ОСАГО – не для всех?!

25 июля в 08:52
 просмотров

Обязательное страхование автогражданской ответственности ОСАГО действует в России с 2003 года. Обычный с виду документ на простом бланке, подтверждающий, что гражданская ответственность собственника и водителя транспортного средства застрахована. ОСАГО действует на территории всей страны и защищает имущественные интересы потерпевших и виновника аварии. А ещё в последние годы полис является главной страшилкой всех автовладельцев. Точнее, не он сам, а его получение.
29 июня в республиканской прокуратуре состоялся круглый стол, посвященный проблемам с ОСАГО. Представители отделения Национального банка по КЧР, регионального отделения Общероссийского народного фронта в Карачаево-Черкесии и Управления Роспотребнадзора по КЧР совместно с прокурором отдела по надзору за исполнением фед. законодательства прокуратуры КЧР Дмитрием Кравченко совещались, как же сделать так, чтобы все было хорошо – ОСАГО стало во всех смыслах доступным, страховые компании – более отзывчивыми, а владельцы авто – юридически грамотными.

Обязательное страхование автогражданской ответственности ОСАГО действует в России с 2003 года. Обычный с виду документ на простом бланке, подтверждающий, что гражданская ответственность собственника и водителя транспортного средства застрахована. ОСАГО действует на территории всей страны и защищает имущественные интересы потерпевших и виновника аварии. А ещё в последние годы полис является главной страшилкой всех автовладельцев. Точнее, не он сам, а его получение.
29 июня в республиканской прокуратуре состоялся круглый стол, посвященный проблемам с ОСАГО. Представители отделения Национального банка по КЧР, регионального отделения Общероссийского народного фронта в Карачаево-Черкесии и Управления Роспотребнадзора по КЧР совместно с прокурором отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры КЧР Дмитрием Кравченко совещались, как же сделать так, чтобы все было хорошо – ОСАГО стало во всех смыслах доступным, страховые компании – более отзывчивыми, а владельцы авто – юридически грамотными.
В круглом столе не принимали участие лишь сами «виновники торжества» – руководители страховых компаний, которые, надо заметить, крайне редко посещают подобные мероприятия. Видимо, эти вопросы их не сильно беспокоят. Между тем проблем в страховой сфере предостаточно.
Собравшиеся поговорили о причинах того, почему же всё-таки наши автомобилисты при всем своём недовольстве не хотят жаловаться «в органы» на самоуправства страховых компаний. Представитель Народного фронта Денис Струговцов отстаивал свою точку зрения – причина в банальной лени граждан, которым проще заплатить много, чем искать правды. Опять же контроль за самой системой слабоват и неоднозначен – местные надзорные органы не имеют прав на проверку головных офисов страховщиков, где и вершатся судьбы всех потенциальных получателей ОСАГО.
Другие выступавшие также отмечали недостаточную грамотность населения в данном вопросе. Попутно звучали сетования на бесчестные действия граждан по обману страховщиков с помощью фиктивных аварийных ситуаций и прочих уловок, вследствие чего деятельность страховщиков становится убыточной. По статистике, страховые премии ОСАГО за 2016 год в Карачаево-Черкесской Республике составили 238 миллионов рублей. В это же время компании выплатили автовладельцам, пострадавшим в авариях, 651 миллион рублей. Так что получается, бедствуют наши СК, поддерживая себя лишь за счёт объёмов работы.
Представитель Управления Роспотребнадзора по КЧР Надежда Попова отметила, что автовладельцы, скорее всего, считают для себя унизительным жаловаться или просто не в состоянии изложить свои мысли на бумаге, а без этого очень трудно что-то доказать.
Итак – лень, менталитет, безграмотность граждан или всё-таки отнюдь не божий промысел самих СК? Здесь, наверное, самое время слегка коснуться предыстории проблемы. Ведь все это стало накатывать девятым валом буквально несколько лет назад после резкого и значительного увеличения стоимости страховых полисов. Скачок цен на «автогражданку» и перманентное желание большей части страховщиков взять со страждущих «как положено» сделали получение полиса ОСАГО для владельцев автомобилей не просто хождением по мукам, а, выражаясь современным языком, жестким квестом. Причем не очень помогает даже борьба с неграмотностью среди автовладельцев в этом вопросе.
