Инновации в антимонопольном законодательстве

10 июля в 10:30
 просмотров

27 июня Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики управления.
Обсуждения прошли под председательством руководителя управления Амина Уракчиева, а участие в них приняли представители министерств и ведомств республики, органов местного самоуправления, прокуратуры, Общественной палаты КЧР, Торгово-промышленной палаты КЧР, отделения Российского союза промышленников и предпринимателей по КЧР, отделения Общероссийской общественной организации «Опора России», присутствовал Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Главе КЧР, журналисты республиканских СМИ.
Участникам обсуждений были предложены четыре доклада по основным направлениям деятельности антимонопольной службы. С докладом об инновациях в антимонопольном законодательстве, так называемом «четвертом антимонопольном пакете», выступил руководитель управления Амин Уракчиев, заместитель руководителя Каир Бабаев – с докладом о практике применения на территории республики антимонопольного законодательства и Закона о рекламе.

27 июня Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики управления.
Обсуждения прошли под председательством руководителя управления Амина Уракчиева, а участие в них приняли представители министерств и ведомств республики, органов местного самоуправления, прокуратуры, Общественной палаты КЧР, Торгово-промышленной палаты КЧР, отделения Российского союза промышленников и предпринимателей по КЧР, отделения Общероссийской общественной организации «Опора России», присутствовал Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Главе КЧР, журналисты республиканских СМИ.
Участникам обсуждений были предложены четыре доклада по основным направлениям деятельности антимонопольной службы. С докладом об инновациях в антимонопольном законодательстве, так называемом «четвертом антимонопольном пакете», выступил руководитель управления Амин Уракчиев, заместитель руководителя Каир Бабаев – с докладом о практике применения на территории республики антимонопольного законодательства и Закона о рекламе. Заместитель руководителя Галина Аврахова рассказала о том, как реализуется в Карачаево-Черкесии законодательство о государственных закупках, какие нарушения при этом являются наиболее распространенными. И еще один доклад – главного государственного инспектора отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Инуса Матакаева – был посвящен судебной и административной практике УФАС по КЧР.
Амин Уракчиев сообщил, что в январе 2016 г. вступил в силу Четвертый антимонопольный пакет, обсуждение которого длилось около трех лет и который внес большое число изменений в закон «О защите конкуренции», КоАП РФ и Федеральный закон «О естественных монополиях». В ФАС России этот пакет назвали подготовленным в интересах бизнеса: с его принятием смягчена административная ответственность за антимонопольные нарушения, расширена сфера применения института предупреждений, а также созданы коллегиальные органы ФАС России, уполномоченные пересматривать принятые решения и предписания. При этом начиная с 5 января 2016 г. ФАС России прекратила вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке. Сам реестр, составленный до вступления в силу Четвертого антимонопольного пакета, также упразднён.
Теперь лицо не может быть признано занимающим доминирующее положение, если его доля на рынке составляет менее 35%. При этом следует обратить внимание, что норма о коллективном доминировании по-прежнему действует – зачастую компании оценивают только свою долю на рынке, не учитывая тот факт, что они по-прежнему могут быть признаны доминирующими на рынке коллективно со своими конкурентами. Норму о коллективном доминировании ФАС России считает необходимой и не планирует менять или отменять в ближайшее время.
Еще одним нововведением, которое подвергалось критике со стороны бизнеса на стадии разработки Четвертого антимонопольного пакета, стало расширение возможностей принятия Правительством правил недискриминационного доступа. По новым правилам, если доля компании на товарном рынке составит более 70% и она допустит злоупотребление доминирующим положением, то в целях предупреждения создания дискриминационных условий доступа к товарам, производимым данной компанией, Правительство РФ устанавливает перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ, и порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
Остается открытым вопрос, отметил Уракчиев: введение правил недискриминационного доступа – это право или обязанность Правительства РФ? В каких случаях ФАС России будет обращаться в Правительство РФ для применения данной меры? Закон не указывает, должно ли Правительство РФ определять срок действия правил недискриминационного доступа или условия, при которых они могут быть отменены, например, при снижении рыночной доли компании. В отсутствие каких-либо указаний в законе представляется, что правила недискриминационного доступа могут быть приняты после однократного злоупотребления компанией доминирующим положением на бессрочный период.
В перечень сделок, требующих получения предварительного согласия ФАС России, теперь включены соглашения о совместной деятельности: заключение конкурентами такого соглашения требует получения предварительного согласия ФАС России, если суммарная стоимость активов сторон соглашения с учетом их групп превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка превышает 10 млрд руб. Если компании не достигают указанных выше финансовых порогов, они все равно могут обратиться в ФАС России с ходатайством о получении согласия на заключение соглашения о совместной деятельности, чтобы в дальнейшем избежать возможных претензий о несоответствии соглашения запретам, установленным антимонопольным законодательством.
Далее Амин Уракчиев отметил, что статья о защите конкуренции из закона исключена, вместо нее теперь выделяется несколько видов недобросовестной конкуренции: распространение ложных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки или нанести ущерб деловой репутации юридического лица, распространение недостоверной информации о товарах, некорректное сравнение своего товара с товаром конкурента, введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие конкуренту, совершение действий, способных вызвать смешение с деятельностью конкурента, незаконным получением и разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
В последующих докладах были представлены конкретные примеры нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и о госзакупках, с которыми пришлось работать специалистам управления, что вызвало заинтересованное внимание участников мероприятия. В ходе обсуждений прозвучало немало вопросов, в частности, о тарифах на подключение к уличным газопроводам, об электронных аукционах, о деятельности контрактных управляющих и другие. На вопросы были даны компетентные ответы.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях

Последние новости

Делегация Координационного центра мусульман Северного Кавказа во главе с муфтием Карачаево-Черкесии Исмаилом Бердиевым встретилась с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым
23:51
Члены межнационального совета КЧР призвали жителей КЧР не поддаваться на провокации и сохранять межнациональное согласие
12:50
Глава Карачаево- Черкесии Рашид Темрезов поздравил жителей республики с праздником Весны и Труда
10:37
Прокуратура Карачаевского района контролирует ход процессуальной проверки по факту смерти ребенка
13:04
Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов подписал Указ, согласно которому семьи погибших и раненых сегодня сотрудников МВД получат единовременную денежную помощь
15:55
Рашид Темрезов выразил соболезнования семьям сотрудников полиции, погибших сегодня ночью в результате вооруженного нападения на пост ДПС в п. Мара-Аягъы
10:14