Шансон. Как много в этом звуке…

11 августа в 06:29
23 просмотра

Невозможно подсчитать количество чернил и красок, израсходованных в попытках описать Домбай. Сколько лет этому чудному месту, столько сюда и ездили за вдохновением все, кто мог: поэты, художники, композиторы… Последние два десятилетия поселок, можно сказать, летом  «оккупируют» барды. Этим августом, в первых его числах, на Домбае проходил фестиваль ресторанной музыки. Кто-то приехал на фестиваль шансона, как его еще иначе называют,  впервые, кто-то не пропустил ни одного, кто-то решил убить двух зайцев – поучаствовать в фестивале шансона, а двумя днями позже повеселиться на празднике авторской песни. А если еще взять во внимание, что обещали подтянуться парапланеристы и расцветить небо Домбая разноцветными куполами дельта-  и парапланов…

Невозможно подсчитать количество чернил и красок, израсходованных в попытках описать Домбай. Сколько лет этому чудному месту, столько сюда и ездили за вдохновением все, кто мог: поэты, художники, композиторы… Последние два десятилетия поселок, можно сказать, летом  «оккупируют» барды. Этим августом, в первых его числах, на Домбае проходил фестиваль ресторанной музыки. Кто-то приехал на фестиваль шансона, как его еще иначе называют,  впервые, кто-то не пропустил ни одного, кто-то решил убить двух зайцев – поучаствовать в фестивале шансона, а двумя днями позже повеселиться на празднике авторской песни. А если еще взять во внимание, что обещали подтянуться парапланеристы и расцветить небо Домбая разноцветными куполами дельта-  и парапланов… В общем, магия Домбая, помимо красоты, разлитой вокруг, состоит в каком-то коловращении жизни.
В мире много мест, где все бурлит, но здесь по-особому. Начнем с того, что фестиваль, как и подобает ресторанной жизни, начался  вечером. Время, когда приходит час свечей – плавить воск, разбрасывать дрожащий свет по загорелым лицам. Свечей, понятное дело, не было и в помине, кругом горели огоньки фонариков от мобильников, так как зрителей на площадке у кафе Назира Байчорова было видимо-невидимо. При виде, как то и дело подъезжают и отъезжают автомобили, выпуская из салона вновь прибывших зрителей, а толпа расступается лениво-небрежно, иной раз казалось, что автомобилисты стараются передавить пешеходов, а пешеходы так и норовят попасть под машины, но все быстро встало на свои места, как только на сцену вышли учредитель международного фестиваля «Ночи Домбая» Назир Байчоров и его генеральный директор Шамиль Хубиев.
Забегая вперед, скажу, что, увидев их, площадь взорвалась такими  аплодисментами, каковых мало кто удостоился в этот вечер. Удивляться нечему. Со славой у этих красивых, видных мужчин свои давние добрые отношения. Что один, что другой – несомненные знаменитости. К примеру, Назир  не только держит на знаменитом пятачке, откуда в небо взмывает канатка, свою гостиницу, кафе, пункт проката и так далее, это человек, который каждый год собирает на Домбае не сотни – тысячи людей. И трудно найти более несхожих – туристы, барды, альпинисты, парапланеристы, велосипедисты, писатели, моряки, журналисты, археологи… Более того, он главный, а зачастую единственный щедрый спонсор многих мероприятий, проходящих на Домбае. Из его рук получают щедрые денежные награды горнолыжники, парапланеристы, сноубордисты…
Имеет все основания считать работу генерального директора фестиваля своей основной профессией и заслуженный артист Абхазии, Южной Осетии и КЧР, начальник отдела по молодежной политике Карачаевского округа Шамиль Хубиев. Его врожденный артистизм, прославленное обаяние, исполнительский талант – залог успеха любого мероприятия.
Одним из первых на сцену поднялся руководитель делегации Абхазии, – а она, как всегда, одна из самых многочисленных, – Давид Дасания: «Зову я часто в дом гостей и открываю двери всем. Они как свет в душе моей, без них я словно глух и нем». Эти строки были написаны много лет назад здесь, в Карачае, известным карачаевским писателем Магомедом Ахияевичем Хубиевым – отцом Шамиля Хубиева. Этими словами, так созвучными абхазам, я хочу поприветствовать участников и зрителей самого яркого фестиваля на Кавказе и передать слова приветствия от вице-президента Абхазии Виталия Габниа: «В мире, и в частности в России, проводится множество фестивалей музыки и искусств, но ваш проект, обретя добрые традиции и внеся особый вклад в укрепление межнационального сотрудничества, практически сразу после зарождения стал феноменом музыкальной жизни нескольких стран… Хочу выразить вам искреннюю признательность за организацию в Абхазии двух музыкальных фестивалей в городе-герое Гудаута в 2012-м  и 2016-м годах. Братская поддержка, оказанная вами, – яркий пример побратимства и добрососедства между нашими народами, взаимного стремления к сохранению духовного и приумножению культурного наследия, доставшегося нам от наших славных предков».
Участники фестиваля по приезде (а прибыли менестрели практически со всех концов страны – Дагестана, Сибири, Крыма, Алтая, Ставрополья) не спешили разбежаться по гостиничным номерам, напротив, после долгого пути каждый искал в толпе знакомые лица, и посему отовсюду неслось: «А Лена из Ульяновска приехала?», «Юру из Благодарного никто не видел?»
Выйдя на сцену, но уже в качестве ведущего, Шамиль Хубиев первым делом потребовал оваций: «Мы все хорошо узнали и полюбили ставшего легендарным первого лауреата фестиваля «Ночи Домбая» Равшана Асиряна. И  он  здесь со своей супругой Анной, которая сегодня отмечает день рождения. Так где, как не в кабаке, отметить это событие? Пригубить шампанского и отведать торт могут все желающие с левой стороны от сцены, ну а мы начинаем концерт выступлением Равшана!»
Ностальгию сегодня все чаще объявляют надуманной, вредной, но стоило только увидеть, как просияли лица собравшихся, когда на сцену вышел Андрей Гуров, и  стала очевидной вымороченность умозрительных схем и интеллектуальных рассуждений.
Солист самой популярной подростковой группы 80-х «Ласковый май» Андрей Гуров выступал практически на всех площадках страны, но своими самыми запоминающимися выступлениями считает домбайские.
– 80-90-е были трудные годы, но, как говорят в народе, чем хуже бывает с хлебом, тем благодарнее становятся зрелища. Так и было. Людям жилось нелегко, но мы собирали полные залы, – вспоминает Андрей Гуров, любезно согласившийся ответить на мои вопросы, несмотря на то что явно намеревался зайти в кафе перекусить. – Теперь я солирую отдельно, пишу песни и больше всего люблю бывать в Домбае. Сюда, на фестиваль, кстати, я в свое время пригласил свою любимую девушку Таню, которая вскоре стала моей женой и подарила мне сына Тимофея.
– Андрей, скажу сразу, очень многие приехали конкретно «на Гурова». Как относитесь к поклонницам, к поклонникам?
– Не будем лукавить. Каждый из нас – пленник внимания настолько, насколько ему хочется. Для меня главное не шумиха вокруг моего имени, не славословие, для меня важно другое – чтобы в творчестве все и всегда у всех было по-честному…
Легкое, пенистое, праздничное, дарящее радость выступление Гурова сменилось народной песней «Ой ты, степь широкая» в исполнении ансамбля «Алибек». И все  вобрала в себя русская песня – певучесть, широту души, необъятность русских степей… Редчайший контакт со зрителями у группы «Вейнерский сад». Как глоток чистого воздуха, выступление исполнителей Казбека Джамбаева и Хаджарат Агрбы.
«Слезайте, граждане, приехали, конец: Охотный ряд, Охотный ряд», «Ваше благородие, госпожа Удача!», «На заре ты ее не буди…». Вот уж воистину: «Шансон… Как много в этом звуке для сердца русского слилось». Романсы соседствуют с блатными песнями, гениальное изящество и простота песен Визбора – с экстравагантным исполнением рок-композиций, казачьи песни о вольной жизни – с одесскими припевами…
Вот приглашает подпеть зрителей Светлана Чипчикова. Ее голос, виртуозная игра на гармони в ночи подобны сверкнувшему среди черной гальки дикому, никем не тронутому алмазу…
На сцене – заслуженная артистка Абхазии Лидия Батчаева. Эта женщина – редкое явление природы. Каждое ее выступление сродни падению метеорита с небес. То есть сплошные эмоции! Вот и сейчас она, удивив, ошеломив всех, в свою очередь, не перестает удивляться энтузиазму сотрудников санатория «Лесной» из Ессентуков, которые не пропускают ни один фестиваль: «Вот для таких зрителей – благодарных, постоянных – хочется выложиться на полную катушку!»
Завели публику с пол-оборота и выступления Константина Губина, Александра Гума, Владимира Гурова, а также лауреатов прошлых лет Гора Мартиросяна, Макланды Квициниа, Кати Шлягер…
Эстрадная площадка чуть не треснула по швам, когда жюри подвело и огласило итоги. Победителем в номинации «Лучшее исполнение в традиционной манере заявленного жанра» признан Хаджарат Агрба. «Лучшее авторское исполнение» – за Мухамедом Каздоховым. В номинации «Лучшая оригинальная вариация на популярный шлягер с песней «Арго» победила Яна Хубиева. Номинацию «Лучший вокал» разделили три участника. Дипломом 3-й степени наградили Фатиму Китаеву, диплом 2-й степени достался Милане Аппаевой, а победителем в номинации стала Юлия Антонова.
Но это еще не все награды. Дипломом «Мистер Экстравагантность» наградили Батыра Мередова, диплом «За волю к победе» увезет с собой в Москву самая юная участница фестиваля Варвара Щипанова, Ардона Барцис помимо диплома получила специальное денежное вознаграждение…
Диплома  «Лучшее взаимодействие со зрителями» удостоился Андрей Балацкий, а руководитель ВИА «Вейнерский сад» Самир Алаверды спустился со сцены с дипломом  «Лучший «живой» коллектив фестиваля». Гала-концерт завершился выступлением членов судейской коллегии – Гения, В. Гурова, А. Гурова,  Гума, Губина… Нарочно не придумаешь такой подбор фамилий на одну заковыристую заглавную букву!
Свежий домбайский вечер сплетался с тонким запахом пекущихся балкарских хычинов и насыщенным ароматом жарящихся на углях шашлыков, на каждом углу море отменного пива, в каждом баре – звуки гитары, танцы до упаду.  Главное событие лета – фестиваль шансона – отметили на Домбае с размахом. Все было, как всегда, – шумно, весело, только в какой-то момент всем стало немного грустно – все хорошее быстро заканчивается. Фестиваль завершился. Но впечатлений от него, пожалуй, хватит на год, как раз до нового фестиваля. Тринадцатого по счету.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях