Ровесник республики

13 октября в 12:34
2 просмотра

Карачаево-Черкесская Республика празднует свой 25-летний юбилей. Республика известна на весь мир красотой своей природы и самобытностью обычаев и культуры народов, проживающих в ней. Одним из представителей высококультурной молодёжи является уроженец города Карачаевска, инженер-строитель по профессии, а также основатель этнофольклорного коллектива «Голлу» Азнаур Тоторкулов, который является ровесником республики и тоже отпраздновал в этом году своё 25-летие.
А. Тоторкулов – не только профи в инженерно-строительном деле, но и настоящая творческая личность. Он увлечен историей и культурой своего народа, в частности историей музыкального искусства карачаевцев и балкарцев.
«Меня с детства интересовали карачаево-балкарская история и культура. Наряду с этим я всегда увлекался музыкой и считаю, что музыка – это нечто большее, чем просто какое-то развлечение. В своих музыкальных предпочтениях я переслушал всё: от тяжелого рока до аутентичной музыки, освоил игру на гитаре. Мне всегда импонировала мысль о создании собственной музыкальной группы, которая исполняла бы что-то необычное и особенное.

Карачаево-Черкесская Республика празднует свой 25-летний юбилей. Республика известна на весь мир красотой своей природы и самобытностью обычаев и культуры народов, проживающих в ней. Одним из представителей высококультурной молодёжи является уроженец города Карачаевска, инженер-строитель по профессии, а также основатель этнофольклорного коллектива «Голлу» Азнаур Тоторкулов, который является ровесником республики и тоже отпраздновал в этом году своё 25-летие.
А. Тоторкулов – не только профи в инженерно-строительном деле, но и настоящая творческая личность. Он увлечен историей и культурой своего народа, в частности историей музыкального искусства карачаевцев и балкарцев.
«Меня с детства интересовали карачаево-балкарская история и культура. Наряду с этим я всегда увлекался музыкой и считаю, что музыка – это нечто большее, чем просто какое-то развлечение. В своих музыкальных предпочтениях я переслушал всё: от тяжелого рока до аутентичной музыки, освоил игру на гитаре. Мне всегда импонировала мысль о создании собственной музыкальной группы, которая исполняла бы что-то необычное и особенное. В поисках необычного звучания и особой манеры исполнения мне захотелось узнать больше о карачаево-балкарских музыкальных инструментах», – рассказал корреспонденту РИА «Карачаево-Черкесия» Азнаур Тоторкулов.
Вдохновлённый этой идеей он исследовал огромное количество книжных источников, обошел различные музеи и архивы, общался с исследователями культуры и быта карачаево-балкарского народа. В дальнейшем, собрав немалое количество сведений и обнаружив редкие аудиозаписи звучания некоторых инструментов, Тоторкулов приступил к проекту воссоздания народных музыкальных инструментов.
В рамках проекта молодой человек уже воссоздал один экземпляр смычкового музыкального инструмента, называющегося «къыл къобуз» и напоминающего собой двухструнную скрипку.
«На создание инструмента къыл къобуз у меня ушло около двух месяцев. В одном из найденных научных трудов, посвященных этой теме, были расписаны параметры инструмента, и я благодаря моей основной профессии без труда сумел сделать чертежи. Далее по чертежу я вырезал лекало и приступил непосредственно к изготовлению», – пояснил А. Тоторкулов.
Особенностью воссоздания музыкального инструмента стало полное соблюдение старинной национальной технологии изготовления, где использовалась специальная древесина клена, которая сушилась в течение нескольких лет в естественных условиях и была привезена под заказ.
Первый музыкальный инструмент Тоторкулов полностью сделал вручную. Для того чтобы максимально приблизить звучание инструмента к подлиннику, было использовано минимальное количество механических инструментов. Единственное, что использовал мастер, это стамеска и шлифовальный станок. В качестве струн на этом инструменте использованы конские волосы, из-за чего он и называется къыл къобуз.
При скреплении некоторых частей музыкального инструмента используется клей. Примечательно то, что клей также изготавливается по старинным технологиям из сухожилий коня или коровы. В этом случае сухожилия очищаются от жира и мяса и погружаются в воду, разведённую с золой. Далее эти сухожилия варятся в определенном количестве жидкости. И впоследствии получается желеобразная клейкая масса, которая и используется в качестве клея для скрепления деталей инструмента.
Завершающим этапом стало покрытие поверхности инструмента смесью пчелиного воска и бараньего внутреннего сала. Это покрытие служит защитой инструмента от влаги и царапин. В качестве смычка также служит веточка с закрепленным на ней конским волосом.
Помимо информации про къыл къобуз во время исследований А. Тоторкулов и его единомышленники сумели найти данные о существовании еще девяти народных музыкальных инструментов карачаевцев и балкарцев.
В их числе къакъгъан къобуз, представляющий собой примерно такой же инструмент, как къыл къобуз, но отличающийся тем, что этот музыкальный инструмент является щипковым и имеет три струны. По форме и размеру оба инструмента внешне идентичны.
Еще одним народным инструментом является къынгыр къобуз, аналог струнной арфы, а также сыбызгъы, представляющий из себя духовой инструмент в виде дудочки. Эти дудочки также делятся на подклассы и бывают специальных размеров для детей и взрослых. Делается сыбызгъы из полых растений, таких как тростник или бамбук. Также были найдены данные об инструменте под названием зурна. Это язычковый деревянный музыкальный инструмент.
Не менее интересным музыкальным инструментом является сызгъырыу, который на русский язык можно перевести как свистулька.
Один из старинных инструментов, который и сегодня достаточно распространен в народе, – музыкальный инструмент харе. Это аналог современной трещотки. В старину он выглядел как два скрепленных плоских камня, которыми стучали друг о друга для получения звука хлопающих ладоней и отбивания четкого ритма. Позже камни были заменены на деревянные плоские бруски.
Помимо этого, есть еще три музыкальных инструмента, которые, наверное, практически невозможно восстановить, так как неизвестна технология их производства. Этими музыкальными инструментами являются гыбыт къобуз – аналог волынки, даурбас – карачаево-балкарский национальный барабан и тюнгюрчек, представляющий собой бубен.
При воссоздании и освоении давно утерянных народных музыкальных инструментов Азнаур Тоторкулов намерен совместно со своим этнофольклорным коллективом разучить мелодии и напевы народов Карачая и Балкарии, в дальнейшем сделать профессиональные студийные записи народной музыки и распространять их в сети Интернет и на аудионосителях. Помимо этого, творческий коллектив планирует собрать в одну единую книгу все материалы и комментарии к своим исследованиям и также выпустить этот сборник бесценной информации в свет, который будет доступен всем желающим.
В сентябре этого года Азнаур Тоторкулов представит свой проект по воссозданию утерянных и не сохранившихся до наших дней народных музыкальных инструментов карачаевцев и балкарцев на Всероссийском форуме «Золото тюрков» в Татарстане.

С. БОТАШЕВА.
НА СНИМКАХ: Азнаур ТОТОРКУЛОВ; Къыл къобуз.

Поделиться
в соцсетях