«Доброгорец»: прививка против равнодушия

1 ноября в 13:28
1 просмотр

Сейчас модно заниматься благотворительностью. Ярмарки, концерты, балы, модные показы – организаторы придумывают самые разные формы вовлечения населения республики в благотворительную деятельность. Жертвуя деньги нуждающимся, каждый из нас подсознательно надеется, что принцип бумеранга в случае чего сработает и с ним, и окружающие непременно придут ему на помощь. Но в первую очередь, конечно, срабатывает чувство сострадания, которое, слава Богу, мы ещё способны проявлять по отношению к чужим людям.
Главный механизм – работа в соцсетях
Вместе мы можем за довольно короткий срок собрать, казалось бы, неподъемные суммы. К примеру, в 2015 году на лечение 17-летней Халимат Бостановой, нуждавшейся в пересадке почки, за полтора месяца было собрано более 40 тысяч долларов. Подключились все – от обычных сельских школьников до телевидения и мечетей. Конечно, ничего бы не было, если бы не социальные сети. Клич о помощи услышали в другом конце света – деньги на лечение девочки приходили из Америки и Австрии. Армида Джанибекова, Мадина Озова и Артур Маликов, участвовавшие в организации сбора средств, вдохновлённые таким результатом, решились на создание благотворит. фонда «Доброгорец».

Сейчас модно заниматься благотворительностью. Ярмарки, концерты, балы, модные показы – организаторы придумывают самые разные формы вовлечения населения республики в благотворительную деятельность. Жертвуя деньги нуждающимся, каждый из нас подсознательно надеется, что принцип бумеранга в случае чего сработает и с ним, и окружающие непременно придут ему на помощь. Но в первую очередь, конечно, срабатывает чувство сострадания, которое, слава Богу, мы ещё способны проявлять по отношению к чужим людям.

Главный механизм – работа в соцсетях
Вместе мы можем за довольно короткий срок собрать, казалось бы, неподъемные суммы. К примеру, в 2015 году на лечение 17-летней Халимат Бостановой, нуждавшейся в пересадке почки, за полтора месяца было собрано более 40 тысяч долларов. Подключились все – от обычных сельских школьников до телевидения и мечетей. Конечно, ничего бы не было, если бы не социальные сети. Клич о помощи услышали в другом конце света – деньги на лечение девочки приходили из Америки и Австрии. Армида Джанибекова, Мадина Озова и Артур Маликов, участвовавшие в организации сбора средств, вдохновлённые таким результатом, решились на создание благотворительного фонда «Доброгорец». За два года по инициативе фонда удалось помочь 20 детям. По сути, это 20 спасённых жизней, 20 семей, в которых появилась надежда на возвращение к нормальной жизни.
Часто бывает, что сумму, на сбор которой могут потребоваться месяцы, а то и годы, «доброгорцы» благодаря разветвлённой сети коммуникаций собирают за пару дней. Это значит, что фонду доверяют. Армида Джанибекова уверена, что такое доверие со стороны общества фонду удалось завоевать благодаря их открытости.
«Мы чётко понимаем, что люди имеют право знать, куда конкретно пошли их деньги. И долг инициаторов сбора – сообщать им об этом. Поэтому, открывая очередной сбор, мы чуть ли не ежедневно публикуем отчёты о собранных средствах. Это норма. Хорошо, что и родители больных детей это понимают», – считает Армида.
Между тем так бывает не всегда. Помню по меньшей мере два случая, когда люди, на лечение которых был организован сбор средств, не доживали до операции. Но родственники, которые до этого обращались ко всем, к кому только могли, создавали странички в соцсетях, раздавали листовки с просьбой о помощи, после смерти больного просто ушли «в тень». При этом они не посчитали нужным рассказать людям, куда были перенаправлены собранные средства. А по-хорошему такие средства должны быть переданы другому тяжело больному ребёнку. Ведь они предназначены для спасения жизни, а не для чего-то ещё. И ответственность за них родственники несут такую же, как и активисты фонда.

К горю привыкнуть нельзя, но подготовиться можно
Жизнь семьи, в которой есть тяжело больной ребёнок, складывается из однообразных пазлов: это больничные стены, коридоры, поезда, самолёты, капельницы и бессонные ночи. А ещё постоянное напряжение, с которым приходится жить и мириться.
«Мы приехали в одну такую семью и заметили, что дома у детей практически нет игрушек. Все заработанные средства родители тратили на лечение, конечно же, им было не до игрушек. Поэтому когда мы подарили малышу долгожданный велосипед, его радости не было предела. Так появился проект, в котором взрослые исполняли мечты детей, болеющих онкологией», – рассказывает Армида Джанибекова.
Но, начиная проект, его организаторы и подумать не могли, что он окажется настолько психологически сложным для самих волонтёров. Молодые люди столкнулись с детским мужеством, болью и непреодолимым желанием жить вопреки всему. Один из малышей, мечты которого исполняли активисты фонда, вскоре умер. Но в конце его пути был яркий, наполненный радостью и теплом день в окружении добрых, пусть даже и абсолютно чужих, людей. Естественно, что для человека, не утратившего способность сострадать, соприкосновение с семьями, в которых борются с детской онкологией, – большое испытание. Некоторые из добровольцев после окончания проекта на время отошли от благотворительной деятельности, кто-то так и не вернулся…
Понимая необходимость серьёзной подготовки волонтёров для работы в различных ситуациях, руководители фонда «Доброгорец» много сил сейчас тратят на их обучение. В основу такого обучения легла практика, накопленная в других регионах. Активно используется опыт добровольцев Ставрополья, с которыми у фонда давняя и плодотворная дружба.

Со взрослыми все сложнее
Отдельное направление деятельности «Доброгорца» – работа с родителями тяжело больных детей. Перманентный стресс, в котором они пребывают, становится нормой жизни, и вывести их из этого состояния могут лишь специалисты. Активисты «Доброгорца» освоили новую практику – теперь для близких больного ребёнка на базе фонда будут проводиться специальные тренинги, призванные помочь выйти из психологического тупика. Кроме того, все мероприятия активисты фонда планируют так, чтобы родители могли хотя бы на время освободиться от забот, пообщаться между собой и отдохнуть. С детьми в это время находятся волонтёры, которых специально обучают, которым дают знания, как вести себя, чтобы не ранить детскую душу.
Если у тяжело больных детей есть «Доброгорец» с его открытыми и добрыми волонтёрами, то для тяжело больных взрослых со стороны общества на сегодняшний день нет ощутимой поддержки. На внезапно заболевшего ребёнка, если это необходимо, в республике тут же будет организован сбор средств. Но если такая же помощь нужна взрослому, то не факт, что найдутся люди, которые возьмут на себя организацию срочного сбора. Чудовищно звучит, но у тяжело больного ребёнка гораздо больше шансов выжить, чем у взрослого человека. И это реальная проблема для Карачаево-Черкесии, которую может решить только само общество.
 
В авангарде хрупкие горянки
Так получилось, в Карачаево-Черкесии волонтерство – дело молодых девчонок. Даже в самом «Доброгорце», несмотря на «мужское» название, большая часть коллектива – хрупкие горянки. Мужчины и юноши там не приживаются. Может, потому, что не желают работать под женским началом, а может, они просто острее воспринимают человеческое горе и боятся это показать.
Посильную помощь фонду оказывают даже школьники. Когда о чужой человеческой беде взрослым рассказывают дети, то даже самое чёрствое сердце способно дрогнуть и растаять…
Эффективные коммуникации, которые удалось выстроить активистам фонда в социальных сетях, – это заслуга, в том числе, студентов. Именно они всегда готовы прийти на помощь по первому зову и с энтузиазмом выполнить любые задания. Давно известно, что благотворительность и добровольчество – мощнейший инструмент воспитания души. Есть надежда, что из сегодняшних студентов-добровольцев вырастут неравнодушные, способные к сочувствию люди. Столкнувшись с человеческим горем и просьбой о помощи, они не отвернутся, а услышат и помогут.

Н. КАРАБАШЕВА.

Поделиться
в соцсетях