Так, например, активисты регионального отделения ОНФ в КЧР создали в июле прошлого года специальную памятку автомобилистам для правильного расчёта коэффициента бонус-малус и скидки за безаварийную езду при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности. Памятка была призвана стать добрым другом для владельцев авто, буквально пошаговой инструкцией в их борьбе с нарушениями в расчётах страховых премий. В начале текущего года была создана ещё одна, уже доработанная, памятка, и, по словам члена регионального штаба ОНФ в КЧР Али Дзамыхова, даже появились первые положительные примеры её применения.
– Один из жителей республики после изучения подготовленного в ОНФ материала заплатил вдвое меньше ранее рассчитанной стоимости полиса ОСАГО, – сообщил он.
Однако, вопреки всем ожиданиям, количество проблем с получением автостраховок не уменьшилось. Вопросы возникают разные: от нехватки полисов в офисах до странного сбоя в программе получения электронного документа. Как говорится, от нелепого до смешного – один шаг. Причём количество полисов, как неоднократно заявляли руководители СК, всегда в пределах положенного, это на местах их придерживают, создавая искусственный дефицит и, как следствие, последующее удорожание желанного документа. А накручивают его стоимость порой даже не в два, а в три и больше раза, попутно навязывая дополнительные, но не обязательные по закону услуги. А когда договорённость достигнута, страховщик оглашает сумму, и опа! – автовладелец без денег, но с полисом. Дорого и сердито! Причём полисов в таких случаях всегда хватает. Так что становится понятно, почему некоторые совершенно достойные и добропорядочные граждане длительно перемещаются по дорогам «бесполисно» на свой страх и риск – многим ОСАГО откровенно не по карману.
Надо признать, что некоторые автовладельцы действительно пытаются сорвать со страховщиков незаконный куш. Уже давно ходят в регионе упорные слухи о том, что процветает в республике весьма доходный бизнес – прокат битых запчастей на авто. Берешь, к примеру, помятое крыло или лопнувший бампер от старого «Мерса» или БМВ, «Приоры» или «Тойоты Камри» – они наиболее популярны, ставишь на свою машину и предъявляешь в страховую компанию. А потом получаешь страховку и живешь себе припеваючи, обратно поменяв битое на целое.
Много чего умеют и так называемые автоюристы, формально берущие на себя отстаивание прав и интересов обманутых автовладельцев, но часто становящиеся пособниками откровенных мошенников.
В таких условиях страховым компаниям вроде как невыгодно работать, но ведь работают же. Иные на вид даже процветают.
Весной 2017 года активисты Народного фронта в КЧР продолжили наступление по всей «линии фронта» – провели мониторинг доступности полиса ОСАГО при оформлении электронного договора, который теперь тоже есть в помощь (!) автовладельцам. В итоге в восьми проверенных компаниях были обнаружены проблемы.
– Мы так и не смогли пройти онлайн-страхование при тестировании оформления электронного договора, – рассказал эксперт регионального отделения ОНФ, председатель Союза профессиональных перевозчиков региона Руслан Джамбаев. – Причины были разные: в одних случаях для юридических лиц страхование онлайн недоступно, выдаётся немотивированный отказ и данные сбрасываются на первом же шаге. Сайты других компаний отвечают, что по техническим причинам услуга онлайн-страхования недоступна. Мы столкнулись со случаями, когда автомобилисту на момент получения водительского удостоверения исполнилось 18 лет, но так как при вводе начала стажа учитывается только год, а не формат даты – день, месяц, год, то система выдает ошибку.
Заодно ОНФ проверил и мониторинг приема и рассмотрения заявлений от граждан на заключение договора ОСАГО в страховых компаниях. Как итог – полный и негативный разнобой. Где-то отказываются регистрировать заявление и отправляют к руководству, которое печально объясняет, что «они не занимаются регистрацией, у них нет печати, журнала входящей корреспонденции и автовладельцам необходимо почтой отправлять заявление или лично ехать в головной офис, который расположен не в КЧР». В других офисах заявление принимают, но по истечении 30 суток не приглашают на заключение договора.
