В Адыгее запущен проект «Бережливая поликлиника»

22 ноября в 08:40
6 просмотров

Он призван внести бережливость в процесс работы медперсонала и в общение с пациентом. Один из девизов проекта: «Бережное отношение к персоналу – бережное отношение к ресурсам – бережное отношение к пациентам».
– Минздрав РФ пришел к пониманию такого момента, что бережливость должна быть во всем, – сказала заместитель министра здравоохранения РА Оксана Емтыль. – Все действия: от прихода пациента в поликлинику и до его выхода из нее – сопровождаются большими потерями времени, затраченного без пользы, поскольку ценность несет лишь тот промежуток времени, когда пациент общается с врачом для постановки диагноза и назначения лечения, остальное – потеря времени, чего мы максимально стремимся избежать.

Он призван внести бережливость в процесс работы медперсонала и в общение с пациентом. Один из девизов проекта: «Бережное отношение к персоналу – бережное отношение к ресурсам – бережное отношение к пациентам».
– Минздрав РФ пришел к пониманию такого момента, что бережливость должна быть во всем, – сказала заместитель министра здравоохранения РА Оксана Емтыль. – Все действия: от прихода пациента в поликлинику и до его выхода из нее – сопровождаются большими потерями времени, затраченного без пользы, поскольку ценность несет лишь тот промежуток времени, когда пациент общается с врачом для постановки диагноза и назначения лечения, остальное – потеря времени, чего мы максимально стремимся избежать.
Проект «Бережливая поликлиника» призван убрать ненужное хождение по кабинетам, оптимизировать работу регистратуры, врачей и лаборатории, облегчить получение талонов. От момента входа в поликлинику до момента выхода из нее пациент затрачивает в среднем 90 минут. Реализация проекта позволит это время сократить вдвое.
Как это будет сделано? Предстоит многое: от совершенствования работы регистратуры до оптимизации обстановки в кабинетах.
– Наши регистратуры – это что-то, – жалуется майкопчанка Евгения Павлова. – Два-три окошка, все стоят непонятно в какое, иногда и сразу в несколько, ожидая, какое первым освободится, создают толпу. Чтобы просто спросить, в какой кабинет идти, приходится стоять в этой очереди вместе с больными людьми. Иногда проще самому вылечиться, чем сходить в поликлинику. Более-менее нормально в первой взрослой, но мы к ней не относимся.
В идеале пациентам хочется, чтобы окна регистратуры, если они и останутся, были разделены по функциям: справочное, профосмотровое, для тяжелых больных. Желательно, чтобы ориентироваться в системе расположения кабинетов и работе с терминалом помогал администратор, потому как регистраторам нужно выполнять свою работу, постоянно выходить к пациентам они не могут.
Все это запланировано проектом, но насколько удастся его реализовать – покажет время.
Адыгея попала во вторую волну реализации проекта «Бережливая поликлиника», первыми еще в ноябре прошлого года стали Калининградская, Ярославская области и город Севастополь. Сроки участия Адыгеи в проекте – с апреля по сентябрь. К 1 сентября подведены первые итоги, показавшие, насколько стал понятен принцип бережливости.
Прежде чем начать работу, Минздрав РА провел хронометраж всех действий пациента в поликлинике, посчитав, сколько времени затрачивается на все перемещения по учреждению. В результате специалистам стало ясно, на что именно можно повлиять, не касаясь лечебной деятельности, чтобы сократить потерю времени.
В коридорах поликлиник появились опросные листы, где каждый пациент может написать, что, по его мнению, нужно для благоустройства учреждения.
– Конкретную работу мы начали в мае, после обучения. В проекте участвуют две майкопские поликлиники – детская поликлиника №1 и поликлиника для взрослых №3, – говорит Оксана Емтыль. – В последней можно перепрофилировать кабинеты, поменяв их расположение и сделав его более логичным. Что касается дневного стационара, то все кабинеты должны располагаться в одном здании.
В первой детской поликлинике здание одно, но проблем от этого не меньше. Регистратура перегружена, в нее постоянная очередь, а два инфомата стоят одиноко – мало кто ими пользуется. Объяснений этому несколько: кто-то просто не умеет, а кому-то лень вбивать в систему цифры полиса, проще подождать у окошка, пока оператор сама все введет и предложит удобное время приема.
Есть, конечно, в работе регистратуры такие форс-мажоры, как потерянные карточки, поиск которых отнимает много времени, но в целом регистраторы заняты выдачей талонов, карточек перед приемом врача и предоставлением справочной информации. Разгрузить их поможет запись через Интернет и инфоматы, а карточки врачу они должны будут отнести перед началом смены, проанализировав запись пациента на портале.
– Очень хорошо придумали с электронной записью к врачу, – делится Анастасия Селезнева. – Правда, в некоторых случаях, придя по времени, приходится ждать приема, так как пациенты, например, с температурой принимаются вне очереди. Это понятно, но один, другой, третий, который «зашел спросить» и ему 5 минут объясняют, с какой бумажкой в какой кабинет пойти… В результате очередь может сместиться минут на 15, так что приход по времени не всегда гарантия того, что ты сразу попадешь к врачу.
Чтобы избежать этой ситуации, в Минздраве РА было принято решение разделить потоки посетителей детской поликлиники. Так, остро заболевшие дети будут заходить через свой, отдельный вход и попадать к дежурному врачу, который будет сидеть там весь день с утра и до вечера. Врачи будут меняться, к участкам они привязаны не будут. Это даст разгрузку участковым педиатрам, которые будут принимать уже повторных больных или плановых пациентов, и снизит вероятность заражения для здоровых и выздоравливающих детей.
В дневной стационар также будет свой вход, как и вход для профилактических приемов. Те, кто пришел на медосмотр, войдут и выйдут отдельно, не соприкасаясь с больными. В идеале хотелось бы сократить время прохождения медосмотров в детский сад и школу до недели, отметили в Минздраве.
Конечно, нехватку кадров принципами бережливости не решить, эта проблема значительно тормозит процесс, но выход будет найден через распределение нагрузки между уже работающими врачами и медицинскими сестрами.
По данным пресс-службы Минздрава республики, на сегодня в Адыгее наблюдается дефицит анестезиологов-реаниматологов, фтизиатров, врачей-инфекционистов, психиатров, психиатров-наркологов, лор-врачей. На портале центра занятости населения указано 150 вакансий врача и 81 – медсестры. Цифры немалые.
В целях устранения дефицита медкадров продолжается обучение 103 студентов-целевиков на базе мединститута Майкопского государственного технологического университета за счет республиканского бюджета. В этом году окончили мединститут МГТУ 119 человек, из них 46 человек обучались за счет бюджета Адыгеи. В соответствии с новыми порядками поступления в клиническую ординатуру ожидается большой приток специалистов в амбулаторно-поликлиническое звено, что снизит дефицит кадров в нем, сообщили в пресс-службе Минздрава РА. В этом году планируется заключить 36 договоров о целевом обучении в клинической ординатуре.
После окончания клинической интернатуры и клинической ординатуры 60 молодых специалистов будут трудоустроены в медучреждения Адыгеи.
Опыт первых пилотных поликлиник Адыгеи будет распространен на другие медучреждения республики, а значит, получение медицинских услуг станет доступнее.

Е. ПЕНЗЕВА.
Фото А. САЛИЕНКО.
Газета «Советская Адыгея».

Поделиться
в соцсетях