Казначейству России – 25 лет

8 декабря в 08:02
 просмотров

Казначейство России в эти дни отмечает двадцатипятилетие с момента своего возрождения. Об истории этой службы, задачах, которые стоят перед ней сегодня, нашей газете рассказал руководитель Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, заслуженный экономист КЧР Исмаил КАТЧИЕВ.
– Исмаил Султанович, многие считают вашу службу новой…
– Это далеко не так. Речь идет именно о возрождении. Если ознакомиться с её историей, то казначейство является одним из старейших финансовых институтов. Зарождение казначейской службы началось еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской знати, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. Расширялись границы Российского государства, шло его укрепление. Постепенно росла и казна, что требовало повышенного дополнительного контроля за сохранностью средств.

Казначейство России в эти дни отмечает двадцатипятилетие с момента своего возрождения. Об истории этой службы, задачах, которые стоят перед ней сегодня, нашей газете рассказал руководитель Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, заслуженный экономист КЧР Исмаил КАТЧИЕВ.
– Исмаил Султанович, многие считают вашу службу новой…
– Это далеко не так. Речь идет именно о возрождении. Если ознакомиться с её историей, то казначейство является одним из старейших финансовых институтов. Зарождение казначейской службы началось еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской знати, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. Расширялись границы Российского государства, шло его укрепление. Постепенно росла и казна, что требовало повышенного дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, так называемых казенных дворов.
Новая эра в истории российских финансов началась с царствования Петра I. В результате его финансовых преобразований в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. В 1764 году уже Екатерина II, продолжая политику реформ, учредила Экспедицию о государственных доходах. Впоследствии, на протяжении двух столетий, продолжалось реформирование как собственно казначейской, так и всей финансовой системы Российского государства.
Для Карачаево-Черкесии знаменательной является дата 18 декабря 1884 года. Тогда в Баталпашинске (ныне Черкесске) было образовано Баталпашинское уездное казначейство Ставропольской казенной палаты Министерства финансов. Основными местными учреждениями Министерства финансов были казенные палаты (по одной в каждой губернии); и уездные казначейства, в том числе и Баталпашинское уездное казначейство. Интересная подробность: казначеи при вступлении в должность давали подписку о том, что не будут совершать с вверенным им имуществом противозаконных операций. Все другие чиновники исполняли законные требования казначея и являлись его помощниками. Система была достаточно чётко структурирована.
– Что изменилось с приходом к власти Советов?
– Если в начале XX века в Российском государстве использование бюджета и контроль за расходованием государственных средств традиционно осуществлялись казначейскими учреждениями, то после 1917 года – созданными на их основе приходно-расходными кассами Наркомфина. С середины 1920-х годов, с приходом плановой экономики, функции казначейства были переданы в основном Госбанку и частично Министерству финансов СССР, которые до 1991 года обеспечивали учет доходов, расходов и остатков средств союзного бюджета.
Так было до начала 90-х прошлого века. Как вы помните, это были времена непростые, времена кардинальных изменений. Так, сосредоточение усилий на вопросах организации денежно-кредитных обращений, которые привели к значительному снижению приоритетности исполнения федерального бюджета, и явилось весомой причиной возрождения Казначейства России. Хотя предложения об этом звучали и ранее. Так, на заседании ВС СССР в 1989 году союзный министр финансов В.Павлов на эту тему весьма убедительно говорил следующее: «Расширение товарно-денежных отношений, развитие разнообразных форм собственности предполагают обособление государственного имущества как самостоятельного объекта финансового управления. Это потребует изменений функций и структуры финансовой системы, создания специализированных органов, задачей которых стали бы взимание арендной платы и другие операции. Иными словами, речь идет о том, чтобы возродить такой хорошо известный ранее государственный институт, как казначейство». Впоследствии это предложение было реализовано указом Президента РФ в 1992 году при формировании системы государственной власти уже новой суверенной страны – Российской Федерации.
– С тех пор прошло 25 лет. Что такое современное Казначейство России?
– Это федеральный орган исполнительной власти в виде «единой централизованной системы органов» для проведения «государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджетов, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств».
Становление этой системы шло непросто. В частности, необходимо было образовывать структуры на местах. В КЧР, кстати, это произошло в мае 1995 года, когда здесь был образован федеральный орган исполнительной власти – Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по КЧР.
С тех пор создана, без преувеличения, стабильно работающая структура, четко выполняющая свои функции и полномочия. В 2000 году в нашем управлении открыт единый казначейский счет для учета всех доходов республики. Ежедневно все поступления в доход бюджета поступают на этот счет, распределяются по уровням бюджетов и поступают на счета расходов федерального, республиканского и местного уровня бюджетов. Со счетов расходов наши клиенты федерального, республиканского бюджетов, внебюджетных фондов, а также муниципальных образований и сельских поселений осуществляют расходование средств бюджетов. Однако, как говорится, нет предела совершенствованию.
И наш коллектив продолжает трансформироваться в структуру, на которую возложен более широкий спектр задач, чем только обеспечение бесперебойного и эффективного кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, обслуживания бюджета КЧР, муниципальных образований, внебюджетных фондов.
Основной задачей органов казначейства было и остается постоянное повышение качества выполняемых государственных функций. Для проведения операций по исполнению бюджетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях открыт 501 счет. 1041 участникам и неучастникам бюджетного процесса открыто 1 967 лицевых счетов. Казалось бы, сухие цифры. Но они свидетельствуют о высоких результатах работы нашего коллектива. В настоящее время в управлении функционирует 17 структурных подразделений и 7 территориальных отделов в городах и районах Карачаево-Черкесии, где трудится 191 государственный гражданский служащий. Для сравнения: в 1995 году свою деятельность управление начинало в составе четырех отделов и в количестве 10 служащих.
За высокими результатами деятельности нашей службы стоит ежедневный кропотливый и упорный труд коллектива. Все служащие имеют профессиональное образование, необходимые знания и навыки. Не многие знают, какая ответственность ложится на плечи специалистов казначейства, насколько сложная и жестко регламентированная работа происходит в стенах этой финансовой организации. Они обеспечивают прозрачность бюджетных расходов, успешно выполняют свои обязанности по обеспечению своевременного прохождения финансовых потоков на каждом этапе бюджетного цикла. Специалисты казначейства всегда остаются на высоте, о чем свидетельствуют различные ведомственные и правительственные награды. За свой упорный труд многие сотрудники управления награждены нагрудным знаком Минфина России «Отличник финансовой работы», Почетной грамотой Минфина России, Почетной грамотой Федерального казначейства, медалью Федерального казначейства «20 лет Федеральному казначейству», Почетными грамотами Президиума Народного Собрания (Парламента) КЧР и Правительства КЧР. Ряд наших сотрудников отмечен благодарностями министра финансов РФ и руководства казначейства, многим присвоено звание «Заслуженный экономист Карачаево-Черкесской Республики».
– Какие задачи ставит перед вами Федеральное казначейство?
– Приоритетным направлением деятельности является применение клиентоориентированного подхода при решении ключевых задач в сфере управления государственными финансами. Одним из масштабных проектов и приоритетных задач Федерального казначейства является внедрение технологии казначейского сопровождение целевых средств и авансов, а также сопровождение по государственным контрактам, заключенным в рамках исполнения государственного оборонного заказа, за исключением Минобороны России. В чём его суть? В рамках казначейского сопровождения лицевые счета поставщиков – исполнителей по государственным контрактам открываются в казначействе, тем самым обеспечивается отслеживание операций по всем государственным контрактам соисполнителей поставщиков. В результате применения этого механизма обеспечивается целевое использование средств, предоставляемых из федерального бюджета, и пресечение возможности размещения средств поставщиком в финансовые инструменты. Технология казначейского сопровождения позволяет реализовать механизм исполнения бюджета выделением средств «под потребность» именно в тот момент времени, когда они необходимы для оплаты принятых поставщиком обязательств.
В нашем управлении внедрение казначейского сопровождения началось и ведется достаточно успешно. Для реализации этого механизма открыто 110 лицевых счетов юридическим лицам – неучастникам бюджетного процесса.
Еще одной приоритетной задачей является управление ликвидностью единого казначейского счета. Это обеспечение наличия оптимального остатка средств на едином казначейском счете для исполнения расходов федерального бюджета и размещения временно свободных средств в надежные финансовые инструменты, что позволяет привлекать дополнительные доходы. Перевод на кассовое обслуживание в наше управление республиканских фондов пенсионного, а также фондов социального и медицинского страхования обеспечивает функционирование единых казначейских счетов государственных внебюджетных фондов.
Благодаря успешному применению технологий, связанных с управлением ликвидностью единым казначейским счетом, реализована возможность предоставления бюджетных кредитов региональным и местным бюджетам в целях пополнения ликвидности счетов их бюджетов. Начиная с 2015 года Управлением Федерального казначейства по КЧР бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов КЧР предоставляется по минимальной процентной ставке. Поскольку в КЧР, как и во всех субъектах Российской Федерации, есть пики и спады поступлений налоговых платежей, казначейский кредит требуется для выравнивания и стабилизации бюджетной кривой субъекта, чтобы все бюджетополучатели республики могли получить своевременно заработную плату, социальные выплаты. На сегодняшний день срок предоставления кредита увеличен до 50 дней, а сейчас обсуждается уже 90-дневный срок.
Управление Федерального казначейства по КЧР внимательно относится ко всем новшествам во всех сферах своей деятельности. Так, в августе 2012 года наше управление, являясь одним из семи пилотных территориальных органов казначейства по внедрению системы удаленного финансового документооборота (СУФД), первым в России подключило всех своих клиентов к СУФД-порталу. Таким образом, Министерство финансов КЧР и Управление федеральной налоговой службы по КЧР также стали первыми СУФД-клиентами среди своих коллег по всем субъектам Российской Федерации. Они подключились к системе удаленного финансового документооборота – каналу обслуживания, с помощью которого в любое время, из любой точки, подключенной к сети Интернет, может удобно и безопасно управлять платежами и финансовыми документами.
В течение последних трех лет наше управление является апробантом внедрения новых версий и доработок Автоматизированной системы Федерального казначейства и СУФД-портала, это дает возможность управлению одним из первых территориальных органов казначейства применять новейшие доработки прикладного программного обеспечения, что позволяет нашим клиентам одними из первых в стране использовать в своей работе обновленные программные реализации изменений нормативно-правовых актов.
Все эти аспекты послужили разработке концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», оператором которой является Федеральное казначейство.
Функции казначейства каждый год расширяются. Так, в 2016 году осуществлена передача функций упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Результатом этого явилось наделение казначейства всеми полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере. Доступность данных в государственных информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство, умение анализировать эти данные, внедрение механизма казначейского сопровождения как инструмента финансового контроля расширили возможности осуществления текущего и последующего государственного финансового контроля.
Прибавилось работы, прибавилось хлопот, прибавилось также и ответственности. Но мы справимся. Хотелось бы поблагодарить всех сотрудников нашего управления за высокопрофессиональный, самоотверженный труд на благо нашей страны и пожелать им крепкого здоровья, благополучия, целеустремленности и дальнейших успехов. Нашим партнерам – администраторам доходов, распорядителям и получателям бюджетных средств, клиентам, которые находятся на казначейском сопровождении, нашим коллегам из финансовых органов, банковской сферы выразить благодарность за плодотворное сотрудничество, взаимопонимание при решении различных вопросов, помощь и понимание того, что все мы делаем одно общее дело – осуществляем управление государственными финансами на территории нашей республики.

П. ВЛАДИМИРОВА.

Поделиться
в соцсетях