Сохраним душу ребенка – сохраним Россию

25 июля в 08:13
 просмотров

Тематика этого года, определенная Президентом РФ Владимиром Путиным, превратилась с первого января в лейтмотив стратегического развития и приоритетных проектов страны и нашей республики в частности. Поэтому сохранением окружающей среды усиленно занимаются хозяйственники, политики и общественные деятели. Не меньшей проблемой является и экология внутреннего мира, души ребенка. О том, как она решается, мы беседуем с учителем высшей категории, преподавателем русского языка и литературы гимназии №4 г. Усть-Джегуты Эллой ДОХТОВОЙ.
– Термин «экология души ребенка» на сегодняшний день трактуется по-разному…
– На мой взгляд, он однозначно подразумевает ее охрану, ведь «растет то, что мы выращиваем в душе, – как говорил Гете, – таков вечный закон природы». И это правильно.

Тематика этого года, определенная Президентом РФ Владимиром Путиным, превратилась с первого января в лейтмотив стратегического развития и приоритетных проектов страны и нашей республики в частности. Поэтому сохранением окружающей среды усиленно занимаются хозяйственники, политики и общественные деятели. Не меньшей проблемой является и экология внутреннего мира, души ребенка. О том, как она решается, мы беседуем с учителем высшей категории, преподавателем русского языка и литературы гимназии №4 г. Усть-Джегуты Эллой ДОХТОВОЙ.
– Термин «экология души ребенка» на сегодняшний день трактуется по-разному…
– На мой взгляд, он однозначно подразумевает ее охрану, ведь «растет то, что мы выращиваем в душе, – как говорил Гете, – таков вечный закон природы». И это правильно. Никто до сих пор не усомнился в таком толковании.
Экология души школьника подразумевает нашу заботу о его личном духовном развитии и будущем России. Не ошибусь, если скажу, что дети истосковались по красоте. Это особенно заметно на уроках литературы, когда я стараюсь с помощью литературных произведений взращивать в них благородство, добро, чуткость, милосердие. Книги помогают учащимся развиваться в нужном русле, ведь только обогатившись чистыми помыслами, они будут способны охранять окружающую среду.
– Из вашего объяснения я поняла, что основная нагрузка в этом плане ложится на словесников…
– Да, потому что экологию души рассматривают и русские, и зарубежные классики. Например, в стихотворении «Природа», вошедшем в «Стихотворения в прозе» Ивана Тургенева, объединяются в одно целое два важных понятия: «жилой дом» и «храм». Храмина – это и дом природы, в то же время святое место. А сама природа предстаёт в образе величавой женщины, полной глубоких дум, она восседает в огромной подземной храмине с высокими сводами, наполненной каким-то подземным ровным светом. В начале разговора лирический герой убеждён, что отношения между природой и человеком полны гармонии, что Природа – это мать, заботящаяся о человеческом благе и счастье. Но, поговорив с Матерью-природой, герой понимает: не всё так однозначно. Разум и чувства выделяют человека из мира природы. Люди живут по своим законам, а природа – по своим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он забудет о жизненных ценностях.
В школьную программу входят произведения Федора Тютчева, которые помогают воспитывать ребенка через рассуждения о загадочной душе природы. Для него она – живой организм, он так и пишет:

      «Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Если достучаться до сердца ребенка такой поэтической строкой, он может вырасти достойным человеком, оберегающим естественную красоту природы.
А взять речь? Даже будничную. Она привычна, как дыхание, и в то же время исполнена Божественным отсветом или искалечена лукавой лексикой. В этой конкретности я цитирую учащимся апостола Иакова, напрямую связывавшего речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».
– К сожалению, сейчас даже радиожурналисты, в недавнем прошлом носители эталонного литературного языка, грешат неоправданными иностранными заимствованиями, сленгом, жаргонизмами, бездуховностью. А без благозвучных примеров словесная мишура, естественно, обедняет и речь, и эмоции. Совсем недавно возникла новая проблема так называемой компьютерной культуры, вбрасывающей в обиход неоправданные варианты слов, в которых напрочь отсутствуют русские корни: «апгрейдить» в значении «усовершенствовать», «чатать» вместо «общаться», «крезанутый» в смысле «неадекватный»… Что делать?
– Очень хороший вопрос. Нам, учителям русского языка и литературы, пора прекратить возмущаться этими явлениями. Результат брюзжаний – лишь нервные срывы и противостояние с подрастающим поколением. Нужно придумывать новые формы воздействия на души детей, стараясь быть необходимыми им. Недавно я ознакомилась с материалами Всероссийской конференции «Русский язык как духовный и культурный собиратель нации».
Для меня стали открытием многие рассуждения о путях сохранения русской речи, по сути – признания в любви к русскому языку. То, что мне пригодится в воспитательно-учебной практике, я взяла на заметку. Только прислушайтесь, сколько мудрости в этих словах: «Там, где нарушается достоинство человеческого слова, происходит искажение достоинства человека, отход от нравственности, от культуры человеческих отношений – и человек становится рабом, скотом, зверем, не помнящим своего родства». «Классный тюнинг у тачки! Фарэва! Это бойфренд той бизнесвумен? Вау! Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг? Определись с сайдингом. Ты геймер? Хакер или юзер? Фифти-фифти? О-кей!» Чтобы такая «ересь» прекратила инфицировать язык и огрублять чувства детей, мы, учителя, должны не только постоянно повышать свой профессионализм, но и психологически развивать в себе навыки противостояния опошлению речи.
 На уроках русского языка я пытаюсь освобождать детей от духовной глухоты, рассказываю об уродливой трансформации слов из церковной жизни, к примеру общежитие (общага), брат (братва и брателло). К Дню Победы они уже знали, что словом «братия» чаще всего взывает к людям Господь со страниц Священного Писания, и поняли, почему Сталин, отделивший себя от церкви, обратился к советскому народу в самый трагичный для страны период, в начале Великой Отечественной войны, традиционными церковными словами: «Братья и сестры».
– То есть, по-вашему, возможность полноценной защиты русского языка и, как следствие, детской души существует…
– Да. Это обязанность каждого культурного человека, патриота! Особо подчеркиваю, восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с сохранения экологии детской души. Уверена, что это улучшит жизнь в нашей стране. Мне повезло, я выбрала профессию, которая позволяет служить России, ее святыне – русскому языку, служить через драгоценное классическое наследие – отечественную словесность, важнейшую составляющую культуры и духовной среды обитания народа.
 Анна Ахматова написала в годы Великой Отечественной войны:

      «Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки».

Мне кажется, эти слова заставляют задуматься над качеством русского языка, который мы преподаем детям…

Л. КАРАБАШЕВА.

Поделиться
в соцсетях