Наводить мосты – значит жить в мире

29 ноября в 12:03
2 просмотра

Есть люди, которые коллекционируют мосты – Парижа, Сан-Франциско, Санкт-Петербурга, в котором, кстати, насчитывается более 350 мостов, Москвы… Конечно же, люди коллекционируют не сами мосты, а открытки, фотографии с их изображениями. Так вот, на мой взгляд, впору и нашей родной Карачаево-Черкесии создавать свой фотоальбом о мостах республики, потому что едешь, к примеру, из Черкесска в Домбай, и перед тобой проходят великолепным парадом мосты в Усть-Джегуте, станице Красногорской, микрорайоне Брацигово г. Карачаевска, и ты видишь, сколько умения и таланта в них вложил человек, соединив два противоположных берега одной знаменитой, строптивой реки Кубани…

Есть люди, которые коллекционируют мосты – Парижа, Сан-Франциско, Санкт-Петербурга, в котором, кстати, насчитывается более 350 мостов, Москвы… Конечно же, люди коллекционируют не сами мосты, а открытки, фотографии с их изображениями. Так вот, на мой взгляд, впору и нашей родной Карачаево-Черкесии создавать свой фотоальбом о мостах республики, потому что едешь, к примеру, из Черкесска в Домбай, и перед тобой проходят великолепным парадом мосты в Усть-Джегуте, станице Красногорской, микрорайоне Брацигово г. Карачаевска, и ты видишь, сколько умения и таланта в них вложил человек, соединив два противоположных берега одной знаменитой, строптивой реки Кубани…
«И вот еще одно мостовое сооружение, которое можно смело назвать образцом современного дорожного строительства», – так скажет о новом мостовом переходе в Кумыше, открытие которого состоялось несколько дней тому назад, Глава республики Рашид Темрезов. Но я сначала немного хочу рассказать о другом. О своих встречах на мосту, который, изящно и легко перешагнув через реку, готовился с минуты на минуту принять высоких гостей, и, как позже выяснилось, внушительную колонну Камазов. Первый, кто мне встретился в радостной толпе, был Анатолий Озов. На улице холодно, ветрено, все прячутся в капюшоны курток, в палатки, установленные по случаю и уставленные столами со всевозможными вкусностями и напитками, а Анатолию Галимжановичу, этому мощному, мобильному высокопрофессиональному человеку, все ни по чем. На замечание моего коллеги Людмилы Осадчей, что она впервые видит такое торжественное оформление ввода в эксплуатацию моста, с улыбкой отвечает: «Это своего рода экзамен, и, как всякий экзамен, он несет на себе элемент торжественности». Бывший председатель Правительства КЧР, а ныне замдиректора филиала ФКУ «Управление дорог «Кавказ» Озов отказался пройти с нами в палатку, сказав: «И греться, и угощаться, и праздновать в них в первую очередь должны мостовики». И тут я вспомнила одну деталь. В далекие 90-е прошлого столетия в Учкулане открывали ГЭС. Аульчане по такому поводу зарезали быка, созвали гостей, накрыли столы, во главу угла, понятное дело, пригласили председателя Правительства и его свиту, да вот только рассесться Озов никому не дал. Он пригласил за стол строителей ГЭС. Но я отвлеклась…
Метровая громада так легко парит над водами Кубани, что как-то сложно зрительно представить себе, что любое строительство на воде начинается с забития в дно реки шпунта, а потом выкачивания из «колодца» воды, а потом забуривания в дно чего-то, а потом железобетона…Господи, о чем я ? Спроси лучше мостовиков: как вас не сплющила река? Как вам удается выйти сухими из воды?
Василий Махота – генеральный директор ООО «Дорсервис» ответил: «Мы не мостовики, мы отвечаем за содержание искусственных сооружений на федеральных дорогах Карачаево-Черкесии, кстати, в КЧР было 89 мостов, это 90-й. В народе говорят, двух одинаковых мостов не бывает, как не бывает двух одинаковых людей. А этот еще особенный! Узнаете, когда ознакомитесь с его технической характеристикой».
Характеристика впечатляет. Из нее следует : «Мост реконструируется три года – с 2014 года. Новое искусственное сооружение федеральные дорожники ФКУ Упрдор «Кавказ» начали возводить вместо старого, построенного в далеком 1957 году. На новом мосту усилено полотно и дорожная одежда, уложено асфальтобетонное покрытие на 4-х полосах движения, ширина проезжей части которых составляет 9-11, 5 метров. Устроено более пятисот метров освещения, укреплены кюветы, установлены новые знаки, построены семь подпорных стен и полтора километра тротуаров с барьерными ограждениями. Уложено более пяти тысяч тонн асфальтобетонной смеси.
Верхний слой покрытия выполнен из щебеночно-мастичного асфальтобетона, установлена экологичная водоочистная система, которая(!) фильтрует сточные воды с дорожного полотна перед их попаданием в реку». Фантастика!
Открытие движения по новому мостовому переходу через реку Кубань на 37-м километре автодороги А-155 Черкесск – Домбай предваряет короткий митинг, который открыл министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов: « Дороги Карачаево-Черкесии – это визитная карточка всего Северного Кавказа, которая не только формирует настроение, вызывает желание вновь и вновь вернуться сюда у всех гостей и туристов, посещающих вашу республику, но и гарантирует безопасность дорожного движения. А качество дорожной инфраструктуры, как подчеркнул Президент нашей страны, – это качество социально-экономического развития нашего государства».
Лев Кузнецов пожелал довести с таким же успехом до 2019 года всю дорогу Черкесск-Домбай.
Глава республики Рашид Темрезов, поблагодарив строителей за их нелегкий труд, Министерство транспорта России и Росавтодора за поддержку, выразил уверенность в том, что улучшение качества работы дорожной отрасли привлечет еще больше туристов в республику.
Поздравив собравшихся с открытием мостового перехода и вводом в эксплуатацию первой и третьей очередей реконструкции участка «23-28», начальник Управления дорогами «Кавказ» Руслан Лечхаджиев заметил, что одновременно с реконструкцией названного участка проводится капитальный ремонт участка «52-63» – самой главной дороги на Домбай и Архыз. По оставшемуся участку «63-75» разрабатывается проектно-сметная документация, а значит, на следующий год начнутся работы по его капитальному ремонту.
Последние слова Лечхаджиева утонули в шуме аплодисментов: «Согласно последней диагностике, в Карачаево-Черкесии 80 процентов дорог соответствуют всем техническим требованиям. После ввода в эксплуатацию участка дороги «23-28» этот показатель повысится до 90 процентов».
Еще одно замечание Руслана Лечхаджиева, прошедшее на «ура»: «В Карачаево-Черкесии на федеральных дорогах в 26 населенных пунктах проведены работы по искусственному освещению. Будем и дальше работать в этом направлении».
Как новогодняя иллюминация будет смотреться и мост в Кумыше, что нелишне, беря во внимание тот факт, что «любой мост считается местом опасным, в особенности в ночную пору, когда тати и разбойники под мостом неожиданно нападали на прохожих, грабя и убивая их». Так писал о мостах Апполинарий Васнецов, младший брат знаменитого Виктора Васнецова. Канули в Лету времена татей и разбойников, и все равно, как говорится, береженого Бог бережет…
В этот день было вручено немало наград строителям Главой республики Рашидом Темрезовым и начальником Управления дорогами «Кавказ» Русланом Лечхаджиевым, но, как сказали Дмитрий Гришин и Алексей Ведерников, один – электрик, другой – бетонщик: «Какая еще может быть большая награда за твой труд, чем эта сердечная благодарность жителей Кумыша, Сары-Тюза, Кардоникской, Архыза? Наводить мосты – значит, жить в мире, дружить, сотрудничать, созидать».
И вот запуск рабочего движения. Дрожащие от напряжения десятитонные «Камазы» с включенными все это время моторами медленно, но верно тронулись в путь…
Хорошей дороги, надежных мостов!

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях