«Все, что было с вами, вспомнят ваши дети…»

14 июля в 11:54
183 просмотра

Где нет таких имен
Бывая в каком-либо населенном пункте, всегда интересно найти то главное, что отличает его от других. Село Хасаут-Греческое в этом плане довольно уникальное явление. Взять хотя бы его необычное для здешних мест название. И первый, кто может просветить тебя, утолить твою любознательность, это, конечно же, экскурсовод местного краеведческого музея Марина Ивановна Дибижева. Это про нее и других сельских подвижников сказал в свое время известный журналист Виктор Лошак: «В России остался несломанным хребет культуры, это люди, которые создают ее основу. Это не я, не директор Эрмитажа, не популярный кинорежиссер. Это десятки и десятки музейных работников, библиотекарей, преподавателей музыкальных и худож. школ. Пока они есть, работают, хотя получают гроши, у культуры всегда есть надежда».

Где нет таких имен
Бывая в каком-либо населенном пункте, всегда интересно найти то главное, что отличает его от других. Село Хасаут-Греческое в этом плане довольно уникальное явление. Взять хотя бы его необычное для здешних мест название. И первый, кто может просветить тебя, утолить твою любознательность, это, конечно же, экскурсовод местного краеведческого музея Марина Ивановна Дибижева. Это про нее и других сельских подвижников сказал в свое время известный журналист Виктор Лошак: «В России остался несломанным хребет культуры, это люди, которые создают ее основу. Это не я, не директор Эрмитажа, не популярный кинорежиссер. Это десятки и десятки музейных работников, библиотекарей, преподавателей музыкальных и художественных школ. Пока они есть, работают, хотя получают гроши, у культуры всегда есть надежда».
Марина Дибижева не только широко образованный человек, она – глубокий и тонкий знаток истории, народного творчества, быта. Во многом благодаря именно ей фонд музея составляет 744 уникальных экспоната. Кстати, немало предметов старины передала в музей и моя мама, уроженка Хасаут-Греческого Надежда Афанасьевна Яковлева. Это и носки старинной ручной работы (плумиста ортаря), и ческа для шерсти, и керамический кувшин, и старинные фотографии…
Впрочем, вызывают ностальгические чувства практически все экспонаты в музее – вязаные половички, неподъемный старинный утюг, каменная ступа, в которой наши предки толкли ячмень, отделяя от ячменных зерен шелуху. Дело было, по всей видимости, долгое и трудное, недаром пестик выглажен чьими-то ладонями до блеска…
В общем, стоит проявить любопытство и немного копнуть вглубь, и ты погрузишься в удивительную историю села, узнаешь невероятно интересные вещи и поймешь, откуда что взялось, тем более что Марина Ивановна всегда включает в беседу с интересующимися историей села предварительно подготовленный ею исторический материал.
Так вот, как гласит история, село Хасаут-Греческое основали выходцы из Понтийского царства. В середине 19 века понтийские греки обратились с прошением к государю России Александру II о переселении их на территорию России. В результате шесть тысяч понтийских греков переселились на Северный Кавказ. 27 семей под началом Ивана Харибова (в просторечии Кянджо) прибыли в станицу Баталпашинскую, где Кянджо добился аудиенции у легендарного наместника округа Григория Петрусевича. Кянджо был краток: «Нам бы поселиться там, где есть вода, камень и лес…». Кянджо знал, о чем просит, потому что новоселы были сплошь мастеровые – каменщики, плотники, кузнецы, шорники. И когда греки прибыли на берег пенящейся белыми барашками реки Аксаут, перед глазами открылось то самое место, которое они видели в своем воображении, место, где все есть для жизни: простор, сумасшедше красивая природа, от которой надо только брать те дары, которые она предлагает.
