Грант – дело серьезное

26 июля в 10:27
 просмотров

Одной из наиболее оживлённых дискуссионных площадок прошедшего четвёртого гражданского форума «Архыз XXI» была та, где обсуждалась тема о президентских грантах. Кстати, очень актуальный вопрос для некоммерческих организаций, от которых в этом году поступило более шести с половиной тысяч заявок на президентские грантовые поддержки. Эксперт в этой области и человек непосредственно представляющий интересы некоммерческих организаций (НКО) и лоббирующий этот вопрос в органах власти, исполнительный директор «Фонда президентских грантов» Антон ДОЛГОВ пообщался с журналистами и ответил на интересующие их вопросы.

Одной из наиболее оживлённых дискуссионных площадок прошедшего четвёртого гражданского форума «Архыз XXI» была та, где обсуждалась тема о президентских грантах. Кстати, очень актуальный вопрос для некоммерческих организаций, от которых в этом году поступило более шести с половиной тысяч заявок на президентские грантовые поддержки. Эксперт в этой области и человек непосредственно представляющий интересы некоммерческих организаций (НКО) и лоббирующий этот вопрос в органах власти, исполнительный директор «Фонда президентских грантов» Антон ДОЛГОВ пообщался с журналистами и ответил на интересующие их вопросы.
– Антон Васильевич, изменились ли условия или принцип вашей работы с созданием единого грантоператора?
– Изменилось многое. Во-первых, было реализовано много тактических целей. К тому же внутри одного грантоператора легче распределять средства по направлениям. Когда было несколько узкоспециализированных грантоператоров, возникали ситуации, когда по одному направлению заявок очень много и средств не хватает на поддержку очень качественных проектов, а по другим направлениям хороших проектов мало, и либо оставался излишек средств, либо финансировались проекты, скажем так, «неидеальные». Теперь, при едином фонде, мы можем гибко перераспределять средства между направлениями так, чтобы поддерживать только качественные проекты. Что касается ключевых нововведений, то самое главное – мы отменили бумажную форму заявки. Сейчас она существует только в электронной форме. Тем самым основательно сократили финансовые и трудовые затраты заявителей. Мы сразу получили результат. По первому конкурсу заявок было на сорок процентов больше, чем ранее собирали все вместе взятые грантоператоры.
– Как вашему фонду удаётся «выхватить» из огромного потока заявок самую важную?
– Существуют определённые требования к заявителю: данная организация должна работать не менее полугода, являться некоммерческой, неправительственной структурой. Много и других критериев. Нельзя, к примеру, покупать предметы роскоши, осуществлять капитальное строительство, покупать недвижимость. Все это построено таким образом, чтобы средства тратились именно на общественно полезные, социально значимые проекты. Двенадцать направлений грантов, существующие сегодня, включили в себя все то, что было ранее у разных грантоператоров.
– Означает ли это, что строго определена тематика заявок?
– Да. Их двенадцать, и среди них социальное обслуживание, охрана окружающей среды, поддержка молодёжных инициатив в области образования, защита прав и свобод человека. Но все они имеют подразделы. По нашему мнению, они охватывают все сферы деятельности НКО. И если мы увидим по результатам первого конкурса где-то какой-то перекос, то добавим новое положение.
– Существует ли риск, что объявится какая-нибудь новая фирма-однодневка, через положенные полгода подаст качественную заявку и, получив грант, растворится «в небытие»?
– Мы учитываем эти риски. Поэтому такие молодые организации могут претендовать на грант в размере не более 500 тысяч рублей. Кроме того, мы оцениваем не только опыт организации, но и опыт членов команды. Организация новая, но её членами могут быть уже зарекомендовавшие себя люди. Кроме того, заявка – это очень серьёзное дело. Её невозможно написать за три часа. Это долговременная многоэтапная работа. Она требует кропотливости.
– Существует ли лимит на сумму гранта по направлению и каким образом производится начисление?
– У нас есть определённые рекомендации по суммам. Для новых проектов и для проектов, у которых небольшой охват территории, к примеру на уровне муниципалитетов, городов, – до пятисот тысяч рублей. Для региональных проектов – от 500 тыс. до 3 млн рублей. Если же проект охватывает несколько регионов, округ, страну – от трех миллионов рублей. Руководство, как правило, суммы не ограничивает, все зависит от оценки экспертов. Что касается механизма перечисления гранта, с победителем заключается договор в электронном виде. То есть грантообладатель должен будет открыть целевой счёт в банке. С помощью того же устройства электронной подписи, которое использовалось при заключении договора, победитель будет вести отчётность и подписывать платёжные документы. Открытие и ведение счета для него будет бесплатным.
– Есть ли ещё какие-либо иные виды помощи, кроме финансовой поддержки заявителей?
– Сейчас фонд осуществляет только финансовую поддержку, но мы намерены работать над тем, чтобы оказывать и другие формы поддержки. Понятно, что есть консультационная поддержка, но возможно, как мы предполагаем, будут проекты, которые «чуть-чуть» не добрали баллов, и мы будем рекомендовать регионам поддержать такие проекты на местном уровне. Не исключено, что будут проекты, которым нужна не столько финансовая помощь, сколько организационная – эфирное время на местном телевидении, помещение и т. д. Но и, естественно, самое важная поддержка, которую мы можем оказывать: встречаться с лидерами НКО в регионах, проводить семинары, системно анализировать ошибки прежних заявок по итогам каждого из конкурсов. Мы заинтересованы, чтобы проекты были качественными, и каждый следующий проект должен быть лучше предыдущего.
– При поступлении одинаково значимых заявок отдаётся ли приоритет какому-либо направлению при выделении гранта?
– Во главе угла – качество заявки, которое складывается из большого количества разных параметров: опыт организации, её команды, есть ли какие-то другие формы поддержки у этой структуры. Одна история, когда организация принесла письмо от уважаемого человека, который пишет: «Дорогой фонд, помоги. Хорошие люди…», а совершенно другая история: «Дорогой фонд, помоги, а я им дам на нужды машину…». Да, писем от уважаемых людей много, а с конкретной поддержкой – мало. Поэтому приоритет будет у той организации, которая не только у Президента денег просит, но и взаимодействует с местными органами власти.
– Кто именно контролирует процесс реализации проектов, на которые были отпущены гранты?
– Мы планируем плотное сотрудничество, партнерство в области своеобразного общественного контроля с местными СМИ, местными общественными палатами, активистами. По обратной связи о деятельности грантообладателя мы будем понимать, что в действительности происходит. Мы будем брать эти данные на заметку и учитывать их при выдаче нового гранта. В общем, задача – исключить в итоге случайные выдачи грантов.
В завершение пресс-конференции Антон Долгов напомнил, что список победителей конкурса на получение президентских грантов, который уже состоялся накануне форума, будет опубликован после заседания организационного комитета на официальном сайте «Фонда президентских грантов».

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях