На том стою и не могу иначе…

22 ноября в 10:12
7 просмотров

31 октября в мире широко отмечалось 500-летие Реформации, события, ключевым образом повлиявшего на ход мировой истории. Своё приветствие в адрес российских протестантов направил Президент Российской Федерации Владимир Путин. 3 ноября в г. Черкесске прошла конференция, посвящённая этой дате. О том, какое место занимают протестанты в жизни Карачаево-Черкесии, нам рассказывает зам. директора Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук, доцент Наталья КРАТОВА.
По определению Большой советской энциклопедии, Реформация – это ре­лигиоз­ное, об­ще­ст­вен­но-по­ли­тическое и идео­ло­гическое дви­же­ние в Западной Ев­ро­пе в 16 – 1-й пол. 17 веков, на­прав­лен­ное на пре­об­ра­зо­ва­ние Рим­ско-ка­то­лической церк­ви и при­вед­шее к воз­ник­но­ве­нию про­тес­тан­тиз­ма.

31 октября в мире широко отмечалось 500-летие Реформации, события, ключевым образом повлиявшего на ход мировой истории. Своё приветствие в адрес российских протестантов направил Президент Российской Федерации Владимир Путин. 3 ноября в г. Черкесске прошла конференция, посвящённая этой дате. О том, какое место занимают протестанты в жизни Карачаево-Черкесии, нам рассказывает заместитель директора Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук, доцент Наталья КРАТОВА.
По определению Большой советской энциклопедии, Реформация – это ре­лигиоз­ное, об­ще­ст­вен­но-по­ли­тическое и идео­ло­гическое дви­же­ние в Западной Ев­ро­пе в 16 – 1-й пол. 17 веков, на­прав­лен­ное на пре­об­ра­зо­ва­ние Рим­ско-ка­то­лической церк­ви и при­вед­шее к воз­ник­но­ве­нию про­тес­тан­тиз­ма. Отправной точкой этого движения, приведшего к расколу католической церкви и появлению множества христианских течений, принято считать 31 октября 1517 года, когда немецкий богослов Мартин Лютер прибил на дверях Замковой церкви города Виттенберга текст «Диспута, касающегося покаяния и индульгенций», известного нам по школьным учебникам как «95 тезисов». В этом документе подвергались критике злоупотребления в католической церкви. Неудивительно, что Лютера признали еретиком. Однако мятежного богослова миновала участь других бунтарей. Поддержка светских владык позволила ему избежать костра. Развернувшаяся богословская дискуссия привела к выработке базовых принципов протестантизма, так называемых «Quinque sola», «Пять только»:
– источником вероучения является только Священное писание – Библия;
– спасение человеку даёт только вера в искупительную миссию Христа;
– спасение нельзя заслужить добрыми делами, его можно получить только как дар Бога;
– только Христос является посредником между людьми и Богом;
– человек должен поклоняться только Богу; никто из людей; ни святые, ни священники не должны становиться объектом поклонения.
Реализация этих принципов на практике привела к отказу от института священников, отказу от внешних проявлений религиозности, украшения храмов и т.п., отказу от церковных таинств, рационализации богослужения и вообще всей частной и общественной жизни, появлению множества христианских течений с самым широким догматическим спектром. Весьма значимыми стали социальные последствия Реформации. Снятие запрета на изучение и толкование Библии каждым человеком, перевод самой Библии на национальные языки стали мощным стимулом для развития книгопечатания и грамотности. Представление о личной ответственности перед Богом за все совершаемое при жизни стало толчком для формирования протестантской этики, ставшей основой для экономического рывка европейских стран. И сегодня протестант является синонимом скромного, трудолюбивого, ответственного человека.
В России протестанты появились уже в 16 веке. Вначале это были военные и гражданские специалисты, которых приглашали на службу русские государи. Некоторые оставались насовсем, многие из них составили честь и славу государству Российскому. Кто не знает совершившего первое в отечественной истории кругосветное путешествие адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, героя Отечественной войны 1812 года генерала Барклая де-Толли, замечательного учёного, писателя, лексикографа, этнографа и собирателя фольклора, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, семью ювелиров Фаберже?
Уже полтораста лет протестантизм является неотъемлемой частью религиозной сферы Карачаево-Черкесии. Появление протестантов на территории Баталпашинского отдела связано с двумя поселениями: Вольдемфюрст (1863 г.) и Александерфельд (1865 г.) которые основали немецкие колонисты – новоменнониты, бежавшие от преследований у себя на родине. Вероучение новоменнонитов было очень близко учению баптистов, с которыми позже они и слились. Сегодня эти два поселения объединены в одно – с. Кочубеевское в Ставропольском крае. В 1880 г. в селении Казьминском Баталпашинского отдела была основана одна из самых первых русских баптистских общин на Северном Кавказе. Чуть позже евангельские общины возникают в станице Отрадной и ряде других населённых пунктов Баталпашинского отдела. В 1908 году русская баптистская община появилась уже в административном центре отдела – станице Баталпашинской. Это событие зафиксировано в 12-м номере журнала «Баптист» за 1908 г., в котором размещена заметка «Отрадное явление». Автор заметки Д. Мазаев рассказал, что некий Алексей Николаевич Стоялов, переехавший в Баталпашинскую на постоянное место жительства и построивший здесь мельницу, решил отпраздновать своё новоселье особым образом – устройством публичного религиозного собрания. Для этого он снял помещение, где проходили заседания окружного суда, и пригласил известных баптистских проповедников – Д.И. Мазаева и А.Н. Алексеева. С их участием были проведены два собрания, «вызвавшие живой интерес у присутствующих».
В 1917 году община обустроила Дом молитвы в центре станицы по улице Мостовой (ныне – улица Первомайская), однако вихри революции очень быстро лишили верующих места молитвы.
В 1924 году, после установления советской власти, община получила официальный статус, зарегистрировавшись в местном исполкоме. В 1925 году община выстроила новый молитвенный дом на улице Пушкинской, где верующие собирались до 1933 года. В 1926 году в области насчитывалось уже 7 постоянно действующих общин, объединявших 508 членов. Во время гонений 1930-х и этот дом был отобран, а многие верующие были репрессированы.
В 1943-1953 годы в силу целого комплекса внутренних и внешних обстоятельств советское государство стало проводить значительно более мягкую политику в отношении религиозных организаций. Именно в этот период возобновилось открытие культовых зданий и начала осуществляться регистрация религиозных обществ, в том числе и протестантских церквей. Были воссозданы всесоюзные центры евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня.
За период с 1944 по 1947 годы в Черкесской автономной области были зарегистрированы 3 баптистских общины. В 1945 году открылся молитвенный дом в ст. Усть-Джегутинской, а в 1946 году регистрацию получили общины евангельских христиан-баптистов в г. Карачаевске и ст. Зеленчукской. К 1957 году зарегистрировались еще 2 общины – в г. Черкесске и хуторе Аленовском.
В 1960-х число протестантских деноминаций в области возросло. Появились Свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, пятидесятники. Увеличилось число верующих в целом. Во многом это было связано с запретом возвращаться в места проживания лицам, репрессированным за религиозные убеждения. Из мест заключения верующие приезжали в удаленные от центра места. Именно таким образом в конце 1967 – начале 1968 года в Карачаево-Черкесии появились свидетели Иеговы. В это время из мест поселения в Иркутской области и Красноярского края в область прибыло около 70 верующих, в основной массе выходцев из западной Украины, поселившихся в посёлке Курджиново Урупского района. Среди них было 12 человек, занимавших в «иеговистском подполье» руководящие должности. Переселенцы, устроившись на местном лесокомбинате, достаточно быстро установили связи со своими единоверцами на Ставрополье и в Краснодарском крае и развернули широкую проповедническую работу среди местного населения, став на долгие годы «головной болью» для местных властей. В течение года их численность достигла 100 человек.
В 1971 году в общину входило 130 взрослых верующих, бойкотирующих службу в армии, выборные кампании и общественную деятельность. Несмотря на категорический запрет религиозной пропаганды среди детей, свидетели Иеговы не только осуществляли религиозное воспитание собственных детей, но и пытались создать группы по изучению Библии из местных школьников. Молитвенные собрания проводились конспиративно небольшими группами по 5-10 человек.
1975 год прошёл в ожидании Армагеддона, что активно использовалось властями для дискредитации организации. В 1978 году за отказ от службы в армии несколько свидетелей Иеговы были привлечены к уголовной ответственности.
Давление со стороны государства вызывало брожение и в среде обычно лояльных советскому государству баптистских общин. В 1960 году в баптистской среде началось широкое движение, вызванное непризнанием проекта нового положения Союза евангельских христиан-баптистов и инструктивного письма, подготовленных и разосланных низовым общинам под давлением Совета по делам религии при Совмине СССР. Требование сократить миссионерскую активность и запрет на крещение несовершеннолетних подняли широкую волну недовольства. В полной мере протестное движение развернулось и в Карачаево-Черкесии. Протестуя против притеснений, верующие проводили собрания и праздники, демонстративно приглашая на свои мероприятия детей, привлекая молодёжный хор и оркестр, показывая тем самым, что добились «полной свободы» для религиозной деятельности взрослым и детям.
К концу 1960-х протестное движение в среде евангельских христиан-баптистов вполне сформировалось и обрело организационные структуры. В 1968 году в КЧАО на 4 зарегистрированных общины баптистов с двумястами членами приходилось такое же количество нелегальных общин с тем же примерно количеством прихожан. К 1969 году были осуждены 12 активистов. Однако аресты пресвитеров не снижали накала противостояния. По возвращении из заключения активистов борьба возобновлялась.
Характерной особенностью конфликтов этого периода была апелляция к мировому общественному мнению. Помимо сбора и распределения средств в помощь арестованным единоверцам, проводился сбор информации о притеснении верующих, передаваемой впоследствии за границу. В их поддержку активно выступала правозащитная организация «Международная амнистия», направляя диссидентам вещевые посылки, а в прокуратуру и в суд – письма с требованием соблюдать права верующих. В своей борьбе протестующие обращались к очевидным противоречиям советского законодательства, превращая бюрократическую процедуру регистрации общины в агитационную площадку.
В результате административного прессинга в 1982 году Зеленчукская и Усть-Джегутинская нелегальные общины прекратили существование.
Отношение к религии радикально изменилось в бурную эпоху перестройки, которая стала преддверием религиозного ренессанса постсоветского десятилетия, завершившего крайне непростой для россиян ХХ век.
Перестройка и либерализация государственно-конфессиональной политики способствовали активизации деятельности баптистов. Стали практиковаться евангелизационные кампании, проводиться благотворительные концерты, массовые крещения в открытых водоемах.
В постсоветский период в области начали действовать новые деноминации. Зарегистрировалась лютеранская община, увеличилось количество пятидесятнических церквей.
Типичный социальный портрет современной протестантской общины можно рассмотреть на примере одной из организации.
Она насчитывает полтораста человек. В основном это новообращенные. Большинство – славяне. Однако есть и представители горских народов.
Из приходящих на службу большинство составляют женщины, многие из которых – многодетные матери. Однако мужчины составляют прочный костяк общины, как духовный, так и экономический. Службу посещают два десятка разновозрастных детей. Подростки носят специальные галстуки – голубые, с изображением корабля – напоминая об экспериментах начала прошлого века по созданию бапсомола. Для группы глухонемых делается сурдоперевод.
Пятидесятнические церкви часто делают акцент на работу среди наркозависимых, используя, в целом, одинаковые принципы: желающих избавиться от наркотической или алкогольной зависимости перевозят в один из реабилитационных центров, в которых они проводят несколько месяцев, соблюдая жесткий режим труда и молитвы под постоянным наблюдением работников центра, как правило, бывших наркоманов. Основным отличием от обычных центров лечения наркомании является то, что пациенты, освободившись от зависимости, обычно не возвращаются домой, где они, как правило, попадают в прежнюю среду и вновь «садятся на иглу». Отрекаясь от прежней жизни, они обретают новую в религиозной общине. Здесь они находят работу, дом, а часто – и семью.
Важной тенденцией последних лет стала координация работы пятидесятнических и баптистских общин. Вошли в практику совместные богослужения. Проводятся регулярные совместные пасторские собрания. В октябре 2017 года было принято решение о создании Координационного совета глав протестантских церквей.
Подводя итоги, следует отметить, что за столетие протестантская община Карачаево-Черкесии проделала большой и сложный путь. За годы противостояния протестантские организации смогли выстоять, сохранив свои структуры и последователей. Сегодня спектр протестантских деноминаций значительно расширился, существенно усилилось их влияние на общественную жизнь. Пастор одной из церквей Гарик Кургинян избран в республиканскую Общественную палату и принимает в её работе самое активное участие. Образ сектантов, проводящих моления на конспиративной квартире с занавешенными окнами, давно ушёл в прошлое.

При подготовке статьи были использованы материалы, предоставленные

Г. КУРГИНЯНОМ, А. ТКАЧЕНКО и другими участниками конференции.

Поделиться
в соцсетях