«Ученик – факел, который нужно зажечь»

7 ноября в 12:29
1 просмотр

Студенческие годы наверняка для каждого человека являются особенными и оставляют в душе неизгладимый след и приятные воспоминания. В моей памяти часто всплывают друзья, работа в колхозе, семинарские занятия, наполненные общением с любимыми преподавателями.
В группе, где я училась в Карачаево-Черкесском пединституте, было 23 девушки и один молодой человек. Лучше всех успевала моя односельчанка Аминат Чикатуева, она получала ленинскую стипендию. В Псыже мы учились в разных школах, жили в разных микрорайонах, поэтому познакомились на первом курсе.
По точному замечанию поэта М. Волошина, человек рождается дважды. Второй раз, когда выбирает профессию, определяющую весь дальнейший его жизненный путь. Аминат с самого раннего детства хотела стать учителем. Все пять лет учебы в пединституте мы, ее сокурсники, не раз в этом убеждались. Во время сессии перед каждым экзаменом она собирала нас, чтобы «прогонять» билеты. Каждый отвечал, как мог, она же дополняла ответ по каждому вопросу.

Студенческие годы наверняка для каждого человека являются особенными и оставляют в душе неизгладимый след и приятные воспоминания. В моей памяти часто всплывают друзья, работа в колхозе, семинарские занятия, наполненные общением с любимыми преподавателями.
В группе, где я училась в Карачаево-Черкесском пединституте, было 23 девушки и один молодой человек. Лучше всех успевала моя односельчанка Аминат Чикатуева, она получала ленинскую стипендию. В Псыже мы учились в разных школах, жили в разных микрорайонах, поэтому познакомились на первом курсе.
По точному замечанию поэта М. Волошина, человек рождается дважды. Второй раз, когда выбирает профессию, определяющую весь дальнейший его жизненный путь. Аминат с самого раннего детства хотела стать учителем. Все пять лет учебы в пединституте мы, ее сокурсники, не раз в этом убеждались. Во время сессии перед каждым экзаменом она собирала нас, чтобы «прогонять» билеты. Каждый отвечал, как мог, она же дополняла ответ по каждому вопросу. Помню, как-то я уговорила другую сокурсницу пропустить одну из таких подготовок и пойти на речку загорать. Аминат не стала нас ругать, просто при встрече посмотрела мимо меня – этого было достаточно, чтобы я в следующий раз хорошо подумала, прежде чем идти бездельничать.
А еще Аминат привила всей нашей студенческой группе любовь к творчеству Муслима Магомаева. У нее над кроватью в комнате в общежитии висел его портрет, выполненный карандашом кем-то из студентов худграфа в подарок Аминат. Каждый раз, когда я слышу бархатный голос этого знаменитого певца, я вспоминаю о своей умной, чуткой, доброй сокурснице.
По окончании института Аминат по распределению уехала преподавать в далекий аул Кичи-Балык. И вот уже 40 лет она работает там учителем русского языка и литературы. За эти годы мы с ней виделись несколько раз. Но в эти короткие встречи я поняла, что для нее учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Она не просто учит детей правильно писать и говорить, она принимает участие в становлении личности, способствует самораскрытию ребенка. Ведь еще В. Сухомлинский подметил, что конечной целью изучения литературы является формирование внутреннего мира маленького человека.
Там, в Кичи-Балыке, она встретила и свою судьбу. Вышла замуж за Азрета Хапаева, человека доброго, но волевого. У них подросли две дочери: Фатима и Мадина. Обе пошли по стопам матери. Фатима работает в Черкесске, в центре образования №11, Мадина – журналистка. У Аминат и Азрета уже подрастают внук и внучка, в которых они души не чают. Дети впитали в себя две культуры – карачаевскую и абазинскую, знают оба языка, что делает их духовный мир богаче.
Аминат Урусбиевна в работе, по жизни всегда следовала примеру своих родителей: отца, ветерана войны, и труженицы-матери, чей портрет всегда висел на Доске почета. Они вырастили пятерых достойных детей, трое из которых выбрали нелегкую стезю педагогики и остаются верными своей профессии.
Ученики Аминат Урусбиевны занимали и занимают призовые места на районных и республиканских олимпиадах. По словам ее бывших учеников, которые уже сами стали бабушками и дедушками, своими познаниями в литературе и грамотностью они удивляли окружающих, выросших и учившихся в больших городах.
Еще Антуан де Сент-Экзюпери писал: «…Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Аминат Урусбиевне удается растить учеников с зоркими и добрыми сердцами. Секретами своей успешной работы Аминат Урусбиевна щедро делится с молодыми педагогами. Она считает, что независимо от темы любой урок должен быть эмоциональным. Тогда дети начинают чувствовать и думать, делать выводы и жить по ним.
За 40 лет педагогической деятельности через ее руки прошло такое количество учеников, что не сосчитать. Многие впитали в себя всю любовь своего учителя и по ее примеру выбрали профессию педагога. Бывшие ученицы стали ее коллегами, сегодня работают с ней в одной школе. Я уверена в том, что рядом с таким мудрым и чутким наставником они, идя на урок, не боятся никаких трудностей.
В студенческие годы Аминат для всей нашей группы была непререкаемым авторитетом, им она остается и сейчас. Аминат Урусбиевна – отличник народного просвещения, учитель высшей категории, почетный работник образования РФ. Она каждый день повышает свои знания, освоила современную технику, пользуется на своих уроках компьютером.
В конце каждого учебного года она говорит себе: «Наверное, хватит, отработала». Но в начале каждого нового учебного года непонятная сила снова тянет ее в школу. Хотя почему непонятная? Эта сила – любовь к детям, любовь к своему делу…

А. ДЖЕРДИСОВА.

А. ДЖЕРДИСОВА
Поделиться
в соцсетях