О присяжных заседателях в районных судах

4 октября в 10:17
 просмотров

Федеральным законом от 23.06.2016 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» расширен перечень судов, рассматривающих дела с участием заседателей. В их число включены районные суды и гарнизонные военные суды, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории РФ.
Мы встретились с руководителем Управления Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике Виталием ЧЕПУРОВЫМ и попросили рассказать о деятельности возглавляемого им ведомства в целом, а также прокомментировать изменения в законодательстве и обозначить возникшие в связи с этим новые задачи перед управлением.
– Виталий Владимирович, что входит в компетенцию управления?
– Управление Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике является органом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, подчиняется генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и подотчетно совету судей субъекта.

Федеральным законом от 23.06.2016 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» расширен перечень судов, рассматривающих дела с участием заседателей. В их число включены районные суды и гарнизонные военные суды, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории РФ.
Мы встретились с руководителем Управления Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике Виталием ЧЕПУРОВЫМ и попросили рассказать о деятельности возглавляемого им ведомства в целом, а также прокомментировать изменения в законодательстве и обозначить возникшие в связи с этим новые задачи перед управлением.
– Виталий Владимирович, что входит в компетенцию управления?
– Управление Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике является органом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, подчиняется генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и подотчетно совету судей субъекта.
Управление Судебного департамента в пределах своей компетенции изучает в рамках предоставленных полномочий организацию деятельности районных (городских) судов и принимает меры по ее совершенствованию; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; финансирует районные (городские) суды и органы судейского сообщества; контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым районными (городскими) судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета; обеспечивает районные (городские) суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей; обеспечивает районные (городские) суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов и гарнизонных военных судов; организует материальное и социальное обеспечение судей районных (городских) судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных (городских) судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей районных (городских) судов, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных (городских) судов в соответствии с федеральным законодательством; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных (городских) судов и органов судейского сообщества.
– Сегодня некоторые уголовные дела в судах рассматриваются с участием судебных заседателей. Когда появился этот институт в нашей стране?
– Присяжные заседатели впервые появились в судебной системе нашего государства в середине 19 века и просуществовали чуть больше половины столетия. С началом демократической эпохи в России в 1991 году в судебную систему страны вернулся институт присяжных заседателей, который по своей сути является одним из гарантов законного рассмотрения дела.
Суд присяжных в судебной системе России представляет собой коллегию присяжных заседателей и одного профессионального судью. В настоящее время в судах субъектов Российской Федерации коллегию составляют присяжные заседатели в количестве двенадцати граждан, специально отобранных случайным методом исключительно для данного конкретного дела. В компетенцию присяжных заседателей входит только решение вопросов факта и оглашение своего вердикта. Иными словами, присяжные заседатели могут лишь определить виновность подсудимого в совершении неправомерного действия, а судья определяет ему меру наказания или освобождает его от ответственности, а именно составляет и выносит приговор. Присяжные заседатели участвуют при рассмотрении тяжких и особо тяжких уголовных дел по ходатайству подсудимого.
– Как формируются списки присяжных заседателей?
– Они формируются высшим органом исполнительной власти в каждом субъекте Российской Федерации. Кандидатом может стать любой дееспособный гражданин страны, достигший 25-летнего возраста, не имеющий судимости (неснятой или непогашенной), не состоящий на диспансерном учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, не привлекающийся к ответственности за преступление на момент отбора. Кроме того, он должен владеть языком судопроизводства, не иметь физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Быть присяжным заседателем – это гражданский долг каждого, кто находится в списке, в исключительных случаях председательствующий в деле судья по заявлению кандидата может освободить его от участия в процессе: если возраст кандидата больше 60 лет; если кандидат – женщина, имеющая детей в возрасте до трех лет; если кандидат в силу своих религиозных соображений не может принимать участие в осуществлении правосудия; если отвлечение кандидата от основного вида деятельности может повлечь вред государственным (общественным) интересам; если кандидат имеет другие уважительные причины. Также судья имеет право освободить любого присяжного, чье объективное мнение вызывает сомнения вследствие наличия у него предвзятого отношения к делу, обвиняемому, незаконного давления на него или членов его семьи.
При рассмотрении дела коллегия присяжных заседателей имеет право: принимать участие в установлении всех обстоятельств дела, задавать вопросы вызванным на допрос лицам через председательствующего судью, а также участвовать в осмотре предоставленных вещественных доказательств, иных производимых в суде следственных действиях; просить председателя о разъяснении норм закона, а также иных неясных понятий и вопросов.
Ввиду того, что присяжные заседатели не обладают познаниями в уголовном судопроизводстве, им нужно ответить на вопросы:
   – доказано ли, что противоправное деяние действительно имело место;
   – доказано ли, что это деяние совершил именно подсудимый;
   – виновен ли подсудимый в его совершении.
– Виталий Владимирович, прокомментируйте, пожалуйста, положения Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» и принятые в связи с этим поправки в Уголовно-процессуальный кодекс.
– Согласно им коллегии присяжных заседателей смогут работать в судах первой инстанции: районных и гарнизонных военных судах. Они будут рассматривать дела, связанные с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, но по которым в виде наказания не может быть назначена смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Коллегия присяжных в районном суде будет состоять из 6 человек. В законе детально прописан порядок отбора кандидатов в присяжные заседатели.
Согласно действующему законодательству уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, могут быть по желанию обвиняемого рассмотрены коллегией присяжных. Однако это правило не касалось судов первой инстанции – районных (городских) судов. С 1 июня 2018 года при рассмотрении уголовных дел в районных (городских) судах подсудимые смогут воспользоваться своим правом на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей.
На сегодняшний день могу с особой гордостью сказать, что все задачи, которые были поставлены перед управлением по оснащению и переоборудованию в районных (городских) судах залов для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей, выполнены в полном объеме. Во всех судах республики имеются залы, полностью оборудованные для рассмотрения дел указанной категории с местом для нахождения присяжных заседателей и совещательной комнатой для присяжных заседателей.

Л. ДЖАНИБЕКОВА,
пресс-секретарь Управления Судебного департамента в КЧР.

Поделиться
в соцсетях