И аксакалы здоровались с ней стоя…

28 сентября в 12:03
 просмотров

Человеку издавна присуще стремление к познанию окружающего мира. В ком-то это стремление выражено более ярко, в ком-то – менее, но оно всегда есть. На мой взгляд, мастерство педагога состоит в том, чтобы менее выраженное стремление к знаниям у своего ученика усилить. На то есть очень много методов и приемов. Из этого разнообразия надо умело выбрать методу и дифференцировано применять в работе с учениками. Таких педагогов называют «педагогами от бога».
И таким педагогом, без сомнения, была Раиса ДАУТОВА  (на снимке). Она – первая женщина – учительница среди кубанских ногайцев. В своем произведении «Тандыр» («Очаг») известный ногайский писатель Суюн Капаев для своей главной героини выбрал прототипом судьбу Раисы Келендиковны. В двухлетнем возрасте Раиса осталась без матери, которая трагически умерла во время родов второго ребенка. Она выросла в дружной многодетной семье – отец снова женился, и у Раисы появились младшие братья и сестры. Младшая сестра Зайрат и брат Магомед впоследствии тоже стали учителями.

Человеку издавна присуще стремление к познанию окружающего мира. В ком-то это стремление выражено более ярко, в ком-то – менее, но оно всегда есть. На мой взгляд, мастерство педагога состоит в том, чтобы менее выраженное стремление к знаниям у своего ученика усилить. На то есть очень много методов и приемов. Из этого разнообразия надо умело выбрать методу и дифференцировано применять в работе с учениками. Таких педагогов называют «педагогами от бога».
И таким педагогом, без сомнения, была Раиса ДАУТОВА  (на снимке). Она – первая женщина – учительница среди кубанских ногайцев. В своем произведении «Тандыр» («Очаг») известный ногайский писатель Суюн Капаев для своей главной героини выбрал прототипом судьбу Раисы Келендиковны. В двухлетнем возрасте Раиса осталась без матери, которая трагически умерла во время родов второго ребенка. Она выросла в дружной многодетной семье – отец снова женился, и у Раисы появились младшие братья и сестры. Младшая сестра Зайрат и брат Магомед впоследствии тоже стали учителями.
Большое влияние на формирование личности Раисы Келендиковны оказал дед по материнской линии Исмаил-Афенди АТУОВ (на снимке). Он был образованным богословом, пользовался большим уважением у аульчан, и смело можно сказать, что стоял у истоков образовательного процесса в ауле Орак (современный аул Эркин-Юрт). В начале ХХ века он организовал медресе при мечети, в котором и служил. Детей обучали арабской письменности, истории религии и математическому счету. Благодаря дедушке в свое время арабскую письменность освоила и Раиса.
После окончания семилетней школы в а. Эркин-Юрте Раиса поступила в педагогическое училище в г. Черкесске, в 1938 году успешно его окончила и начала свою трудовую деятельность учительницей начальных классов в своей родной школе. За годы работы (а ее трудовой стаж – более тридцати лет) она обучила и воспитала не одно поколение достойных учеников. Она щедро делилась с детьми не только знаниями, но и теплом своей души, за что мальчишки и девчонки очень ее любили. Она пользовалась большим уважением у своих односельчан, даже аксакалы стоя здоровались с ней.
Раиса Келендиковна, рано овдовев, сама вырастила сына Якуба и дочь Муратхан, которым привила любовь к профессии педагога, и они тоже выбрали эту стезю.
Весной 1991 года на семьдесят пятом году жизни Раиса Келендиковна умерла от инсульта. Светлая память о педагоге осталась в сердцах многочисленных ее учеников, благодарных земляков.

М. НАЙМАНОВА.

Поделиться
в соцсетях