Здесь будет уместен реальный случай с моим приятелем, жителем соседнего региона, который летом прошлого года возжелал оформить свой страховой полис в КЧР. Ему сказали, что у нас это легче. Автомобиль у него по нынешним временам проще некуда – «Ока». И встретили его в наших СК безрадостно. В РЕСО-Гарантия не отказали, но назвали отдаленный срок выдачи полиса. В РОСГОССТРАХЕ вообще отложили это на середину осени. В «Макс» сказали, что владельцу «Оки» лучше обратиться по месту жительства. И лишь в одном гостеприимном месте не отказали, а напротив – в течение 3 дней пообещали все сделать за… 7 с лишним тысяч рублей. Не мудрствуя лукаво, мужчина отправился восвояси в родные пенаты и там продолжил свои хождения по мукам. Результат почти тот же. В отчаянии, поскольку машина уже стояла «на приколе», решил он сам оформить электронный полис. Расчет был экономичный, что-то около двух с небольшим тысяч за полис, поскольку и машина проста, и водитель-безаварийщик. Но этап оплаты на всех сайтах зависал. В итоге в своих поисках приятель дошел до какой-то небольшой СК, где в его присутствии ему быстро сделали ОСАГО на том самом сайте(!), где он сам не смог это сделать, но… на тысячу дороже, чем по расчету (цена за услугу). Выгода очевидна, и причина зависания сайта – тоже.
И закрадывается в голову страшное подозрение: а может, все это просто спланировано «наверху», в головных страховых компаниях и любые изменения к лучшему тоже только через них? Подобные предположения уже не раз звучали от граждан на совещаниях различного уровня. Тогда выходит, что борьба бессмысленна – плати и не спорь?!
В июне неугомонные активисты все того же Народного фронта в Карачаево-Черкесии организовали акцию «ОСАГО без нарушений», направленную на популяризацию памятки для автомобилистов по действиям при заключении договоров ОСАГО. С участием СМИ и волонтеров в Черкесске общественники раздали водителям памятки и объяснили действия по самостоятельному расчету стоимости полиса и повышению коэффициента бонус-малус.
– Не стоит ждать и верить устным обещаниям страховых компаний, лучше обратиться к ним в письменном виде за 30 дней до истечения срока, не откладывая «удовольствие» на последний день, – предупреждает Руслан Джамбаев.
Немного позже в РО ОНФ прошел круглый стол по проблемным вопросам при получении страхового автополиса с участием представителей СМИ, прокуратуры республики, Министерства промышленности и торговли КЧР, региональных управлений ГИБДД МВД, Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы. На заседании поговорили и о новом мониторинге продажи электронных полисов ОСАГО в республике. Там же был презентован образец ещё одного разработанного экспертами регионального отделения ОНФ документа – заявления (претензии) об отказе от дополнительных услуг и возврате денежных средств в так называемый «период охлаждения» – когда страховой компанией были навязаны автомобилисту дополнительные услуги.
– Заявление было разработано нами в результате многочисленных обращений автомобилистов, жаловавшихся на навязывание страховыми компаниями дополнительных услуг, – отметил эксперт регионального отделения ОНФ Андрей Гудимов.
Кстати, и надзорные органы, и общественники, и сами «соискатели» ОСАГО утверждают, что когда автовладельцы отстаивают свои интересы решительно, законно аргументируя свои намерения и даже с диктофоном в руках, то вопрос обычно решается без проволочек и «поценно». Вот только грамотных и решительных у нас пока маловато. Памятки есть, сочувствующие органы – тоже, а граждане по-прежнему истерят и ругаются при одной мысли, что очередное ОСАГО не за горами.
…Как тут не вспомнить кота Матроскина из Простоквашино: «Средства у нас есть. У нас ума не хватает».

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях