О детских журналах – на полном серьезе, или Доброе утро, фестиваль «Волшебное слово»!

2 октября в 12:41
 просмотров

Делегация КЧР с журналом «Наш теремок», издаваемым редакцией газеты «День республики», приняла участие в третьем  Всероссийском фестивале детской прессы, который проходил во Всероссийском детском центре «Орлёнок».  Фестиваль собрал представителей ведущих издательских домов регионов России, специализирующихся или имеющих в своем портфеле детские журналы, газеты или электронные СМИ. Также в нем приняли участие редакторы известных детских брендов, региональные издатели детской и юношеской прессы – лауреаты конкурса «Волшебное слово» и юные читатели – главные гости фестиваля. Мероприятие проходило при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Уже давно не секрет, что ситуация с детским чтением в России просто критическая. Ведь без государственной поддержки ни одно детское издание не может существовать и развиваться.

Делегация КЧР с журналом «Наш теремок», издаваемым редакцией газеты «День республики», приняла участие в третьем  Всероссийском фестивале детской прессы, который проходил во Всероссийском детском центре «Орлёнок».  Фестиваль собрал представителей ведущих издательских домов регионов России, специализирующихся или имеющих в своем портфеле детские журналы, газеты или электронные СМИ. Также в нем приняли участие редакторы известных детских брендов, региональные издатели детской и юношеской прессы – лауреаты конкурса «Волшебное слово» и юные читатели – главные гости фестиваля. Мероприятие проходило при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Уже давно не секрет, что ситуация с детским чтением в России просто критическая. Ведь без государственной поддержки ни одно детское издание не может существовать и развиваться. Да и сами дети становятся все более инертными читателями,  «уходя» из любимых журналов в Интернет-сети, меняя привязанность к добрым бумажным друзьям на увлечение бездушными электронными гаджетами. Фестиваль детской прессы по задумке его организаторов как раз и был направлен на то, чтобы вновь задуматься над этими  проблемами и попытаться посмотреть на них с иной стороны, продемонстрировать новинки рынка и реформацию изданий с многолетней историей, возродить интерес к детской периодике как элементу субкультуры.
– Детские СМИ и литература в издательском бизнесе всегда стояли особняком в силу своей значимости в реализации задачи воспитания подрастающего поколения. Как бы высокопарно это ни звучало, но так оно и есть. Однако в последние годы детские издания, к сожалению, оказались вне интересов государственной политики. В результате многие из них вынуждены менять формат с литературно-просветительского на более продаваемый – развлекательный. Какие-то издатели минимизируют количество выпусков, а кому-то и вовсе пришлось закрыться. Именно поэтому так важно сохранить те издания, которые, несмотря ни на что, остались верны главным принципам детской прессы – воспитание, просвещение, развитие посредством слова в детях любви к чтению, любознательности. И наш фестиваль детской прессы – это сейчас единственная площадка, объединяющая издателей, где они могут обменяться опытом, повысить свой профессиональный уровень, обсудить проблемы и наметить пути их решения, – говорит Елена Шитикова, исполнительный директор Союза издателей «ГИПП».
Самому фестивалю традиционно предшествовал конкурс «Волшебное слово», инициированный Союзом издателей ГИПП. В нынешнем году членам жюри, как и в прошлом, предстояло выбрать лучшие детские СМИ по присланным заявкам в шести номинациях. В состав конкурсного жюри входили представители государственных структур, общественных организаций, главные редакторы федеральных детских СМИ, художники, фотографы, а также сотрудники Испытательного лабораторного центра ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Почетным членом жюри стал Илья Резник, который дал такую оценку творчеству конкурсантов:
– Глядя на эти журналы, я вижу, что есть люди, которые думают о том, что детям нужна хорошая литература.
По мнению членов  жюри,  очень многие претенденты заслуживали наивысшей оценки. Тем не менее в шорт-лист вошли лучшие из лучших, уже именитые издания, такие как «Мурр», «Юный техник» «Классный журнал» и др.  В журнале из КЧР «Наш теремок» члены жюри отметили оригинальность самой идеи, но для победы ему не хватило более сильной технической составляющей в художественном оформлении. Что ж, это весомый повод для совершенствования издания и стремления к победе в следующем конкурсе.
Лауреаты конкурса «Волшебное слово» этого года были официально объявлены в ходе гала-концерта с участием самых активных маленьких читателей на III Всероссийском фестивале детской прессы в ВДЦ «Орленок». Но в ходе двух дней до этого события участники фестиваля приняли участие в целом калейдоскопе интерактивных мероприятий, фотоконкурсов, викторин и мастер-классов, которые сменяли друг друга одно за другим. Скучно не было никому!
В первый день с утра в приемном корпусе «Орленка» была организована издательская выставка детских СМИ «Читаем вместе». «Доброе утро, фестиваль «Волшебное слово»!» – такими словами «орлята» приветствовали редакторов более чем 20 детских изданий, которые приехали из разных регионов России – от Алтая до Калининграда.
На открытой площадке ребятня постарше и помладше в несколько подходов общалась с издателями  в интерактивной программе «С нами не соскучишься». Ребята лично познакомились с редакторами многих известных журналов для детей, узнали о новинках и даже забрали с собой любимые издания. А свои «жалобы и предложения»  у них  была возможность оставить на большом листе ватмана на столе в вестибюле. В основном это были восторженные отзывы и обещания стать подписчиками и постоянными читателями всей детской прессы.
При этом сами дети отмечают, что им не хватает рекламы самих журналов, чтобы определиться, что им интересно. Многие мальчишки и девчонки даже не предполагали, что есть такое количество интересных детских периодических изданий.
Между тем, над каждым выпуском даже очень маленького журнала трудится целая творческая команда: редакторы, художники, писатели и журналисты. Люди, которым не безразлично настоящее и будущее нашего юного поколения, которые хотят сохранить живое чтение для всех малышей и тех, кто постарше. Они мечтают сделать детские журналы и газеты серьезной альтернативой электронным играм. Пустые, несбыточные надежды или …?
Ответ на этот вопрос редакторы постарались найти в ходе дискуссий, которые проходили во второй половине дня в конференц-зале главного корпуса. Здесь успешные делились опытом с неудачниками, опытные – с начинающими, а сами начинающие рассказывали о том, что побудило их заняться таким непрестижным сейчас делом, как детское периодическое издательство  и какие трудности встали на пути к успеху. В ходе тренингов и бурных полемик творческие люди искренне и заинтересованно обменивались своим опытом друг с другом, предостерегали от типичных ошибок, взывали к букве закона и, заглядывая в недалекое будущее, свято верили в то, что волшебное печатное слово все же дойдет до каждого ребенка, ведь не зря говорят, что самые бескорыстно-пытливые юные умы у нас – в России.
– У нас говорят – дети не читают, но когда проходят такие фестивали и дети сами все видят, они с радостью берут газеты и журналы и читают, позитивно реагируют, обмениваются эмоциями, – отмечает Светлана Дзюбинская, начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, которая уже не первый год принимает участие в фестивале.
Но, увы, проблемы у творцов детской периодики тоже немалые. Это, в первую очередь, как уже говорилось, интернет-конкуренция. Так за одним из круглых столов было озвучено, что китайские дистрибьюторы игр на одних только «танчиках» зарабатывают в 12 раз больше, чем вся Россия на реальном оружии. И победить эту растущую армию архисложно. Неизменно из года в год, несмотря на все ухищрения редакторов, падает тираж изданий, даже самых популярных. Например, известному журналу «Костер» недавно исполнилось 80 лет. Известную традицию публиковать детские работы в этом издании придумал первый его редактор – Самуил Яковлевич Маршак. И сегодня в журнале детское творчество, наблюдение и рассуждение детей о мире – на первом месте. Между тем, и ему приходится бороться за своего читателя.
– У нас были миллионные тиражи в советское время, а сейчас грустно говорить даже, какой это тираж. Но  мы стараемся не потерять своих читателей – больше ходим в школы, общаемся с детьми, проводим разные мероприятия, – говорит Надежда Каменева, редактор творческих рубрик журнала «Костер» из Санкт- Петербурга.
Не перегружать страницы лишней информацией, не выходить за возрастные рамки, учитывать детские интересы, делать «заманчивый» контент, не терять связи с молодыми родителями при распространении – вот только несколько основных принципов, руководствуясь которыми, можно улучшить положение своего журнала на капризном рынке периодики.
Дельные советы прозвучали также в ходе коуч-панели «Монетизация и распространение – современные технологии». Своеобразный мини-тренинг провела медиаэксперт в сегменте детской периодики Оксана Ачкасова, основатель и главный редактор детского журнала «Егоза». Она буквально пошагово учила редакторов и издателей «видеть деньги и уметь брать их» для своих изданий, которые должны жить:
– Детские СМИ играют очень важную роль в формировании ребенка. Как бы ни были распространены планшеты, телефоны и прочие гаджеты, ничто не заменит бумагу для развития мелкой моторики и пространственного воображения.  Мне очень хочется, чтобы дети и сейчас ждали выхода любимого журнала, как раньше ждали мы «Мурзилку» или «Веселые картинки». Чтобы издатели научились не продвигать свои идеи и делать журналы, которые нравятся взрослым, а смотрели на мир детскими глазами. Потому что именно дети в конечном счете определяют успех или неуспех издания.
По мнению Оксаны, большая проблема детских СМИ – нежелание и неумение работать с рекламодателями, хотя здесь есть большой потенциал для эффективной рекламы. Просто нужны новые подходы и новый взгляд на индустрию в целом. И она на целом ряде примеров доказала право на существование своих идей.
О несомненном положительном влиянии качественных детских журналов на юные умы говорил и главный редактор журналов «Мир техники для детей» и «Авиация и космонавтика» Виктор Бакурский:
– Среди большого числа добротных изданий каждый ребенок сможет найти для себя что-то интересное – в искусстве, истории, науке, культуре или технике. И, возможно, та или иная тема, талантливо раскрытая на страницах журнала, так захватит воображение юного читателя, что во многом изменит его будущую жизнь, позволит определиться с профессией.
Говоря об этом, Бакурский привел несколько реальных примеров, когда в прошлом читатели его журнала становились затем успешными и известными людьми именно благодаря этому чтению.
Как спасать журналы? Как удержать читателя? Что делать в первую очередь и, главное, нужно ли это? Всем этим вопросам было уделено внимание на фестивале, который, по общему признанию, стал полезным и важным событием:
– Фестиваль – это место встречи товарищей по оружию: мы общаемся, обсуждаем, предлагаем, ищем пути выхода из нелегкой ситуации, – поделился своим мнением один из победителей конкурса «Волшебное слово» – главный редактор «Классного журнала» Алексей Ходорыч. – Ведь, с одной стороны, дети любят печатные СМИ, но не всегда могут их купить. Получается, что журналы детям нужны, даже с учетом их ухода в Интернет. С другой стороны,  журналы сражаются за свое существование. И важнейшая их миссия – вовлечение детей в чтение – находится под угрозой провала. Поэтому в ходе фестиваля мы не только находим правильные решения, но и привлекаем союзников и помощников. А читатели видят многообразие журналов, что, надеюсь, скажется и на подписке. 
Обсуждая актуальные проблемы детской прессы, все участники встречи были единодушны во мнении, что пропаганда детского и семейного чтения, формирование читательского вкуса у юной аудитории должны быть и заботой государства.
Вечером последнего финального дня фестиваля гала-концерт вновь собрал ребят и взрослых. И снова было общение без границ – на стыке добра и света. Яркие и озорные концертные номера в исполнении детей внесли особую струю в атмосферу этого доброго праздника детских журналов. И взрослые, умудренные жизнью люди, почувствовали себя не просто гостями в «Орленке», а словно окунулись в детство на полном серьезе. И все они – тоже всерьез – поверили в то, что жизнь у детских изданий будет долгая и счастливая.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях