Не только отметки ради

18 октября в 06:28
 просмотров

Почетный работник общего образования РФ, учитель русского языка и литературы Зеленчукской СОШ №1 им. Героя Советского Союза В. Леонова Татьяна Левченко работает в родной школе, которую окончила, с 1979 года. Словом, «где родился, там и пригодился».
Татьяна и ее сестры Тамара и Галина в разное время окончили Ставропольский государственный пединститут, и поэтому в День учителя они с утра начинают телефонный перезвон, поздравляя друг друга с профессиональным праздником. Вместе с братом Николаем они выросли в дружной семье, где главными критериями являлись совестливость, доброта к окружающим, трудолюбие. Их мама, заслуж. агроном России Таисия Капитоновна Кузнецова, с весны до осени пропадала на бескрайних полях колхоза, успевая тем не менее управляться с домашними делами и дарить свою безграничную любовь детям.

Почетный работник общего образования РФ, учитель русского языка и литературы Зеленчукской СОШ №1 им. Героя Советского Союза В. Леонова Татьяна Левченко работает в родной школе, которую окончила, с 1979 года. Словом, «где родился, там и пригодился».
Татьяна и ее сестры Тамара и Галина в разное время окончили Ставропольский государственный пединститут, и поэтому в День учителя они с утра начинают телефонный перезвон, поздравляя друг друга с профессиональным праздником. Вместе с братом Николаем они выросли в дружной семье, где главными критериями являлись совестливость, доброта к окружающим, трудолюбие. Их мама, заслуженный агроном России Таисия Капитоновна Кузнецова, с весны до осени пропадала на бескрайних полях колхоза, успевая тем не менее управляться с домашними делами и дарить свою безграничную любовь детям. Отец, Василий Никитович, товаровед Зеленчукского ПРТ, был прочной опорой семьи, где царило взаимопонимание. В такой обстановке подрастали дети, с раннего возраста приобщившись к чтению. И потом, как это полагалось «в самой читающей в мире стране», в их жизнь вошли газета «Пионерская правда», которая стоила одну копейку, журналы «Пионер» и «Костер», детская библиотека с книгами Гайдара, Бианки, Катаева, завораживали «Хутора близ Диканьки», увлекали «Три мушкетера», поражала судьба несчастного негра из «Хижины дяди Тома». Что ж, все это узнаваемо для тех, кто вырос в СССР, и непонятно для нынешнего поколения, почитателя Гарри Поттера, покемонов и пепси…
Русская классическая литература в современной школе… Не секрет, что падение интереса к ней у школьников сегодня связано с двумя факторами – любую бумажную книгу все больше вытесняет Интернет и на смену реализму пришло вездесущее «фэнтези».
Какой уж при этом раскладе Акакий Акакиевич из чеховской «Шинели» или герои «Молодой гвардии» Фадеева, тем более если это произведение, на котором выросли поколения патриотов, уже не изучается в школе…
У Татьяны Васильевны выдалось «окно», и мы сидим втроем в учительской с директором первой Зеленчукской школы Еленой Мурветовной Величко. До этого руководитель школы вкратце рассказала о многогранной деятельности Т. Левченко, которая возглавляет методобъединение словесников (а их здесь 8 преподавателей), много лет входит в республиканскую комиссию ЕГЭ по русскому языку, а в нынешнем ее возглавляла. Ну и, безусловно, классное руководство – такие учителя без этой нагрузки себя не мыслят.
Как считает Т. Левченко, сама аура Зеленчуков, их богатое историческое прошлое, уникальные памятники, начиная с загадочного лика Христа, таинственных дольменов и Архызских храмов и кончая двумя самодостаточными краеведческими музеями – в районном центре и поселке астрофизиков Буково, все это способствует духовному росту и становлению юной души. А для этого нужен тот заинтересованный и очарованный родным краем посредник в лице учителя, который раскрывает перед детьми все эти сокровища, подводя к размышлениям, анализу, желанию узнать больше. Поэтому все годы своего классного руководства, а у Татьяны Васильевны было 6 выпусков, когда она, взяв пятый класс, доводила его до окончания школы, воспитательную работу она строила, опираясь на многочисленные экскурсии по достопримечательностям района. А когда между учителем и детьми установлена прочная духовная связь, его слово авторитетно, невыученный урок, неподготовленное домашнее задание – это уже нечто, вносящее диссонанс в устоявшуюся гармонию. Словом, ученики Т. Левченко читают все, что положено по школьной программе, рекомендательный список литературы сопровождает и летние каникулы (когда же прочитать все тома «Войны и мира», как не летом!), не сошли с пьедестала и стихи классиков, которые, как и полвека назад, положено знать наизусть. Как сказали бы древние славяне: «Не токмо отметки ради, а просвещения для»… Охотно пишут ученики Татьяны Васильевны и сочинения, как классные, так и домашние. Но тут у учительницы с ребятами уговор: чур, не списывать с Интернета, лучшее сочинение – это свое! Кстати, сочинение десятиклассницы Карины Петрашко к 25-летию КЧР «Архыз – жемчужина России» на районном конкурсе заняло первое место и отправлено на республиканский.
– Татьяна Васильевна, афоризм «Историю делают деды, а правнуки ее переписывают» печально актуально во все времена. За последние годы из школьной программы по литературе вымели Фадеева, «Поднятую целину» Шолохова, «Как закалялась сталь» Н. Островского. Разорвалась историческая цепочка. Мы сохраним в поколениях национальное лицо или растворимся в глобализации?
– Историческая задача учителя – пробудить в ученике ум, душу, совесть, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни оказался. Если словеснику удается, несмотря на цифровой век, научить детей любить художественное слово посредством того же романа «Война и мир», а на его изучение, на мой взгляд, Министерство образования РФ не поскупилось, отведя достаточно часов, или – шолоховского «Тихого Дона», проникнуться интересом к тем отрезкам времени и эпохи, героям, их судьбам, можно уже говорить о том, что в учащихся фундамент духовности заложен. Цель учителя – укреплять этот фундамент и подпитывать. На уроках изучение произведений классиков мы обязательно чередуем с демонстрацией отрывков из знаменитых художественных лент. Мы предпочитаем, к примеру, старую версию «Войны и мира» с Тихоновым, Бондарчуком, Савельевой в главных ролях. С приходом нового министра образования РФ понятие «Образовательные услуги» из нашей жизни уже вытесняется. Ведь сам этот термин отдает какой-то казенщиной и приземленным бытом. Кстати, и ЕГЭ также потихоньку меняется. Если начинали его, можно сказать, с «угадайки», то сейчас вводится больше творческих моментов.
– Татьяна Васильевна, по роду вашей деятельности вы ежегодно в центре событий ЕГЭ в республиканском масштабе. Какова была общая картина ЕГЭ-2017 по русскому языку и литературе?
– Если говорить о пальме первенства, то впереди, конечно, школы республиканского центра, затем – Усть-Джегутинского и Зеленчукского районов. А вообще, если вначале ЕГЭ воспринимался и в педагогическом сообществе, и родителями чуть ли не в штыки, сегодня картина иная. И по большому счету возможность выпускника выбирать для поступления любые вузы страны перевешивает на чаше весов, когда речь идет о целесообразности единого государственного экзамена.
– Благодарных вам учеников, широких горизонтов для творческой работы, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное»!

НА СНИМКЕ: Учитель русского языка и литературы

Зеленчукской СОШ №1 Татьяна ЛЕВЧЕНКО.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях