Аншлаг в абазинском театре

25 октября в 10:54
 просмотров

Ярким событием театрального сезона 2017 года в Карачаево-Черкесии стал спектакль Государственного республиканского абазинского театра «Страна Ашуя», поставленный заслуженным деятелем искусств КБР, лауреатом государственной премии КБР Магомедом Атмурзаевым по одноимённой пьесе Умара Кишмахова на средства гранта Главы КЧР в области театрального искусства.
В основу спектакля легли идеи учёного-лингвиста Георгия Турчанинова о существовании на Кавказе древней, доселе неизвестной цивилизации – страны Ашуи, созданной ашуйцами – далёкими предками абхазов, абазин и убыхов, разработавшими собственную письменность. Отталкиваясь от идей Турчанинова, автор пьесы поднял актуальную для абазинского народа проблему сохранения и развития языка и культуры, верований и обычаев.

Ярким событием театрального сезона 2017 года в Карачаево-Черкесии стал спектакль Государственного республиканского абазинского театра «Страна Ашуя», поставленный заслуженным деятелем искусств КБР, лауреатом государственной премии КБР Магомедом Атмурзаевым по одноимённой пьесе Умара Кишмахова на средства гранта Главы КЧР в области театрального искусства.
В основу спектакля легли идеи учёного-лингвиста Георгия Турчанинова о существовании на Кавказе древней, доселе неизвестной цивилизации – страны Ашуи, созданной ашуйцами – далёкими предками абхазов, абазин и убыхов, разработавшими собственную письменность. Отталкиваясь от идей Турчанинова, автор пьесы поднял актуальную для абазинского народа проблему сохранения и развития языка и культуры, верований и обычаев.
Центральная канва спектакля – создание ашуйской письменности – разворачивается на фоне политических, нравственных и любовных коллизий, построенных авторами пьесы и спектакля и умело показанных актерами театра: З. Копсергеновым (царь Пту), Д. Каблаховой (царица Гунда), С. Агачевой (богиня Зата), А. Цековым (царь Бут), Л. Хужевой (колдунья) и другими. Нельзя не отметить работу творческо-постановочной группы: художника-постановщика М. Бегеулова, ответственного за музыкальное оформление Х. Чикатуева, балетмейстера А. Кмыш, звукооператора В. Носкова, художника по костюмам Т. Гуминской.
Спектакль удался! Ещё некоторое время назад было ощущение, что театр уходит на второй план, казалось, что новые идеи не интересны зрителю, избалованному современной индустрией развлечений. Однако на премьере спектакля был аншлаг! С каким вниманием смотрели спектакль зрители, и это внимание постепенно преобразовывалось из любопытства к своей истории в сопереживание главным героям. Глядя на зрителей, понимаешь, что театр должен работать с новой силой и мощью. У него есть свой зритель, в котором он нуждается.
Финал спектакля трагичен: главные герои погибают. Но этот трагизм – лучший способ передать пафос главной идеи спектакля, которую высказал главный герой – царь Пту, обращаясь к зрителям, а через них ко всему абазинскому народу: «Берегите наш древний язык! Помните: если язык исчезнет, исчезнет и весь ашуйский народ!»
Эта фраза не случайна. Увы, молодое поколение абазинского народа не стремится овладеть своим языком в полном объеме, познать всю его тонкость и очарование. Интерес к родному языку нужно прививать с детства. Только так можно сохранить свою культуру, свою самобытность. Авторы спектакля поставили перед зрителем сложные, но очень важные вопросы. Уверена, никто не остался равнодушным, а значит, цель достигнута. Поэтому хочу обратиться ко всем жителям нашей республики: посещайте театр! Обогащайтесь духовно и сохраняйте свой язык, обычаи и традиции!

Л. ЦЕКОВА,
научный сотрудник абазинского отдела Карачаево-Черкесского

института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР.
НА СНИМКЕ: Фрагмент спектакля «Страна Ашуя». Эпизод сговора об убийстве Пту.

Слева направо: Клыч (М. НИРОВ), Черный (А. Цеков), Бут (А. Цеков), Ламшац (М. Агачев).
Фото автора.

Поделиться
в соцсетях