А это пробивающаяся крапива и щавель по весне, из которых можно сварить ароматные щи; летом перезревшие ягоды черники, малины, смородины, опадающие с кустов, едва до них дотронешься; с немым укором смотрящие на тебя целые острова никем не собранных грибов по осени…
Искусные рачительные греки очень быстро проложили грунтовую дорогу к казакам в станицу Кардоникскую, построили церковь святого Дмитрия Салунского, школу, дома с такими дивными ставнями, что хоть в иконостас вставляй и молись на них. И жизнь забила ключом. На Пасху в церкви шла служба, отовсюду неслось ликующее «Христос анести!» и «Алетинос анести!». Надо ли переводить эти божественно звучащие на любом языке слова?
Крепкие узы дружбы связали жителей Хасаут-Греческого с жителями аула Красный Карачай и села Коста-Хетагурова, кстати, в старину они ходили к осетинам, как и в Микоян-Шахар, пешком. Неблизкий путь коротали втрое, преодолевая гору Шоана, разделяющую эти населенные пункты. Тем более что на горе высился древний храм, где можно было помолиться и зажечь свечи у икон в честь святого Георгия Победоносца, одинаково почитаемого что греками, что осетинами. Кстати, и в нынешние дни на день Георгия Победоносца, самого почитаемого святого в Греции, сюда съезжаются греки со всей страны и даже из-за рубежа. К слову, шалые тропы еще не заросли, и те, кому позволяет здоровье, по-прежнему по ним добираются пешком в дни религиозных праздников к Шоанинскому храму.
Понять и пережить историю в человеческих лицах и судьбах позволяют сохранившиеся в памяти имена первых переселенцев – Ивана и Моисея Харибовых, Максима Авжиева, Фадея Андрианова, братьев Дибижевых, Кузнецовых. Но, наверное, мало кто знает, что за славянскими фамилиями, которые обрели греки в России, стоят совершенно другие фамилии с оригинальным звучанием и необычным значением, на которые мы невольно откликаемся всем существом… Так, Кузнецовы раньше откликались на фамилию Сидеропуло, Зурначевы на Зурнаиди, Кузьминовы – на Попандопуло. А подоплека этой фамильной метаморфозы, на мой взгляд, очень проста. Не хотели просто греки, видимо, походить на героя стихотворения «Баллада об имени» Андрея Дементьева: «Узбек по имени Григорий, где нет таких имен»…
Маленькое село, где греки крепко обосновались в 1864 году, постепенно разрасталось, а через 11 лет они сами стали полноправными гражданами Российского государства. Вот только, как говорил герой комедии «Свадьба в Малиновке» Попандопуло: «Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера», (а «шухер» на блатном жаргоне означает «опасность, тревогу»), он не заставил себя ждать в виде русско-японской войны 1904-1905 гг. Хоть и закончилась эта война поражением российского самодержавия, но на ее фронтах проявили мужество и отвагу потомки понтийских греков Евстафий и Савелий Дибижевы, Кириллл Зурначев, Харлампий Кецеров, Георгий Халджиев.
Потом грянула Первая мировая война, где в составе Кавказской армии, начавшей сражение с турками, проявили мужество Виктор, Константин, Кузьма, Устин Авжиевы, Федор, Савелий, Николай, Лазарь, Константин Дибижевы и многие-многие другие.
Смертью храбрых пали в гражданскую Иван Дибижев, Георгий Кайтязов, Григорий Гецеров, Георгий Хитилов и другие. Когда пришло время определяться в гражданской войне, воевать за красных или белых, хасаутцы в большинстве своем предпочли отряд Балахонова, который сражался против банд Шкуро.
Если вспомнить село довоенное, имею в виду Великую Отечественную войну, то макет его, если можно так выразиться, был довольно внушительным. Начнем с того, что до войны в Хасаут-Греческом было два колхоза «Эмброс» и «Элефтерон зои», что означало «вперед» и «свободная жизнь». Появился лесопильный завод, которым руководил Николай Андрианов, была построена молочно-товарная ферма, ставшая впоследствии самой передовой в регионе, работала экспедиция по добыче руды с большим содержанием молибдена. В 50-х начала работать геологическая партия Кольцовской экспедиции, которая проводила изыскания на предмет наличия в этих местах урана. Неоднократно бывали здесь экспедиции Института археологии Академии наук СССР.
На праздники в селе собиралась уйма народу – казаки, греки, осетины, русские, карачаевцы. Старики неторопливо и важно рассаживались на самом видном месте, словно им предстояло решать судьбу Северного Кавказа, отдельно сидели музыканты, державшие в руках, кто – бузуки и авлос, кто балалайку, кто гармонь и доул… У знаменитых русских печей суетились женщины, выпекая хычины, шумуш (греческие пироги с тыквой), фыджын (осетинские пироги), кулебяки, на столах пенилась буза в кувшинах, красовались живописные бутыли с самогоном, наглухо запечатанные початками кукурузы, и, конечно же, метакса – знаменитая греческая виноградная настойка на травах. И все село, вернее, вся округа, в такие дни и снедала, и выпивала, и спивала…Но грянул 41-й.
Духовной опорой на все времена для сельчан и, думается, для всех грядущих поколений стала память о Великой Отечественной войне. Центральная улица в селе заслуженно носит имя Надежды Кецеровой, которая подалась в партизаны, получив весть о гибели брата Федора в боях за Украину в 1941 году, а ровно через год была сама расстреляна немцами… В скорбный список, выбитый на памятнике погибшим воинам в Великой Отечественной войне, внесены имена Виктора Саулова, Федора Филимянова, пропавших без вести Христофора и Харитона Кузнецовых, Николая Кузьминова.

Проверено временем
В 1957 году на побережье Аксаута стали селиться семьи карачаевцев Эбзеевых, Чотчаевых, Кипкееевых, Болуровых, Тамбиевых и многих других, живших до депортации в ауле Красный Карачай. У Дмитрия Лихачева есть такие строки о живой природе: «Прежде всего она живет обществом, сообществом. Существуют растительные ассоциации: деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не всеми». У природы свои законы, что же касается человеческого сообщества, могу сказать твердо: в селе Хасаут-Греческом живут душа в душу по-прежнему греки и карачаевцы, русские и казаки… И это проверено временем и психологией людей.
С жительницей села Мариной Зурначевой и ее дочерью Зиной, с которыми вместе вышли из музея, решили пройтись по селу, по маршруту, который у любого еще больше повысит аппетит познания.
Конечно же, я не могу знать, как выглядело село в послевоенные годы, но сейчас на него любо-дорого посмотреть. Издалека видны крыши домов, как оцинкованные, бликующие в лучах солнца, так и крытые шифером, модной нынче черепицей. Разграфлены вокруг села деревянными изгородями на неровные геометрические фигуры – квадраты, ромбы, треугольники – участки земли. У кого под огород вдали от дома, у кого – под сенокос…
По-хорошему, в селе сейчас должно пахнуть сенокосом, но нет, пахнет все больше дождями, упавшими в травы. Вот и в день моего приезда в село, сказать, что шел дождь, ничего не сказать. Это был ливень, который быстро прошел, омыв улицы, деревья, травы, памятники, а следом выглянуло, как ни в чем не бывало, солнце. Под его жаркими лучами омытая ливнем стала парчой переливаться трава… Но я отвлеклась…
Историей в селе помечены многие места. Вот, к примеру, памятник грекам-понтийцам, основавшим село в 1864 году, памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, у подножия которого всегда цветы и к которому постоянно приходят люди и 22 июня, и 23 февраля, и, конечно же, в День Победы. Кстати, в День Победы окна школы были украшены плакатами с фотографиями и фамилиями всех ветеранов и участников войны. И одно из самых сильных впечатлений этого года, когда, приехав на 9 Мая в село к маме, которая обновляет, перестраивает, достраивает в селе, несмотря на то, что живет в Черкесске, отчий дом, я увидела на школьном окне фото своего деда Афанасия Николаевича Апачева…
В школе Хасаут-Греческого с детьми работают по высшим педагогическим нормам. Как говорит учительница Любовь Дмитриевна Чеботенко: «Школа – вечное аутодафе. Не сгоришь – никого не согреешь». И горит, в прямом смысле этого слова, уже сорок лет на работе. Преподает, пишет сценарии ко всем праздникам, играет на аккордеоне.
Иду по центральной улице и словно слышу недослышанное в детстве. Дошла до Дома культуры, претерпевшего недавно шикарный капитальный ремонт, и тут мне встретился Харлампий Георгиевич Филимянов. Ну, это просто перст судьбы, потому что именно он почти четверть века, с 1959 года, заведовал ДК. В его бытность в Доме культуры работали драмкружок, фольклорный ансамбль, участники которых выступали на телевидении Ставрополя, Пятигорска, принимали участие в Неделях литературы и искусства КЧР в Адыгее, Кабардино-Балкарии, опять-таки на Ставрополье, а фольклорный ансамбль сподобился выступить даже на ВДНХ в Москве. Немногим позже на весь край стал греметь песенный ансамбль «Бузуки», которым руководил сын Харлампия – Дмитрий. А сегодня Дмитрий уже со своими сыновьями Георгием и Дионисом играют на греческих свадьбах, на греческих праздниках, можно сказать, по всему свету, наглядно демонстрируя, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законного выражения, то есть следа воплощения и сохранения народного греческого искусства. Сын и внуки Харлампия умели слушать наказы деда и отца всегда, потому и не сохнет древо Филимяновых, а, наоборот, наращивает годичные кольца. Также в Доме культуры работала худруком жена Харлампия – Надежда Прокофьевна. Посиделки, кулинарные конкурсы, литературные викторины, которые она проводила в своей вотчине – в женском клубе «Зоренька», – говорят, были поэзией труда и быта, исходящей из далеких глубин…
Сегодня Харлампию – 88 лет, но он все такой же, легко устремляется в неизведанное, все так же считает, что именно культура – то самое сильнодействующее средство, которое способно возбуждать хорошие чувства и гасить скверные.
Еще одной легендарной личностью в селе был библиотекарь Дмитрий Кецеров. Он много лет трудился над летописью села, предпочитая плохие чернила хорошей памяти, и его когда торопливые, когда обстоятельно-философские записи, словно «узелки на память», не только обостряют зрение, но и помогают сравнивать былое и настоящее.
Незаменимый консультант во всех вопросах сельского жития и бывший директор школы, почетный работник общего образования РФ, педагог с 53-летним стажем Тамара Константиновна Кузнецова, которой, как в народе говорится, и хлеба не давай, дай лишь поговорить о выпускниках. А в выпускниках школы с. Хасаут-Греческого «ходят» хорошо знаемые мне еще и по рассказам моей матери: великолепный специалист по немецкому и английскому языкам, профессиональный музыкант, игравший в оркестре Утесова, Анатолий Шамардин, первый хирург-уролог, участник войны Василий Дибижев, доктор исторических наук Петр Кузьминов, доктор юридических наук Виктор Дибижев, солист Саратовского оперного театра, народный артист СССР Юрий Попов, кавалер ордена Ленина и Трудового Красного Знамени мастер-сыродел Георгий Зурначев, первая летчица-горянка Елизавета Батчаева, доктора медицинских наук Исрафиль Чаушев и Анатолий Халджиев…
Не забывают в селе пророчество Виктора Георгиевича Кузьминова, с легкой руки которого и появился в селе музей: «Все, что было с вами, вспомнят ваши дети». Он не только был в свое время первым секретарем Зеленчукского райкома комсомола, но и активно занимался поисковой работой, был инициатором создания ансамбля «Кубанка». В разные времена руководил профтехучилищем в станице Зеленчукской, был директором совхоза «Мичуринский», базы отдыха «Аксаут». Виктор Георгиевич никогда не жил одним днем, смотрел вперед, в будущее, но два года назад, к большому сожалению, его не стало…
Еще во времена молодости моей мамы, а ей уже 85, старые колхозники старались сплавить своих детей в город, почему-то уверовав, что там труд легче, хлеб слаще, а жизнь лучше. Были и такие, которые говорили: «Пускай в селе остаются, но только не на поле и не на ферме». Потом и колхозов, совхозов не осталось. Нет их и сейчас в селе, как нет и какого-то другого выгодного производства, тем не менее молодежь из села не бежит, потому что, подобно артерии, несущей кровь хиреющему организму, стал газ, который пришел в село. Конечно, практическое осуществление газификации села оказалось далеко не простым делом, достаточно сказать, что газ еще не проведен в дома, но это, как говорится, дело времени и расторопности хозяев. Зато построена роскошная мечеть, напротив строится церковь святого Дмитрия, с утра до вечера на новой игровой площадке резвятся дети… Новое здание у фельдшерско-акушерского пункта. Ведутся работы по укреплению берегов реки Аксаут. Строится новый магазин в селе.
На этой оживленной стройке, причем в праздничные дни для мусульман, и застала главу Хасаут-Греческого поселения Шамиля Кипкеева. И не задать ему один интересующий меня вопрос не могла: «Шамиль Анзорович, работаю в Карачаевске библиотекарем уже много лет, по долгу службы, да и просто так, много где приходилось бывать, и доводилось видеть в некоторых селах, аулах однообразие, такую пустоту, когда душе не за что зацепиться, а здесь прямо все «цепляет» – и люди, и школа, и музей, и аллея с памятным знаком и гранитным крестом в честь основателей села. И то, что у каждого дома либо трактор, либо сеялка, много коновязей, так сказать, «парковок» для лошадей… Во всем этом есть и момент душевности, и серьезности, и устроенности, и памятливости… Как вам это удается?»
– Во многом это заслуга Главы КЧР Рашида Темрезова, который не чуждается таких мелких вопросов, как игровая площадка в дальнем селе, а когда идет речь о масштабных проектах, таких как газификация, то и вовсе держит все под своим контролем, не оставляет село без внимания районная администрация, мощную поддержку селу дают спонсоры – наши земляки Виктор Кузнецов, Александр Савенко, Георгий Филимянов, Константин Фандилов, Георгий Кузьминов, Дмитрий Филимянов, Хызыр Эбзеев. Но самое главное, что дает силы нашему селу, – это его люди. Для одних оно – земля рождения, для других стало землей судьбы, но все одинаково пекутся о родном селе. На субботник, на обустройство аллеи, на любое общественно значимое мероприятие никого особо приглашать не надо. Все тут как тут, а в первых рядах, как всегда, Надежда Яковлева, Алий Кипкеев, Анатолий Кузнецов, Федор Кочиди, Федор Дибижев и другие. Вот сейчас активисты села думают над тем, как лучше поздравить со столетним юбилеем Веру Кузьминичну Чеботенко, которая, как и ее дочь Любовь Дмитриевна, преподавала в начальных классах школы…
– Наверное, я не очень буду интересна читателям своей любимой газеты тем, что не заострила внимания на проблемах села.
– Исправимся. Проблема есть – изношенность водопроводных труб, но она решаема. Во всяком случае, самая проблемная часть водопроводных коммуникаций уже заменена…

И. ХАРИБОВА.
НА СНИМКАХ: Глава администрации села Шамиль КИПКЕЕВ и строитель

Виталий КУВШИНОВ на стройке магазина; Харлампий ФИЛИМОНОВ; Марина

ДИБИЖЕВА; Памятник грекам-понтийцам – основателям села; Новая мечеть.
Фото автора.

Поделиться
в соцсетях