Управлению финансами – надлежащее качество

3 октября в 12:40
 просмотров

Вчера страна отмечала День финансиста. Эта дата выбрана не случайно – ровно двести десять лет назад в России появилось Министерство финансов. А нашему Министерству финансов, как и всей республике, исполняется в этом году 25 лет.
Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась в преддверии юбилея с министром финансов КЧР Рустамом ЭЛЬКАНОВЫМ, выпускником Анатолийского университета (Турция) и Финансовой академии при Правительстве РФ. В должности  министра финансов он работает с марта 2011 года по настоящее время.
– Рустам Ханафиевич, несомненно, что финансовая система республики как составная часть системы страны за 25 лет претерпела значительные изменения.
– Конечно, в девяностых годах стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на элементах рыночного механизма. Республика смогла обеспечить условия для  рационального распределения финансовых ресурсов  и создать принципиально новый финансовый механизм во всех звеньях финансовой системы.
Вчера страна отмечала День финансиста. Эта дата выбрана не случайно – ровно двести десять лет назад в России появилось Министерство финансов. А нашему Министерству финансов, как и всей республике, исполняется в этом году 25 лет.
Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась в преддверии юбилея с министром финансов КЧР Рустамом ЭЛЬКАНОВЫМ, выпускником Анатолийского университета (Турция) и Финансовой академии при Правительстве РФ. В должности  министра финансов он работает с марта 2011 года по настоящее время.
– Рустам Ханафиевич, несомненно, что финансовая система республики как составная часть системы страны за 25 лет претерпела значительные изменения.
– Конечно, в девяностых годах стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на элементах рыночного механизма. Республика смогла обеспечить условия для  рационального распределения финансовых ресурсов  и создать принципиально новый финансовый механизм во всех звеньях финансовой системы. Задача осложнялась тем, что граждане несли финансовые потери из-за реформы ценообразования,  безработицы и снижения реальной заработной платы. Базовой основой политики стали либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости валюты и приватизация собственности. В итоге в 1992 году потребительские цены возросли в 26,1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения, конечно, не могло быть и речи. Поэтому целью финансовой политики стали снижение темпов роста цен и инфляции, ибо рост цен был, естественно, связан с бюджетным дефицитом, таким образом, ставилась задача снизить бюджетный дефицит. Расходы бюджета постоянно были выше доходов, что приводило к росту государственного долга и требовало сравнять доходы и расходы бюджета.
– Это был, разумеется, сложный период, как удалось справиться с тогдашними проблемами?
– Изменением мышления и алгоритмов управления. Основа современной финансовой политики: признание свободы предпринимательства, введение разных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов. На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной бюджетной системе пришла система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.  Начиная с 1994 года применяется система трансфертных платежей, увязывающая объем предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Кардинально изменилась и система управления финансами. На смену единому Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: это Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль. Был намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой политики, в частности, снижение дефицита федерального и регионального бюджета и его финансирование за счет внутренних и внешних источников.
– Насколько я знаю, в этот же период проводилась и  реформа налоговой системы. Это помогло наполнить и сбалансировать бюджет?
– В этот период было  снижено налоговое бремя  за счет отмены низкоэффективных налогов, расширена налоговая база из-за отмены ряда налоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов.  Развивалась государственная поддержка  экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Инвестиции предоставлялись для промышленных высокоэффективных проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к долевому участию государства в окупаемых проектах.
– А как  менялась структура собственных доходов бюджета республики за прошедшие 25 лет?
– Около половины доходов консолидированного бюджета в 1992 году составлял налог на прибыль предприятий и организаций, более 20% – налог на добавленную стоимость и 15% – подоходный налог с физических лиц. Доля остальных  доходов  была невелика: от 0,1 до 6%. За два с половиной десятилетия изменились как виды доходов, так и их нормативы распределения между уровнями бюджетной системы России. Произошел перенос части налоговой нагрузки с юридических на физических лиц. Для сравнения, в 2016 году 40% налоговых и неналоговых доходов бюджета КЧР составил налог на доходы физических лиц, 16,1% – налог на прибыль организаций, 14,6% – акцизы, 12,2% – налоги на имущество. В связи с высоким уровнем инфляции абсолютные объемы собственных доходов 1992-1996 годов не сопоставимы с текущими доходами бюджета республики. После проведенной в 1998 году деноминации рубля и изменения масштаба цен в тысячу раз объем налоговых и неналоговых доходов бюджета республики составил 313,3 млн. рублей. На протяжении 20 лет объемы доходов увеличились более чем в 27 раз и в 2016 году составили 8 643 млн. рублей.
Столь высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов стали итогами постоянной работы по мобилизации собственных доходов, отмене неэффективных налоговых льгот, налоговому стимулированию притока инвестиций, привлечению на территорию республики новых плательщиков, повышению эффективности управления имуществом посредством выявления неиспользуемых основных фондов и принятию мер по их перепрофилированию, продаже или предоставлению в аренду, взаимовыгодному сотрудничеству с организациями, формирующими налоговый потенциал региона.
На постоянной основе осуществляет деятельность Комиссия по мобилизации доходов в бюджет при Правительстве КЧР, проводится работа по переходу на электронный похозяйственный учет и проведению автоматической сверки с базами данных регистрирующих и налоговых органов по объектам недвижимости и выявлению неучтенных объектов; введению порядка исчисления налогов на имущество от кадастровой стоимости; регулированию органами местного самоуправления налоговой нагрузки на граждан в связи с изменением налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу; рассмотрению проектов законов по налоговым льготам для малого бизнеса, проведению совместных с налоговой службой, службой судебных приставов, правоохранительными органами, органами местного самоуправления мероприятий по погашению задолженности в бюджет и выявлению нелегальных предпринимателей, погашению задолженности по налогам.
Отдельным направлением работы является ежегодная оценка эффективности льгот и ставок по налогам. В результате этой работы за последние годы подготовлен и принят ряд законодательных актов о поэтапной отмене неэффективных налоговых преференций. В результате за 2012-2015 годы объем выпадающих доходов по льготам и пониженным ставкам, установленным республиканским законодательством, сократился в 6,7 раз с 321,7 млн. рублей до 48,2 млн. рублей.
Объем льгот, установленных органами местного самоуправления по местным налогам, за тот же период сократился в 4 раза – с 49 до 12,6 млн. рублей.
– Как сказался на финансовой системе режим санкций?
– Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость принятия действенных мер по наполнению доходной части и оптимизации расходов бюджета.
Результаты этой работы позволили  республике, единственной в стране, выйти из перечня субъектов с высоким уровнем дотационности, и с 2015 года КЧР не является «высокодотационным» регионом. Республика впервые в новейшей истории вошла в перечень регионов с надлежащим качеством управления региональными финансами. Как отмечает федеральное ведомство, это произошло благодаря проведению взвешенной бюджетной политики. Последние годы республиканский бюджет формируется на основе государственных программ Карачаево-Черкесской Республики и на трехлетний период. Доля расходов республиканского бюджета, сформированных в рамках государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, составляет более 93%. Это позволяет говорить о том, что практически все средства бюджета увязаны с конкретными целевыми индикаторами. Бюджет республики в последние годы имеет ярко выраженную социальную направленность. Удельный вес основных социальных отраслей, то есть здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, в общем объеме расходов в 2017 году составляет 66 %. Прирост к уровню 1992 года составил 13%. Карачаево-Черкесия делает большие шаги вперёд в своем экономическом развитии. Однако мы все ещё остаёмся дотационным регионом, и у нас нет своего резервного фонда. Но финансовая политика России направлена на увеличение фонда национального благосостояния, резервного фонда, который в случае кризиса будет расходоваться именно на ликвидацию его последствий. На сегодняшний день этих средств достаточно для того, чтобы страна кризис выдержала.
– Вы сказали, что основное требование бюджетной политики региона, несмотря на кризис,  это выполнение всех социальных обязательств перед населением.
– Да, республиканский бюджет Карачаево-Черкесии и в предстоящем году сохранит социальную направленность. Главным образом, это все социальные выплаты незащищенной категории граждан, социальная поддержка, предусмотренная законодательством, заработная плата. На эту сферу предусмотрено выделение 73,9% бюджетных ассигнований. На следующий год мы планируем все расходные обязательства и все полномочия, которые у республики есть, тоже выполнить в полном объеме. Так, на будущий год в бюджете заложено 14 млрд 430 млн рублей, из них 10 млрд 671 млн будут направлены на социальные нужды, процент бюджетных ассигнований, направленных на социальную составляющую, планируется повысить до 74,7%.
– Рустам Ханафиевич, что бы вы пожелали работникам финансовых органов в профессиональный праздник?
– Я хочу поздравить всех финансистов с профессиональным днем и пожелать, чтобы их начинания, направленные на благо государства, завершались успешно.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях