществить художественный образ, Утемисов использует самые противоположные, несопоставимые цвета – экспрессивные, сильные, яркие, удивляя неожиданными решениями и возможностями своей палитры.
Надо полагать, что причина таких мощных контрастных композиций заключается не в преломлении цвета в сознании художника. Просто в данный момент в данной картине он видит мир именно в таких красках.
Чаще всего Сефер рисует пейзажи, и это виды его родной Карачаево-Черкесии.
– Чтобы через изобразительное искусство показать красоту своего края, надо испытывать настоящую любовь к родине и к ее людям, к друзьям и близким, – делится художник.
Друзей у Сефера Утемисова много, и большинство из них – коллеги по творческому цеху, художники. Супруга Татьяна Михайловна рассказала, как в молодости у них дома собиралось столько гостей, что места за столом не хватало, приходилось снимать дверь с петель и ставить ее на стулья.
– Все они: скульпторы, графики, живописцы – были очень дружные, пытливые, порывистые, ищущие, – вспоминает она.
Татьяна Михайловна сама родом из Светлограда. По окончании Ставропольского пединститута приехала по распределению в Карачаево-Черкесию, встретила тут Сефера, вышла за него замуж, родила дочку Саиду. Быть женой художника трудно, но она всегда была рядом, всегда первой оценивала работы мужа. Но главные члены семьи Утемисовых – это картины. Лучшее место в квартире – там, где оптимальная температура и влажность, – отводится картинам.
– Я давно привыкла к этому, – говорит Татьяна Михайловна. – Ведь это и моя жизнь тоже…
Но есть какая-то непонятная закономерность в жизни – художнику все время надо продираться сквозь тернии, чтобы открыть человечеству новую звезду. Так и Сеферу пришлось пройти через большое испытание: перенести сложную операцию на глаза. Вы представляете, что такое глаза для художника? Но Утемисов не из тех людей, кто бросает любимое дело под гнетом обстоятельств. Именно после операции он начал писать свои акварельные работы батиком, и на сегодняшний день этих картин у него больше трехсот. Цветы, цветущие деревья, но в основном – горные пейзажи. Горы высокие, небо высокое, а горы так устремляются ввысь, словно втыкаются в небо и даже в космос хотят улететь… они в небе вместе с небом…
Окунувшись в творчество Утемисова, я тоже оказалась в небе. И это непередаваемое погружение или вознесение в мир искусства необыкновенного ногайского художника Сефера Утемисова навсегда останется в моем сердце.

Фото автора.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях