Песни веков «Апсаты»

9 июня в 16:02
2 просмотра

Народная песня как часть музыкального творчества каждого народа складывалась веками в ходе развития национальной истории и культуры. Песенные традиции всегда скрепляли связь времён и поколений, являя миру особый характер и темперамент, присущие только этому народу. Поэтому, несмотря на перемежающийся музыкальный  фон, стиль или направление, народная песня никогда не теряла своей актуальности и востребованности. И вполне закономерно, что многие творческие коллективы обращаются именно к этому вокальному жанру. Один из таких коллективов –  фольклорный ансамбль народной песни «Апсаты» из г. Усть-Джегуты, исполняющий народные карачаево-балкарские песни. В репертуар ансамбля включены и исторический, и героический эпос, и шуточные напевы, и страдания, песни-плачи, и патриотические, лирические и эпические песнопения, и обрядовые песни, и даже аланские, датируемые 12-14 веками. Само название коллектива отсылает к древней мифологии: в языческом пантеоне карачаевцев и балкарцев «Апсаты» – это имя божества охоты и диких животных, которых он пас, как пастух своё стадо.

Народная песня как часть музыкального творчества каждого народа складывалась веками в ходе развития национальной истории и культуры. Песенные традиции всегда скрепляли связь времён и поколений, являя миру особый характер и темперамент, присущие только этому народу. Поэтому, несмотря на перемежающийся музыкальный  фон, стиль или направление, народная песня никогда не теряла своей актуальности и востребованности. И вполне закономерно, что многие творческие коллективы обращаются именно к этому вокальному жанру. Один из таких коллективов –  фольклорный ансамбль народной песни «Апсаты» из г. Усть-Джегуты, исполняющий народные карачаево-балкарские песни. В репертуар ансамбля включены и исторический, и героический эпос, и шуточные напевы, и страдания, песни-плачи, и патриотические, лирические и эпические песнопения, и обрядовые песни, и даже аланские, датируемые 12-14 веками. Само название коллектива отсылает к древней мифологии: в языческом пантеоне карачаевцев и балкарцев «Апсаты» – это имя божества охоты и диких животных, которых он пас, как пастух своё стадо.
Ансамбль «Апсаты» был создан в 1981 году. В том же году он принял участие в IV краевом фестивале фольклорного искусства Ставрополья и получил звание лауреата фестиваля. В 1985 году ансамбль стал лауреатом III Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвящённого 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Награжден почетной грамотой и памятной медалью Союза композиторов СССР, а также грамотой и памятными значками Всесоюзного телевизионного конкурса «Товарищ Песня». В 1985 году ему было присвоено  звание народного фольклорного ансамбля. «Апсаты» даже показывали в программе «Время» как одного из победителей этого конкурса.
На протяжении трех с лишним десятилетий творческая жизнь этого коллектива была очень насыщенной и плодотворной. В 1981-м они активно участвовали в подготовке и проведении Межрегионального фестиваля «Горская песня» во Владикавказе. В том же году  ансамбль принял участие в первом Международном фестивале тюркских народов, проходившем в СССР.
Еще «Апсаты» принимал участие во Всероссийском смотре-конкурсе «Шире круг». Представлял нашу республику на Международном музыкальном фестивале этнической музыки «WOMAD Russia». Выступал на фестивале мастеров искусств СКФО в Кремлевском Дворце съездов.
На III Международном фестивале фольклора и традиционной культуры «Горцы», проходившем в Махачкале, «Апсаты» был награжден дипломом фестиваля «За сохранение лучших традиций национальной культуры». Ансамбль также выступал на фестивале мастеров искусств «Пою мое отечество и славлю мой Кавказ», проходившем в Москве в 2012 году на сцене Колонного зала Дома Союзов.
Коллектив активно участвовал и во всех значимых мероприятиях республики, выступал на фестивалях фольклора народов КЧР «Ярмарка талантов», авторской песни «Горные вершины» и «Туристская песня на Домбае». Кстати, о последнем мероприятии писал журнал «Отдых в России».
Список этот можно продолжать долго, но давайте перейдем к самому коллективу.
На сегодняшний день «Апсаты» отметил 35-летний юбилей. Основной своей задачей коллектив считает возрождение старинных карачаевских песен. Академик Дмитрий Лихачев писал, что «обращение к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старо-го,  cвоих корней,  это  ощущение себя в истории».
«Апсаты» – тоже своего рода воссоздатель исторической, бытовой и культурной летописи карачаевского народа. И даже на репетициях артисты реанимируют виды народной песни, идущие в синкретическом единстве с народным танцем. (Замечу в скобках, что не все участники ансамбля живут в Усть-Джегуте: многие приезжают на репетиции из других населенных пунктов республики, бросая все свои дела.)
Состав ансамбля постоянно обновляется и омолаживается, но в нем до сих пор поют люди, которые входили еще в первый состав ансамбля. Например, народный артист КЧР Юрий Байрамуков, солист Карачаево-Черкесского хора радио. В «Апсаты» он с первых дней его возникновения. Юрий Юсупович вырос в двух культурах, и обе ему близки по факту принадлежности к каждой из них: мама у него русская, отец –  карачаевец. Он  не только солирует в ансамбле, но и поет и русские, и даже итальянские песни.
Старожилы ансамбля не просто исполняют песни – они знают историю и происхождение каждой из них, каждой странички музыкальной летописи народа (например, песен «Бийнегер», «Ачей улу Ачемез», «Татаркъан», «Песня о герое Умаре Богатыреве» и т.д.). К слову, многие слова из песен давно вышли из современного обихода, стали архаизмами.
Еще один солист ансамбля, Умар-Али Бостанов – поэт, актер карачаевского драматического театра им. Ш. М. Алиева. Одновременное нахождение в двух творческих коллективах не мешает ему, наоборот – вдохновляет. Умар-Али уверен, что именно такие коллективы, как «Апсаты», будут возрождать древнюю карачаево-балкарскую песенную культуру. В том, что карачаевский фольклор очень богат и самобытен, Умар-Али убедился после участия в одном из фестивалей тюркоязычных народов мира, проходившем в Анкаре.
– Фестиваль продемонстрировал удивительные таланты и голоса представителей почти тридцати тюркских народов, – вспоминал Бостанов. – И на этом фестивале отметили, что вся жанровая основа древнего тюркского фольклора в карачаево-балкарских песнях была представлена в полном объеме.
У карачаевского многоголосья за многие века выработался свой стиль и свои законы. При этом «Апсаты» не затерялся в этом многонациональном море кавказского многоголосья: у него есть не только свое отличие, но и свой внимательный душевный слушатель, и не только на родном Кавказе. Участники ансамбля с теплом вспоминают, как в Самаре после концерта к ним подходили русские, тепло благодарили, хотя не понимали ни слова: язык искусства и душа народа в переводе не нуждаются. Народная песня близка и понятна человеку любой национальности и поэтому находит дорогу к чуткому сердцу слушателя и без объяснений.
– Даже если я и не понимаю, то их музыка, исполнение, открытость всегда подкупают, и слушаю я их с удовольствием, –  говорит Наталья Мельцова из Усть-Джегуты. – Мы живем в такой республике, что песни одного народа становятся неотъемлемой частью культуры другого. Они поют всей душой.
Исполнять народную песню, ту, что, может, напевал твой прапрадед, иначе не получится. Особую связующую нить и родство с предками чувствует каждый, слышащий эти безыскусные слова, полные вековой истины, этот старинный напев, которым ты пронизан еще до своего рождения.
– Все очень просто – мы любим свой народ и как часть этого народа – свой фольклор. Песня – душа народа, и каждый народ – лучший хранитель и носитель своей истории, – говорит участник ансамбля Расул Коркмазов.
Основным «хранителем» песен в ансамбле «Апсаты»  является руководитель и солист ансамбля народный артист КЧР Расул Эркенов, к тому же солист ансамбля «Джегетей». Обычно творческие коллективы, выступающие в одинаковом или родственном жанре, находятся в негласном антагонизме. В данном случае музыканты группы «Джегетей» безупречно влились в «Апсаты».
– Народная песня доходит до нас в своем первозданном, нетронутом виде, – говорит Расул Эркенов. – И наша задача – передать следующим поколениям правдивость и незамутненную чистоту старинной карачаевской песни. 
– Пока жива наша память – будут жить песни, и история народа не исчезнет, – считает композитор и исполнитель Борис Турклиев, руководитель группы «Джегетей», народный артист КЧР. – История часто петляет, а песня – это крылатая вольная птица. Однажды выпущенной ввысь – нельзя подрезать ее свободные крылья, прервать ее многовековой полет.
    Шахриза Богатырева.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях