Найти себя

6 декабря в 05:20
5 просмотров

Как вы думаете, зачем играть с юными художниками в поваров или, к примеру, в летчиков? Вы с недоумением пожимаете плечами? А вот педагог художественного отделения Кардоникской ДШИ Наталья Поправкина объясняет это легко и интересно. Ведь это именно ее «придумки» для того, чтобы девчонки и мальчишки научились работать с цветом, рисовать круг…
У нее масса «фишек», с помощью которых она помогает детворе постигать азы изобразительного искусства. И слушая ее, понимаешь, насколько это вдумчивый, творческий педагог. Стоит ли удивляться, что ее ученики, как рассказала нам методист республиканского учебно-методического центра по худож. образованию Прасковья Маркова, постоянно становятся лауреатами, победителями, призерами различных художественных конкурсов, олимпиад, фестивалей?
Например, ее ученица Есения Жарова в 2016-м стала лауреатом VIII Международного детско-юношеского фестиваля-конкурса изобразительного искусства «Сокровище нартов» и именно работа Есении украсила обложку каталога работ лауреатов и финалистов конкурса.

Как вы думаете, зачем играть с юными художниками в поваров или, к примеру, в летчиков? Вы с недоумением пожимаете плечами? А вот педагог художественного отделения Кардоникской ДШИ Наталья Поправкина объясняет это легко и интересно. Ведь это именно ее «придумки» для того, чтобы девчонки и мальчишки научились работать с цветом, рисовать круг…
У нее масса «фишек», с помощью которых она помогает детворе постигать азы изобразительного искусства. И слушая ее, понимаешь, насколько это вдумчивый, творческий педагог. Стоит ли удивляться, что ее ученики, как рассказала нам методист республиканского учебно-методического центра по художественному образованию Прасковья Маркова, постоянно становятся лауреатами, победителями, призерами различных художественных конкурсов, олимпиад, фестивалей?
Например, ее ученица Есения Жарова в 2016-м стала лауреатом VIII Международного детско-юношеского фестиваля-конкурса изобразительного искусства «Сокровище нартов» и именно работа Есении украсила обложку каталога работ лауреатов и финалистов конкурса. А в этом году ученица Натальи Алексеевны Ангелина Гинцель стала финалистом Всероссийского фестиваля юных художников «Уникум», который проводится под патронатом Министерства культуры РФ, и в ноябре была приглашена вместе со своей наставницей в Санкт-Петербург для участия в культурно-образовательной и экскурсионной программе…
Художественное отделение в Кардоникской ДШИ работает с 2008 года. Именно тогда Наталья Алексеевна, будучи первым и в ту пору единственным преподавателем отделения, сделала первый набор учащихся. Сначала их было 25, через полгода осталось 15. А окончили отделение только 8. Но это как раз тот случай, когда важно не количество, а качество. Пятеро из тех восьми выпускников поступили учиться в художественные вузы, решив связать свою жизнь с искусством.
– Знали бы вы, – рассказывает Наталья Алексеевна, – как удивлялись педагоги в краснодарском вузе: у Насти Ярошевой сто баллов по ЕГЭ по русскому языку, а она не в филологи пошла, а на дизайнера костюма. Кстати, сейчас Настя увлеклась резьбой по кости.
Во втором выпуске Поправкиной было пять человек, и двое опять уверенно направили свои стопы в художественные вузы. Представляете, как надо увлечь своих учеников искусством, чтобы они не видели для себя иного пути!
– Когда дети приходят ко мне учиться, – говорит Наталья Алексеевна, – они считают себя звездами, ведь они так красиво, по их мнению, рисуют! Что делать? Приходится их ломать. Технически ломать. И бывают слезы, бывают обиды. Но я не ломаю их творчески, наоборот, стараюсь развить то, что дано им от природы, что делает их непохожими на других. Я всегда говорю своим ученикам: в искусстве проигравших нет, каждый в чем-то превосходит другого…
А еще она объясняет, как важно иметь в жизни дело по душе. Ведь это счастье – заниматься работой, которую любишь, которая, какой бы трудной она ни была, приносит тебе радость.
Как это счастье обрела сама Наталья Алексеевна? Волею судьбы, считает Поправкина. Она была совсем еще крохой, когда однажды на нее обратил внимание чудаковатый старик, ходивший по станице и зимой, и летом в валенках. Заметив, как девочка, которая еще плохо разговаривает, что-то пытается изобразить палочкой на песке, он сказал матери Наташи: «Вот это и будет ее хлеб». Удивительно, но с годами желание рисовать в Наташе не ослабевало. Она не ходила в художественную школу, поскольку в Кардоникской таковой просто не было, зато дома могла рисовать часами. И родные относились к этому с пониманием, хотя художников в их роду не было. Вот певцы – это да. Маму Наташи, Лидию Митрофановну Беспавлову, простую колхозницу, хорошо знали в станице и далеко окрест как замечательную солистку ансамбля «Маричка». И, к слову, сама Наташа тоже была очень музыкальной, голосистой, пела на всех концертах и праздниках. Однако в душе она была именно художником. И ее работы признавались лучшими на разных конкурсах. Но…
– В школе я мечтала стать… летчиком, – делится Наталья Алексеевна. – Потом – гончаром. Одноклассники смеялись: как это, гончаром? Но меня это нисколько не волновало. И, быть может, я так бы и уехала куда-нибудь постигать гончарное дело, если бы не моя классная руководительница Салимат Азиретовна Батчаева. Она, ничего не говоря, собрала все мои грамоты за победы в различных художественных конкурсах и отправилась в КЧГПИ. И мне позвонили из Карачаевска: «Приезжайте к нам учиться». Так я попала на худграф. И честно скажу, очень старалась, потому что боялась подвести Салимат Азиретовну…
Так она стала педагогом. В 1991 году, после окончания института, вернулась в родную станицу Кардоникскую и пошла работать в школу учителем ИЗО и черчения. А потом – и в Кардоникскую ДШИ.
– И никогда не пожалели, что не стали гончаром? – спрашиваю у Поправкиной.
– А мы и здесь лепим, – улыбается Наталья Алексеевна.
– Да у нее самая заветная мечта, – заметила директор ДШИ Наталья Гузко, услышав наш разговор, – чтобы мы приобрели муфельную печь для обжига керамики. Но вся проблема в том, куда эту печь поставить…
Впрочем, и без печи у Натальи Алексеевны забот хватает. А все потому, что это прекрасный педагог, который, как рассказала Наталья Гузко, переживает за судьбу каждого своего ученика. Она знает, в каких условиях живут ее дети, и есть среди них и те, кто, выражаясь официальным языком, оказался в трудной жизненной ситуации, знает, чем они увлекаются, что их волнует, что печалит… И спасти, помочь и не подвести – это давно стало ее жизненным кредо.
Как помочь девочке, которая рисует черными красками? Как поддержать мальчишку, который признался девочке в любви, а об этом узнал весь класс и поднял его на смех? Как вытащить из кокона замкнутости ребенка, хлебнувшего за свою короткую жизнь столько горя, что не каждому взрослому по плечу? Она постоянно сталкивается с этими «как» и ищет, и находит ответы. Причем нестандартность решений не может не восхищать. Например, чтобы девочка перестала рисовать черными красками, от этой краски отказалась… вся группа, в которой она училась. Вы не поверите, но «придумка» сработала – юная художница преодолела внутренний кризис…
– Научить ребенка технике – говорит Поправкина, – трудно, но вполне реально. А вот как научить его чувствовать? Только друг достучится до души ребенка.
И она становится своим ученикам другом. И искренне радуется, когда картины ее детей вызывают у окружающих те или иные эмоции. Значит, ребята не просто прочувствовали то, что рисовали, но и смогли донести эти чувства до аудитории. Ведь для художника нет ничего страшнее, чем равнодушное скольжение взгляда зрителя по его произведениям. Это Наталья Алексеевна знает точно, потому что сама до сих пор рисует, пишет маслом. И ее замечательные работы не раз выставлялись на республиканских выставках, которые проводит республиканский учебно-методический центр по художественному образованию.
– Наталья Алексеевна, а вашим собственным детям передалась ваша увлеченность искусством?
– Старший сын Максим с детства больше тяготел к технике, потому стал инженером-радиотехником. А вот средняя дочь Наталья выучилась на дизайнера. Сейчас получает второе высшее образование – ей интересна архитектура. Что касается младшей дочки Даши, она достаточно хорошо рисует, но кем станет в будущем – говорить еще рано. Пока она учится в пятом классе.
На самом деле, не так важно, станет ли твой ребенок художником, педагогом, врачом, инженером. Главное ведь, чтобы он просто нашел себя, состоялся как личность. И именно этому и учит своих учеников Наталья Поправкина.

НА СНИМКЕ: Педагог художественного отделения Кардоникской

ДШИ Наталья ПОПРАВКИНА с ученицей Есенией ЖАРОВОЙ.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях