Новые робот-телескопы в САО РАН

24 октября в 11:45

Новая система малых телескопов, предназначенная для изучения таких явлений, как гамма-всплески, вспышки сверхновых, и для выявления новых экзопланет, начала строиться в Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук.

Строительство стало возможным благодаря гранту Российского научного фонда. При поддержке этой организации, а также за счет средств инвесторов в обсерватории планируется построить шесть малых телескопов диаметром 50 сантиметров. Это фотометрические телескопы, которые будут получать изображения небольших участков неба. Поле зрения каждого телескопа – около 30 угловых минут.
Эти телескопы, два из которых уже поступили в САО, создаются известной отечественной компанией АСТРОСИБ. За 20 лет своего существования ее специалисты построили по всему миру более 100 небольших обсерваторий, оснащенных собственными инструментами. В этом проекте разработано еще и техническое задание строительства площадки для телескопов.
Руководитель нового проекта – заведующий лабораторией физики звезд САО РАН, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Фабрика рассказал, что основная задача проекта – это исследование гамма-всплесков, которые появляются при рождении сверхновой звезды, но далеко не каждый гамма-всплеск проявляет себя как сверхновая. В ходе исследований ученые пришли к выводу: гамма-всплески распределены по всей Вселенной, следовательно, мы имеем дело с самыми далекими объектами Вселенной, которые к тому же являются и одними из самых загадочных.
Как происходит фиксация гамма-всплеска? Сначала сигнал засекают космические аппараты. Тут же координаты объекта с них передаются земным обсерваториям. Как правило, точность координаты составляет несколько градусов, но они довольно быстро уточняются до нескольких угловых минут.
Чем отличается этот проект от других? Комплекс из шести малых полностью роботизированных телескопов, расположенных недалеко от БТА, позволит в течение нескольких минут найти объект, и тут же все шесть телескопов смогут следить за этим источником. Несколько минут данные с телескопов передаются на БТА. С его помощью будут получены спектры объекта. Причем это будут не единичные данные, а полноценный спектральный ряд, который позволит выяснить природу столь загадочных объектов. И если астрофизики всего мира обязательно получат спектр такого объекта через день или два, мы можем это сделать через несколько минут. Связка шести малых инструментов с шестиметровым телескопом БТА дает сверхвысокое быстродействие, что выводит САО РАН в этом направлении астрофизики на передовые позиции в мире.
Сегодня в России подобные телескопы уже используются, однако лишь эта система, состоящая из шести малых телескопов, с малым полем зрения, способна изучать более тусклые объекты. То есть новый комплекс телескопов позволит астрофизикам расширить тематику и глубину проводимых исследований. А наличие рядом с робот-телескопами телескопа БТА позволит оперативно исследовать новые интересные объекты на небе, используя 6-метровое зеркало и большое разнообразие существующих на нем инструментов.
Научные сотрудники САО РАН будут изучать также звездные площадки, при длительном наблюдении за которыми можно заметить периодическое потускнение какой-то отдельной звезды в этом поле, это означает, что вокруг этой звезды вращаются одна или несколько планет. Далее после обнаружения экзопланеты можно изучать физические характеристики выявленного объекта уже с помощью более сильных инструментов.
Есть еще один важный фактор. Если, скажем, большинство подобных обсерваторий наблюдают объекты до 17-й звездной величины, то наши шесть малых телескопов способны «разглядеть» объекты до 22-й звездной величины.
Планируется, что вначале в САО РАН появятся два малых телескопа. На сегодняшний день закуплены их основные части, и строительство стартовало. В этом году будет установлен один телескоп, под второй будет заложен фундамент. Ранее сообщалось, что стоимость проекта САО, с частичной поддержкой Российского научного фонда, превысит 50 млн рублей. Систему предположительно достроят до 2020 года.
Помимо чисто научных задач существуют идеи по использованию системы робот-телескопов в образовательных целях, а также для развития туристического бизнеса в КЧР. Разработчики системы приглашают соинвесторов для совместной работы.
Ну а на днях к опоре первого телескопа под аплодисменты собравшихся журналистов и ученых обсерватории была прикреплена табличка со словами: «Во имя прогресса российской науки, изучающей тайны Вселенной для блага всего человечества, Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук при поддержке Российского научного фонда в октябре 2017 года заложила комплекс роботизированных телескопов».