Вечное искусство ансамбля «Къарча»

12 октября в 09:58
28 просмотров

Карачаево-Черкесия за четверть века в статусе республики смогла и достигла многого. И эти достижения могут стать темой как отдельной статьи, так и целой рубрики в нашей газете. Сегодня мы расскажем о хорошо известном нашим читателям творческом коллективе – в качестве иллюстрации к тому, что в молодой республике рождаются молодые коллективы, которые потом прославляют свою малую родину в большом мире.
Детский вокально-хореографический ансамбль «Къарча» в особом представлении не нуждается. Созданный в 2003 году на базе республиканской госфилармонии, он ничем бы не отличался от сотен подобных коллективов, которые активно почковались почти во всех сельских клубах и домах культуры страны, если бы не… Вот об этом «если бы» и поговорим.

Карачаево-Черкесия за четверть века в статусе республики смогла и достигла многого. И эти достижения могут стать темой как отдельной статьи, так и целой рубрики в нашей газете. Сегодня мы расскажем о хорошо известном нашим читателям творческом коллективе – в качестве иллюстрации к тому, что в молодой республике рождаются молодые коллективы, которые потом прославляют свою малую родину в большом мире.
Детский вокально-хореографический ансамбль «Къарча» в особом представлении не нуждается. Созданный в 2003 году на базе республиканской госфилармонии, он ничем бы не отличался от сотен подобных коллективов, которые активно почковались почти во всех сельских клубах и домах культуры страны, если бы не… Вот об этом «если бы» и поговорим.
Идея создать ансамбль из мальчиков в возрасте от 6 до 15 лет принадлежала вокалистке филармонии, народной артистке КЧР Тамаре Уртеновой. По первоначальному ее замыслу мальчики должны были исполнять старинные, современные и стилизованные под фольклор карачаево-балкарские песни. Эту идею руководство учреждения не только одобрило, но и выделило автобус, на котором Тамара Уртенова ездила по аулам, устраивала прослушивания и отбирала музыкально одарённых ребят.
Вскоре стало понятно, что песни требуют танцевального сопровождения, причем не тех неуклюжих манерных телодвижений, которыми грешит почти вся кавказская эстрада, а аутентичных, старинных, исконных. Ибо вместе с танцевальными элементами можно было продемонстрировать карачаевские обычаи, фольклор, реанимировать сцены прошлого.
Найти балетмейстера-хореографа, который ставил бы не просто танцы, а вокально-танцевальные номера, было делом нелёгким. Нужен был большой профессионал, который, помимо танцев, научил бы ребят механике дыхания для синхронизации движения и пения.
Ребятам очень повезло, когда к ним пришел главный балетмейстер ансамбля «Эльбрус» Чора Узденов, что предопределило дальнейшую судьбу этого коллектива. Чора Исмаилович 35 лет посвятил искусству танца, выступал в ансамблях «Шохлукъ», «Эльбрус», жил и работал в Америке, где создал кавказский танцевальный коллектив, который выступал даже на торжествах возле статуи Свободы.
Долгое время в ансамбле не было живой музыки, поэтому Чора Узденов обратился к музыкантам ансамбля «Эльбрус» – гармонисту Нарту Нагапсу и доулисту Артуру Шеожеву. Н. Нагапс – сирийский черкес. Но вот уже 15 лет, как Нарт живет и работает в России, из них 5 – в Карачаево-Черкесии. С ансамблем «Къарча» он работает около трёх лет. Вначале Нарту было с детьми непривычно, но сейчас он сросся душой с этим коллективом.
Доулист Артур Шеожев, танцор в прошлом, также черкес. Он тоже не первый год работает в этом коллективе и ни одного дня не пожалел об этом: дети старательные, воспитанные, исполнительные, самое главное – талантливые. Надо отметить, что и ребята рады, что с ними работает такой мастер, как Артур Шеожев, который, плюс ко всему, поставил с ребятами зрелищный номер «Танец с барабанами».
В творчестве коллектива искусно переплетаются танцы и песни, причем в репертуаре ансамбля есть песни на всех языках нашей республики – на ногайском, абазинском, черкесском, русском. И практически любое свое выступление ребята начинают с исполнения песен на языках братских народов нашей республики.
Ребята представляют более 20 вокально-хореографических номеров, и каждый номер – это театрализованный этюд, каждый концерт – это целый спектакль. Особую зрелищность выступлениям ребят придают ритуально-бытовые танцы с игровыми элементами и постановки на эпические аланские и нартские темы. Например, вокально-хореографическая композиция «Нарты» – это своего рода мини-спектакль, в котором семеро нартов скачут, убивают чудище-эмегена, празднуют победу.
В «Танец косарей» включены народные игры и состязания: скачки, борьба «тутуш», метание камня, взбирание по свисающей с шеста верёвке, которую в старину неделю выдерживали в бычьем жире. В этом веселом представлении в жизнерадостной форме показаны бытовые, игровые и развлекательные стороны народной жизни.
В честь покровителя урожая Голлу в древности тоже устраивали празднества с песнями-взываниями и ритуальными танцами. Эта сцена тоже есть в репертуаре ансамбля.
Чтобы не только исполнить песню, но и передать ее так, чтобы зритель не оставался равнодушным, на занятиях и репетициях дети учатся не только танцам и вокалу, но и старинному бытовому этикету, традициям и обычаям народа, изучают родную историю, культуру, эпос, былины. И на занятиях разговаривают только на родном языке за исключением моментов, требующих специальной хореографической терминологии.
Их наставники во всем придерживаются карачаевского этикета – адета, свода бытовых правил и обычаев. Недаром за сохранение культуры, эстетическое и нравственное воспитание молодежи Тамаре Уртеновой и Чоре Узденову были присвоены почетные звания «Народный артист КЧР».
Родители довольны: их дети изменились в лучшую сторону, стали ответственней, сдержанней, целеустремлённей, в быту и жизни стараются придерживаться обычаев предков. В коллективе царят дисциплина, доброжелательность, взаимоуважение, и видя это, можно быть уверенным в здоровом будущем не только карачаевского народа.
Но благодаря руководителям ансамбля Тамаре Уртеновой и Чоре Узденову «Къарча» достиг не только личностных, но и профессиональных высот: практически на всех конкурсах и фестивалях ребята завоёвывают Гран-при. На минутку задумаемся, как из обычного детского коллектива, каких в каждом городе и селе не по одному, «Къарча» превратился в сильный профессиональный коллектив? Формулу этого успеха никто не выведет, даже если труд, талант, терпение и волю к победе перемножить по нескольку раз. Многие коллективы обычно распадаются через пару-тройку лет, так и не успев вспыхнуть на небосклоне хотя бы местной эстрады. А «Къарча» уже много лет желанный и дорогой гость на всевозможных кубках и чемпионатах по народным танцам, на выставках народной культуры, гала-концертах.
В этом году «Къарче» исполнилось четырнадцать лет. Он пока находится в отроческом возрасте, он только вырастает из детства, он только начал познавать мир. И даже если повзрослевшие отроки покидают коллектив, оставшиеся принимают у них эстафету, чтобы с честью пронести её к своему очередному триумфу. На сегодняшний день у ансамбля столько достижений, побед и наград, призов, дипломов и грамот, что такому списку позавидовали бы взрослые ансамбли с многолетним творческим стажем на сцене.
И неслучайно в 2012 году Указом Главы КЧР Рашида Темрезова ансамбль получил статус государственного. И этот статус очень важен для дальнейшего развития коллектива, чья задача – сохранять и передавать следующим поколениям танцевальную культуру и обычаи народа.
Значит ли это, что в жизни ансамбля нет проблем? Покажите мне любую настоящую творческую единицу в стране, у которой не было бы проблем. Но этот талантливый коллектив, невзирая ни на что, через тернии прорвется к победам и будет прославлять родную республику далеко за ее пределами.
Во всем мире, когда хотят представить свой народ или регион, говорят не о его политиках, а о поэтах, музыкантах, художниках. И если где-то в мире знают, что есть такой регион – Карачаево-Черкесия, то это, поверьте, и благодаря ансамблю «Къарча». Ведь он несет вечное искусство своего народа, своей земли, своей страны.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях