«В глубине певучих клавиш…»

27 июня в 07:03
3 просмотра

На днях в республиканской государственной филармонии прошёл фестиваль-конкурс игры на национальной гармонике и доуле «Сердце моего народа в глубине певучих клавиш», приуроченный к двум юбилейным датам: 25-летию Карачаево-Черкесской Республики и 95-летию Карачаево-Черкесской автономной области. Конкурс проводился республиканским Центром народной культуры в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Здесь Родины моей начало!» в целях пропаганды искусства игры на национальной гармонике и доуле в традиционных формах народного музицирования.
– Этот конкурс проводится для выявления талантливых музыкантов-любителей и повышения их мастерства, – сказал в частной беседе директор Центра народной культуры Артем Разин. – Такие мероприятия помогают развивать народное музыкальное исполнительство в нашей республике.

На днях в республиканской государственной филармонии прошёл фестиваль-конкурс игры на национальной гармонике и доуле «Сердце моего народа в глубине певучих клавиш», приуроченный к двум юбилейным датам: 25-летию Карачаево-Черкесской Республики и 95-летию Карачаево-Черкесской автономной области. Конкурс проводился республиканским Центром народной культуры в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Здесь Родины моей начало!» в целях пропаганды искусства игры на национальной гармонике и доуле в традиционных формах народного музицирования.
– Этот конкурс проводится для выявления талантливых музыкантов-любителей и повышения их мастерства, – сказал в частной беседе директор Центра народной культуры Артем Разин. – Такие мероприятия помогают развивать народное музыкальное исполнительство в нашей республике.
В конкурсе приняли участие солисты-гармонисты, солисты-доулисты, смешанные ансамбли гармонистов и доулистов всех поколений из всех районов Карачаево-Черкесии. В этом мероприятии, направленном на сохранение музыкального и культурного наследия Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа, приняли участие несколько десятков музыкантов, возраст которых варьировался от 9 до 72 лет.
Открыл фестиваль министр культуры Карачаево-Черкесии Рамазан Бороков:
– Этот фестиваль – один из праздников, объединяющих нас, и большое событие в культурной жизни нашей республики. Он сочетает в себе и творческое состязание, и школу профессионального мастерства, и уважение к нашим музыкальным традициям, которые мы несем через века. Кроме того, нынешний фестиваль – достойный подарок к двум юбилейным датам нашей республики. Я желаю всем участникам удачи, а жюри – оценивать не только искусство игры, но и любовь каждого участника к своему инструменту и к исполняемой мелодии.
В состав компетентного жюри вошли заслуженный работник культуры КЧР Владимир Нагайцев, победитель нескольких региональных конкурсов гармонистов Ислам Саппагаров, известный доулист Мурат Аджибеков, известный музыкант Валерий Аджибеков, композитор и музыкант Муратхан Турклиева.
Каждый из конкурсантов представил на суд жюри две музыкальные композиции народов Северного Кавказа. Кавказским мелодиям присущи особый темперамент и особая лирика, но у каждого народа свой музыкальный язык, которым он выражает свою душу, свои средства музыкальной выразительности, свои музыкально-стилевые черты.
Кавказ – это тигель, где веками смешивались народы, кухни, культуры, мелодии. Поэтому неудивительно, что исполненная Тамарой Шевхужевой «Кафа» была своего рода музыкальным парафразом карачаевской «Сокчу, кобузум!». Хотя у каждого гармониста своя манера игры, звукоизвлечения, свои басовые регистры, даже манера перебирать пальцами и растягивать меха у каждого своя.
Красиво играл Эльдар Байрамуков из Прикубанского района. Помимо безупречного владения обеими руками у него было чувство игры, что позволило ему создать волнообразный, перетекающий рисунок карачаевских мелодий. В результате он стал победителем в номинации «Творческий успех».
Широкое звучание свободной степи, дыхание вольного народа продемонстрировала в своем выступлении Айшат Сикалиева из Ногайского района. Недаром она была удостоена грамоты и диплома за «сохранение и популяризацию исполнительских традиций».
Виртуозное мастерство показал Абазат Шхагошев из Абазинского района. Его манера исполнения мне показалась самой необычной – отрешенный вид, летающие над клавишами пальцы, играющие быстрые абазинские мелодии.
А исполненный им жизнерадостный темпераментный «Абхазский перепляс» вызвал в зале особый эмоциональный подъем и настроение. Абазат, как выяснилось, учитель истории, и при этом не только музыкант, но и автор песен.
Я, как любой зритель, исхожу из своих слуховых и визуальных впечатлений. Мастерство, показанное музыкантами на конкурсе, доставило радость оттого, что море компьютерной музыкальной индустрии не замутило чистые реки народных мелодий, и звенящими ручейками вливается в эти реки новое поколение.
Как, например, два ансамбля юных доулистов – один из Черкесска, другой – «Ритмы гор» – из Абазинского района. Четко и синхронно они отбарабанили кавказские ритмы, удивив быстротой и ловкостью движений. Недаром оба коллектива победили в номинации «Традиционная культура и дети». А юный Артур Кичев-Хачуков из Черкесска получил отдельную награду за сольное выступление, продемонстрировав искусную игру на доуле.
Ансамбль народных инструментов из Хабезского района не просто сыграл попурри из адыгских песен, но даже устроил небольшое представление.
Умарбек и Аслан Хавцевы из а. Псыжа – известные музыканты. Они играют в группе «Абазги», а Умарбек – еще и в оркестре народных инструментов республиканского колледжа культуры и искусств им. А. Даурова. Откровенно говоря, выступление Хавцевых было настолько слаженным, что я восприняла его как желание показать мастер-класс начинающим музыкантам.
Тамерлан Узденов из Карачаевска продемонстрировал не только глубокое, «грудное» звучание басовых и сильную полифонию звука, но и драматическое исполнение. Тамерлану девятнадцать лет, на гармонике играет с девяти лет – по примеру прабабушки, бабушки, мамы… Тамерлан работает в хореографическом ансамбле «Шохлукъ-Дружба», который, к слову, недавно выступал в Кремле и стал победителем в одной из номинаций. Тамерлану Узденову присудили третье место.
Второе место заняла Ирина Хутова из Карачаевского района.
Но больше всех удостоились наград абазинские исполнители – как в групповых номинациях, так и в личных. Первое место разделили между собой  Абазат Шхагошев из Адыге-Хабльского района и Султан Лагучев из Абазинского района. Победителями, как я уже говорила, стали юные абазинские доулисты. Кроме того, специальный приз жюри был присужден Альбине Ходжевой из Абазинского района.
Что касается меня, то сама я – поклонница осетинских мелодий, особенно благородной лиричной «Хонги». В исполнении Ирины Кушховой эта мелодия звучала с особой эмоциональностью.
Но если быть справедливой, то все музыканты без исключения заслуживают самых высоких похвал и наград. За то, что дали почувствовать глубину живой музыки, за то, что с честью несут знамя музыкальной культуры своего народа и всего многонационального Северного Кавказа. Этот фестиваль не только объял разные культуры – он еще раз объединил наши сердца.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях