Национальная автономия: из истории вопроса

11 октября в 11:04
 просмотров

Мы продолжаем публикацию документальных исторических очерков, подготовленных доктором исторических наук, профессором Мухтаром БЕКИЖЕВЫМ.
В государственном строительстве после Октябрьской революции важное место занимал национальный вопрос. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов 12 января 1918 года, провозглашала принципиально новый подход к государственному устройству: «свободный союз свободных наций». Процесс добровольного объединения народов страны был обусловлен экономическими и культурными связями, сложившимися на протяжении веков.

Мы продолжаем публикацию документальных исторических очерков, подготовленных доктором исторических наук, профессором Мухтаром БЕКИЖЕВЫМ.
В государственном строительстве после Октябрьской революции важное место занимал национальный вопрос. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов 12 января 1918 года, провозглашала принципиально новый подход к государственному устройству: «свободный союз свободных наций». Процесс добровольного объединения народов страны был обусловлен экономическими и культурными связями, сложившимися на протяжении веков.
Царская Россия была унитарным государством, в котором осуществлялось централизованное руководство административно-территориальными единицами. В такой структуре наличие обособленных государственных образований было невозможно. Реализуя право наций на самоопределение, Советское государство пошло по пути создания национально-территориальных автономий.
Согласно советскому государственному праву, автономия – это самостоятельное осуществление государственной власти национальным государством (автономной республикой) или национальным государственным образованием (автономной областью, национальным округом), входящим в состав союзной республики, в пределах компетенции, устанавливаемой высшими органами государственной власти союзной республики при участии соответствующей автономной единицы.
В актах, определяющих территорию той или иной автономной республики или области, детально перечислялись все местности, отходящие к новому национальному образованию, вплоть до уездов и улусов, волостей, отдельных аулов и станиц.
Количество населения также влияло на форму автономии. Так, например, 23 июня 1921 года, когда ставился вопрос о выделении Кабардинского национального округа из состава Горской республики в автономную область, между Народным комиссаром по делам национальностей РСФСР И. Сталиным и членом ВЦИК, председателем Кабардинского окружного исполкома Б. Калмыковым состоялись переговоры по прямому проводу. «Выделение Кабарды вовсе не означает развал Горской республики, – говорил Сталин. – Последняя может сохраниться как республика, ибо у неё остается около миллиона населения за вычетом Кабарды и Карачая, если Карачай тоже выделится, что вполне вероятно». Впрочем, Горская республика оказалась нежизнеспособным образованием. Одна за другой из её состава выделялись автономные республики и области, в том числе и Карачаево-Черкесская автономная область. Столицами вновь созданных автономий становились старые административные центры – станица Баталпашинская (ныне Черкесск) – в прошлом административный центр уезда, а потом отдела Кубанской области, город Владикавказ – центр Терской области, город Симферополь – столица Крымской республики.
Конечно же, количество населения было не единственным фактором, влиявшим на форму автономии. Задачей советской власти было обеспечение интересов коренного населения, каждого национального района. В 1921 году в шести из девяти новых автономных республик, областей и трудовых коммун РСФСР процент коренного населения был выше 50. Наиболее высоким он был в Карачаево-Черкесии (62,3%).
Во многих республиках состав населения был многонациональным. Так, в Крымской АССР, образованной 18 декабря 1921 г., больше половины населения составляли русские, 25% – татары. Проживали здесь и другие национальности.
Все эти и ряд других факторов учитывались при создании автономных образований. Большое значение для укрепления многонационального государства, упрочения дружбы народов имела ликвидация последствий культа личности Сталина.
Опыт национально-государственного строительства учитывался и в ходе демократических преобразований постсоветского периода. Сегодня мы стремимся, чтобы нашу работу во всех сферах воспитания подчинить задаче укрепления экономической и военной мощи нашей Отчизны – Российской Федерации, чтобы мы могли в любой момент защитить страну от всяческих посягательств. Патриотическое воспитание граждан – священный долг каждого из нас.
Ещё Михаил Иванович Калинин, бессменный Председатель Президиума Верховного Совета СССР, говоря о патриотизме, подчёркивал: «Мы должны воспитать всех трудящихся СССР в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к своей Родине. Я говорю не об отвлеченной, не о платонической любви, а о любви напористой, активной, страстной, неукротимой, о такой любви, которая не знает никакой пощады к врагам, которая не остановится ни перед какими жертвами во имя Родины». Это изречение «Всесоюзного старосты» Михаила Ивановича адресовано всем нам и грядущему поколению.

Поделиться
в соцсетях