Кто заплатит за общедомовые нужды?

27 июня в 13:15
 просмотров

Более полутора лет назад вступил в силу закон № 176-ФЗ от 29.06.2015 г. о переносе платы за общедомовые нужды в жилищную услугу. Несмотря на то, что в счетах больше не будет «непонятной» и вызывавшей раздражение строки ОДН (общедомовые нужды) – плата за них никуда не исчезнет. Просто все платежи за потребленные ресурсы на общедомовые нужды для поддержания в рабочем состоянии систем электроснабжения, отопления, водоотведения, санитарного порядка в МКД (многоквартирных домах) будут равномерно распределены и приплюсованы к плате за потребленные коммунальные услуги пропорционально доле собственника в общедомовом имуществе.
Изменится методика расчета общедомовых нужд. Отныне платежи не могут превышать норм, рассчитанных для каждой из категорий многоквартирных домов в зависимости от срока ввода их в эксплуатацию, этажности, района расположения, состояния инженерных сетей и ряда других факторов.

Более полутора лет назад вступил в силу закон № 176-ФЗ от 29.06.2015 г. о переносе платы за общедомовые нужды в жилищную услугу. Несмотря на то, что в счетах больше не будет «непонятной» и вызывавшей раздражение строки ОДН (общедомовые нужды) – плата за них никуда не исчезнет. Просто все платежи за потребленные ресурсы на общедомовые нужды для поддержания в рабочем состоянии систем электроснабжения, отопления, водоотведения, санитарного порядка в МКД (многоквартирных домах) будут равномерно распределены и приплюсованы к плате за потребленные коммунальные услуги пропорционально доле собственника в общедомовом имуществе.
Изменится методика расчета общедомовых нужд. Отныне платежи не могут превышать норм, рассчитанных для каждой из категорий многоквартирных домов в зависимости от срока ввода их в эксплуатацию, этажности, района расположения, состояния инженерных сетей и ряда других факторов. Эти нормативы утверждаются решениями муниципальных органов власти в регионах не позднее 01.06.2017 г. и призваны нивелировать разницу между начислениями за одинаковый объем поставляемых ресурсов у различных УК и ТСЖ.
Как рассказал начальник Управления государственного жилищного надзора КЧР Хаджи-Мурат Таушунаев, в Карачаево-Черкесии действовала следующая основная схема начисления платы гражданам за жилищные и коммунальные услуги. Ресурсоснабжающие организации в полном объеме выставляли плату за коммунальные услуги по индивидуальному потреблению напрямую собственникам и жителям многоквартирных домов. Управляющие организации выставляли исключительно плату за содержание и ремонт жилого помещения. Данная схема в рамках действующего законодательства неприемлема и с 1 января 2017 г. применяться не может.
В связи с изменениями порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества в многоквартирном доме, в разъяснениях Минстроя предлагаются две схемы договорных отношений:
 – за индивидуальное потребление коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация выставляет плату напрямую потребителям, а объем коммунальных ресурсов на обслуживание мест общего пользования выставляется управляющей организации, которая в свою очередь распределяет ее между потребителями в пределах норматива в рамках платы за содержание жилья;
– весь объем коммунальных ресурсов выставляется ресурсоснабжающей организацией в адрес управляющей организации по общедомовому прибору учета, а управляющая организация выставляет потребителям плату за индивидуальное потребление и за содержание мест общего пользования в плате за содержание жилья в пределах норматива.
При этом управляющая организация вправе начислять повышающие коэффициенты гражданам, не имеющим индивидуальных приборов учета, а денежные средства от их применения направлять на энергосбережение дома, пояснил Хаджи-Мурат Якубович.
Таким образом, управляющие организации получают стимул, с одной стороны, не допускать убытки от сверхнормативных потерь, с другой стороны – получать дополнительную прибыль в случае существенного уменьшения платы на общедомовые нужды ниже норматива.
Как пояснил начальник Управления государственного жилищного надзора КЧР, ранее управляющие организации, как правило, не занимались решением данной проблемы, в связи с чем плата за общедомовые нужды зачастую превышала все мыслимые пределы. Это было связано с тем, что управляющая организация фактически не отвечала за то, сколько граждане заплатят за электроэнергию и воду в местах общего пользования.
Если же жильцы не определились со способом управления многоквартирным домом, то ресурсо-снабжающая организация имеет право выставлять плату за общедомовые нужды напрямую собственникам как за индивидуальное потребление, так и за общедомовые нужды исключительно в пределах норматива.
– Расчет размера платы за общедомовые нужды определяется исключительно в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом, в первую очередь техническим паспортом. Причем места общего пользования для начисления платы за общедомовые нужды по холодной воде, горячей воде и отведению сточных вод рассчитываются без учета чердаков, подвалов, а по электроэнергии – с учетом чердаков, подвалов. Для расчета размера платы за общедомовые нужды необходимо брать площади, которые указаны в техническом паспорте, и умножать их на норматив, установленный уполномоченным для субъекта Российской Федерации, – сообщил Хаджи-Мурат Таушунаев.
При первоначальном включении расходов на оплату мест общего пользования в состав платы за содержание жилья общее собрание собственников не требуется, что предусмотрено 176-ФЗ, однако только один раз, любое дальнейшее изменение платы требует проведения общего собрания собственников. В случае если после такого изменения платы гражданин будет не согласен с размером платы за содержание жилья и обратится в инспекцию, то при проведении проверки будут запрошены документы, подтверждающие площади мест общего пользования. При отсутствии таких документов либо отсутствии в них таких площадей будет выдано предписание о перерасчете размера платы потребителю и невыставлении повышенной платы до тех пор, пока технический паспорт не будет актуализирован или получен.
Теперь в платежном документе в графе «плата за содержание жилья» будет указан не только общий размер платы за общедомовые нужды, но и размер платы за каждый вид предоставленных услуг за содержание общего имущества. На оборотной стороне квитанции необходимо подробно информировать потребителей о произошедших изменениях, а также указывать номера телефонов, по которым потребитель будет иметь возможность получить более подробную информацию.
Что касается платежного документа за коммунальные услуги, то там должны исчезнуть строки за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Исключение — это дома в непосредственном управлении или где способ управления не выбран или не реализован.

Раиса АРНАУТОВА
Поделиться
в соцсетях