Вместе мы-сила

25 мая в 08:37
4 просмотра

Мероприятию предшествовала серьезная борьба за победу на всех уровнях: школьных, городских, районных и республиканском – которая наглядно продемонстрировала высокое качество профессионального мастерства педагогов и искусство сотворчества учителей и учеников. В финалисты конкурса «Учитель года КЧР-2017» вышли двенадцать педагогов, «Лучший учитель родного языка и литературы» – девять, победителями республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 43 учащихся.
Открытые уроки, передовые педагогические технологии и конференции филигранно отразились на мастер-классах учителей. У каждого претендента на первое место была своя манера, своя изюминка. Уроки, пронизанные духом творчества, импровизировали учебные ситуации, позволяющие доступно разъяснять и обучать детей, чьи роли исполняли сами номинанты. В «арсенале» всех конкурсантов были новые способы мышления, развивающие самостоятельность и дружеские отношения в классе.

Мероприятию предшествовала серьезная борьба за победу на всех уровнях: школьных, городских, районных и республиканском – которая наглядно продемонстрировала высокое качество профессионального мастерства педагогов и искусство сотворчества учителей и учеников. В финалисты конкурса «Учитель года КЧР-2017» вышли двенадцать педагогов, «Лучший учитель родного языка и литературы» – девять, победителями республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 43 учащихся.
Открытые уроки, передовые педагогические технологии и конференции филигранно отразились на мастер-классах учителей. У каждого претендента на первое место была своя манера, своя изюминка. Уроки, пронизанные духом творчества, импровизировали учебные ситуации, позволяющие доступно разъяснять и обучать детей, чьи роли исполняли сами номинанты. В «арсенале» всех конкурсантов были новые способы мышления, развивающие самостоятельность и дружеские отношения в классе.
К примеру, учитель истории и обществознания СОШ а. Мало-Абазинска имени Пасарби Цекова Абазат Шхагошев настроил учащихся на успешность в будущей взрослой жизни. «То, что мы делаем на уроках, – разъяснил он, – дети должны осознанно воспринимать как трамплин в нее и не нуждаться в «подстегиваниях».
Учительница русского языка и литературы СОШ № 4 ст. Зеленчукской Наталья Денейко продемонстрировала умение вести полноценные, интересные диалоги, пробуждающие творчество учеников. По ее словам, знать предмет и любить детей – полдела, надо прививать детям позитив, быть примером для них, попутно повышать собственный профессиональный уровень и даже совершенствовать свои личностные качества.
Учительницу математики СОШ № 1 с. Курджиново Людмилу Великородову поначалу можно было бы упрекнуть в панибратстве. Но это оказалось лишь маневром, отвлекающим от оптимальной дистанции между нею и классом, слагаемым высокого профессионализма.
На мастер-классе Людмила Михайловна сакцентировалась на воспитательной доминанте, показывая, что считается с мнением детей: когда было надо, убеждала, при необходимости побуждала к объективному самоанализу. Дети не скучали, соревнуясь в знаниях незаметно для самих себя. Недаром говорят, вкус победы сладок.
Инна Хутова, учительница английского языка СОШ а. Эльбургана, отличалась мягкостью подачи материала, тактичностью, продуманными выражениями и словами. Но ее обаяние не расслабляло «учащихся», наоборот, они работали слаженно, на вопросы отвечали четко, удивляя аудиторию краткими, но емкими ответами. Инна Псабидовна объяснила этот феномен просто: у учащегося в хорошем расположении духа логика мышления «фонтанирует», высвечивая перед ребенком полезность его труда. Таким образом рождается уверенность в своих силах и желание идти вперёд.
Учительница русского языка и литературы СОШ а. Икон-Халка Асият Язаева показала на мастер-классе, как рационально помочь учащимся проявить врожденные задатки.
Тема мастер-класса географа СОШ п. Правокубанского, кандидата биологических наук Максалины Текеевой называлась сложно: «Ментальность школы как способ формирования метапредметных результатов», но раскрыла она ее доступно, помогла методика Тони Бьюзена – психолога, специалиста в области самосовершенствования в развитии памяти, образного мышления, в упорядочении, структурировании и ассоциировании текста. Она наглядно проиллюстрировала легкость использования придуманных им интеллектуальных карт, с помощью которых учащиеся, на удивление, быстро запомнили задания, сконцентрировавшись на нужной информации.
Большую пользу извлекла для себя аудитория из советов учительницы английского языка из аула Красный Восток Мадина Дзугова. Свой мастер-класс она посвятила обучению живому английскому языку, начав со слов: «Я научу вас, как выучить за 20 минут 80000 английских слов». На глазах у пораженных зрителей она, рассекретив приемы полиглотов, убрала у «детей» стесняющий языковой барьер.
Дифференция между ступенями школы разграничена. Учителя начальной школы создают дорогу знаний, по которой ученики пойдут дальше. Конкурсантка Алима Семенова, учительница начальных классов из п. Кавказского, на мастер-классе держалась свободно. Пригодился успешный опыт работы с незнакомыми детьми на открытом уроке во втором классе гимназии № 9 г. Черкесска. Судя по интонации, ее педагогические знания и умения тесно переплелись с артистическими качествами. Нелегкая работа с маленькими детьми доставляла удовольствие, при ужатом регламенте мастер-класса ей удалось «охватить» всех «детей».
Замира Эшрокова, учительница истории и обществознания общеобразовательного лицея-интерната а. Хабеза имени Е. Хапсироковой, увлекла аудиторию технологией изготовления социальной рекламы. Методика создания рекламного продукта «схватывалась» быстро. Материал преподносился так, что творчество класса оказалось в «свободном полете». Дети без труда находили оригинальные решения. Вспомнилось, как накануне состязаний Замира Михайловна поделилась своим педагогическим кредо: «Оставлять за дверью класса все свои житейские проблемы. Как бы мне ни было плохо на душе, как бы ни устала, встречаясь с детьми, я улыбаюсь – они должны быть уверены в моем открытом сердце, в моей любви к ним. Это залог полноценного урока, позволяющий полностью выложиться, но отнюдь не педагогическая уловка».
Преподавательница русского языка и литературы СОШ № 3 имени Х. У. Богатырева Карачаевского городского округа Татьяна Мартынова очаровала зал докладом «Таинственная сила слова». «Прошлого не вернешь, безвозвратно канули в Лету очереди в школьную библиотеку, – поделилась она. – Сетовать по этому поводу – пустая трата времени, дело бесполезное, тем более что отрицательному засилью Интернета есть альтернатива – реальная возможность использования его же ресурсов, буквально «нашпигованных» произведениями классиков, словарями и энциклопедиями. Опыт работы с ним нарабатывается».
Креативность в мастер-классах продемонстрировали и учителя родных языков. Наша газета подробно описывала этот конкурс «Лучший учитель родного языка», прошедший 17 марта на базе гимназии № 13, в котором приняли участие девять победителей муниципального этапа. Его результаты показали: двуязычие в школе, продиктованное жизнью, в нашей республике уже превратилось в реальность, характеризующуюся положительной динамикой национального образования.
Счастье преподавателя слагается из ученических побед. В 2016-2017 учебном году более 30000 учащихся 4-11 классов общеобразовательных учреждений республики приняли участие во Всероссийской олимпиаде, а в республиканской олимпиаде по родным языкам и литературам – более 1500 человек. Среди 43 победителей олимпиад выделялся Радмир Лайпанов, ученик 11 класса СОШ поселка Новый Карачай, успевший приобрести навыки лидера. Уверенная речь, умение подать себя как знатока школьных предметов – качества, которые очень скоро пригодятся ему после выпускного вечера в школе. «Я с детства участвую в различных конкурсах и олимпиадах, – рассказал он. – Выкладывался максимально в надежде оставить свой след в родной школе. До сих пор мне это удавалось. В прошлом году я тоже получил диплом, причем из рук Главы КЧР Рашида Бориспиевича Темрезова. Впечатление, конечно, незабываемое – такое высокопоставленное лицо, и я рядом с ним! Две недели назад я стал призером заключительного этапа Всероссийской политехнической универсиады по русскому языку, состоявшегося в городе Краснодаре. Мечтаю поступить в Санкт-Петербургский горный институт. Верю, что в перспективе обязательно прославлю нашу маленькую, но необычайно прекрасную Карачаево-Черкесию».
Конкурсы завершились общей торжественной церемонией награждения победителей. Министр образования и науки Инна Кравченко, приветствуя их, отметила, что знает цену побед, ибо понимает, какие профессиональные испытания пришлось преодолеть конкурсантам. Отрадно, что победители не только побуждают учащихся к знаниям, но и прививают умение применять их на практике. «Все вы, – подчеркнула она, – яркие личности, умелые организаторы учебного труда детей и подростков. Впереди – кропотливая ежедневная работа. Я желаю вам всем творческих достижений и здоровья».
Председатель комитета по науке, образованию, культуре, спорту, делам молодежи и туризму Народного Собрания (Парламента) КЧР Исмель Биджев пожелал участникам праздника педагогического мастерства и впредь повышать престиж учительской профессии и развивать педагогическую культуру республики.
Лучших педагогов республики поздравил и председатель республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Мурадин Бесленеев: «Это одно из важнейших событий в нашей республике, потому что именно учителя закладывают ее будущее, будущее нашей страны. Нам не безразлична судьба образования. Мы всегда рядом с педагогами, как друзья, как единомышленники. Мы вместе, чтобы внести достойный вклад в развитие Карачаево-Черкесии».
Самый почетный уровень конкурса «Учитель года» – федеральный. Нашу республику, по решению жюри, представит на нем Замира Эшрокова, учительница истории и обществознания общеобразовательного лицея-интерната а. Хабеза имени Е. М. Хапсироковой. Лучшим учителем родного языка признана учительница родного языка и литературы СОШ а. Мало-Абазинска Адыге-Хабльского муниципального района Асият Джибабова. Победители и призеры получили, по традиции, дипломы, премии и памятные подарки
Время ставит новые задачи. Конкурсы стали действенным инструментом их решения и повышения профессионального уровня педагогов. Они помогают выявить и проанализировать инновации и лучший педагогический опыт, который будет внедрен в школьную практику.
Бэлла БАГДАСАРОВА.
Фото Алены РАСПУТИНОЙ.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях