И жизнь, и слезы, и любовь…

26 октября в 11:10
 просмотров

Республиканский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов в ст. Кардоникской в этом году отмечает свой 55-летний юбилей. Именно в далеком 1962 году колхоз «Знамя коммунизма» на своей пчелобазе, где имелась кое-какая инфраструктура, чтобы поселить одиноких, обездоленных стариков, и организовал этот приют, единственный, кстати, в автономной области. «Выдали для нужд этого заведения лошаденку с повозкой, выделили три гектара земли. Колхоз обеспечивал мясом, молоком, хлебом, а овощи и картофель постояльцы выращивали сами, – вспоминает директор дома-интерната Александр Воронин. – Организатором и первым заведующим учреждением был Петр Ильич Штукин – человек высоких принципов и большой социальной ответственности. Он искренне жалел этих стариков, бывших колхозников, отдавших молодость и зрелые годы сельскому хозяйству, ходивших в передовиках, а в итоге по разным причинам оставшихся без опеки детей и родных в горьком одиночестве…

Республиканский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов в ст. Кардоникской в этом году отмечает свой 55-летний юбилей. Именно в далеком 1962 году колхоз «Знамя коммунизма» на своей пчелобазе, где имелась кое-какая инфраструктура, чтобы поселить одиноких, обездоленных стариков, и организовал этот приют, единственный, кстати, в автономной области. «Выдали для нужд этого заведения лошаденку с повозкой, выделили три гектара земли. Колхоз обеспечивал мясом, молоком, хлебом, а овощи и картофель постояльцы выращивали сами, – вспоминает директор дома-интерната Александр Воронин. – Организатором и первым заведующим учреждением был Петр Ильич Штукин – человек высоких принципов и большой социальной ответственности. Он искренне жалел этих стариков, бывших колхозников, отдавших молодость и зрелые годы сельскому хозяйству, ходивших в передовиках, а в итоге по разным причинам оставшихся без опеки детей и родных в горьком одиночестве… Затем его дело продолжили в разные годы Валентин Минаев, Михаил Буланчиков. В 1996 году колхоз передал свой интернат в ведомство станичной администрации, а в 2000 году учреждение взяло под свою опеку Министерство труда и социального развития КЧР».
Именно тогда и принял специнтернат Воронин, которого рекомендовала администрация Зеленчукского района. За эти 17 лет здесь многое изменилось. Давно исчезли обшарпанная мебель, сиротские коечки, заправленные дешевыми блеклыми одеялами, – словом, та бедность, что рядится в тогу благопристойности за счет чистоты, поддерживаемой добросовестным персоналом…
На днях я навестила известную в Кардоникской и далеко за ее пределами усадьбу по ул. Пугачева. Внушительный сад-огород соток на десять был уже пуст, лишь поздние сорта яблонь манили к себе бордовыми и желтыми плодами. За всем этим ухаживают обитатели интерната, у кого еще осталась тяга к земле. Но я застала еще те времена, когда бывшие колхозницы, не изменяя привычке, соревновались между собой, кто больше вырастит урожая на своих делянках…
В комнатах стоят новые, добротные плательные шкафы, современные прикроватные тумбочки, а ковры на стенах создают домашний уют. В холлах мужского и женского отделений горделиво красуются два больших плазменных телевизора, из столовой доносятся аппетитные запахи. Здесь четырехразовое питание с разнообразным меню, и опытные повара свое дело знают… Зал релаксации оборудован, как в приличном санатории: многофункциональное массажное кресло, приятная музыка, сменяющие друг друга живописные пейзажи на экране, картинки звездного неба на потолке – все это в движении, нацеливающем организм на негу и расслабленность. Прибавьте к этому тренажеры последнего поколения, русскую парную баню по субботам (это помимо ежедневной ванны и душевой кабины), прачечную, где постирают нательное белье не только лежачим больным, но и всем желающим постояльцам. В интернат можно пригласить и парикмахера, который не только подстрижет, но и сделает педикюр, а для старческих ног с мозолями и вросшими ногтями это такое блаженство…
За проживание в специнтернате его обитатели платят государству 75 % своей пенсии (кто – по старости, кто – по инвалидности), разница остается самим пенсионерам. Безусловно, в наше время на одну пенсию не проживешь, а тут – чуть ли не манна небесная. Да только что делать с «воющими псами» одиночества и тоски по родным и своему дому, что снятся по ночам и не дают заснуть?!
Пройдя по комнатам обитателей специнтерната, а на сегодняшний день здесь проживают 24 человека из разных уголков республики, пообщавшись с ними и персоналом, который ухаживает за стариками, подумала: на длительное служение страждущим, постоянное нравственное усилие, сопереживание чужому несчастью, погружение в чужую беду способны немногие. Ведь ежечасно, денно и нощно, отринув брезгливость, подмывать, купать, обстирывать лежачих больных (а здесь есть и такие!), жалеть беспомощных, от которых отвернулись живые и вполне благополучные дети и родственники, – это невероятно тяжело. Здесь этот уход осуществляют палатные сестры: Екатерина Неведомая, Вера Жмайло, Ольга Рудева, Светлана Кириленко, за здоровьем жильцов следит медсестра Наталья Литвинова, за пищеблок отвечает повар Евгения Буланчикова. А трое охранников бдительно несут свою службу и следят за соблюдением внутреннего режима. Ведь если начистоту, в данном интернате содержатся и люди с криминальным прошлым. А этот контингент не прочь приложиться к бутылке. Поэтому необходимо строго следить за передвижением таких обитателей по станице и за тем, что они проносят с собой в здание.
«Вы знаете, за последние годы контингент нашедших у нас пристанище значительно помолодел, – продолжает Александр Георгиевич. – Взять, к примеру, Владимира Л., 1973 года рождения, из микрорайона «Московский», и Венеру Б. из Карачаевска, его ровесницу. А ее муж Валерий и того моложе. Если раньше, в начале нулевых годов, у нас еще проживали ветераны Великой Отечественной войны, бывшие колхозники преклонных лет, теперь жизнь вносит свои коррективы. И к каждому из 24 жильцов нужен индивидуальный подход»…
Что ж, много историй знают и помнят эти стены, и если бы они могли говорить, наверное, тронули бы не одно бесчувственное сердце. Расфуфыренные дочки, приехавшие сдавать старуху – мать, выдавая себя за ее соседок… Респектабельная пара, избавляющаяся от деда, предварительно оттяпав у него квартиру… Забулдыга – сын, регулярно наведывающийся в интернат к матери в день ее пенсии, чтобы забрать у нее те копеечки, что остались от взноса за проживание… И все же, все же… Эти матери и отцы, несмотря на черствость своих детей и внуков, ждут их, выглядывая из окон – а вдруг свершится чудо и их заберут домой?
Меня заинтересовала судьба супругов Венеры и Валерия Б., потому как их жизнь никак не вписывалась в окружающую действительность. В уютной и чистенькой комнате на сдвинутой паре кроватей, накрытых хорошим одеялом, супруги рядышком занимались рукоделием – она вязала носки, он аккуратными стежками зашивал что-то на брюках. На тумбочке мерцал экран небольшого телевизора. Познакомились они 10 лет назад, оба любили выпить, на этой почве и сошлись, к тому же у обоих – инвалидность. Так и скиталась эта неприкаянная пара, пока люди добрые не оформили их в дом-интернат в ст. Кардоникской. А здесь со спиртным строго, а если точнее, на него наложено вето. И теперь те, кто раньше знал Венеру и Валеру, поразятся их чудесному преображению – аккуратно одетые, со здоровым цветом лица и осмысленным взглядом на мир, сегодня – это добропорядочная семейная пара, которая, если хотите, по-своему счастлива. Почти как в незамысловатом шлягере Татьяны Овсиенко: «Женское счастье – был бы милый рядом»…
Как это ни прискорбно, но в этом доме умирают, и в последний путь их собирают сообща – персонал и проживающие здесь. «Мы держим тесную связь с нашим станичным Покровским храмом и мусульманской мечетью. Представители местного духовенства помогают похоронить усопших по-христиански и по-мусульмански, согласно их вероисповеданию, – все, как полагается, – продолжает Александр Георгиевич. – Знаете, в нашей работе главное – терпение. Придет старичок, у тебя полно работы, а он тебе всю свою жизнь от рождения рассказывает, а потом по второму разу начинает. Жалко их. Они ведь молодые гордые были. А теперь идут навстречу, в коридоре к стенкам жмутся, чтобы места поменьше занимать».
В этом специнтернате среди работников случайных людей точно нет. Не всякий придет за небольшую зарплату опекать стариков и инвалидов, растворяясь в их проблемах, жизненных коллизиях, болячках. И они делают все возможное, чтобы старики поняли – здесь не доживают, а живут! И чем человечнее обстановка, в которой обитают старики, тем меньше озлобленности. Стариковское сердце ведь готово встрепенуться в ответ на маленькую заботу о себе. Перевели в другую комнату к подруге, подыскали халат и тапочки понаряднее, новые коврики постелили – уже маленький праздник. А в Международный день пожилых людей и сам Бог велел отвести душу, с подачи заботливого персонала, разумеется. Как обычно, с концертом приезжают соцработники из республиканского центра, самодеятельные артисты Кардоникского ДК, Зеленчукского общества слепых, школьники. А в этот раз учащиеся Кардоникской СОШ №1 в качестве волонтеров прибирались вокруг территории интерната. Поскольку здесь имеется пассажирская «Газель», для желающих организовываются экскурсии к Архызским храмам, к Лику Христа, Музею-памятнику защитникам перевалов Кавказа.
«Пользуясь случаем, хочу поблагодарить через газету министра труда и социального развития КЧР Мурадина Рауфовича Кемова и его заместителя Кемала Исмаиловича Хачирова. К своему делу они относятся по – государственному, душой болея за наш интернат, часто к нам наведываются, помогают, всегда в курсе наших проблем», – сказал на прощание А. Воронин.
Кто-то из мудрых сказал: «Спокойствие многих было бы надежнее, если бы позволено было относить все неприятности на казенный счет». Обездоленные старики и инвалиды нашей республики могут быть спокойны, если есть такие островки добросердечности, где надежно, тепло и сытно, как в доме-интернате в ст. Кардоникской, заменившим родной дом тем, у кого его нет…

Людмила ОСАДЧАЯ.
НА СНИМКАХ: Директор дома-интерната Александр

ВОРОНИН; Здесь они обрели родной дом.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях