Да здравствует театр!

12 декабря в 07:08
30 просмотров

Русскому театру драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики исполнилось 90 лет. В честь юбилея состоялось грандиозное представление для друзей, коллег и поклонников. Подготовка к нему шла на правительственном уровне.
Капустник из «видеонарезок» событий почти вековой истории труппы, вокальных и хореографических номеров, шуток, сцен из спектаклей «Гамлет», «Куклы сеньора Пигмалиона», «Приезжала бабка в город» и других знаковых постановок получился ярким и веселым. Зрители убедились, что 90 лет – не помеха молодости и задору.
Театр, как известно, начинается с вешалки, но в юбилейный день акцент поменялся – театр начался со стоящей в фойе тумбы, обклеенной афишами разных лет.

Русскому театру драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики исполнилось 90 лет. В честь юбилея состоялось грандиозное представление для друзей, коллег и поклонников. Подготовка к нему шла на правительственном уровне.
Капустник из «видеонарезок» событий почти вековой истории труппы, вокальных и хореографических номеров, шуток, сцен из спектаклей «Гамлет», «Куклы сеньора Пигмалиона», «Приезжала бабка в город» и других знаковых постановок получился ярким и веселым. Зрители убедились, что 90 лет – не помеха молодости и задору.
Театр, как известно, начинается с вешалки, но в юбилейный день акцент поменялся – театр начался со стоящей в фойе тумбы, обклеенной афишами разных лет.
Актеры в костюмах персонажей из разных спектаклей встречали гостей, раздавая буклеты и праздничные программки со своими автографами. Музыка, поздравления, смех, ниша с наградами, карнавальными, роскошными платьями из классики, с набором образов-масок театра дель-арте (импровизированного представления с краткой сюжетной схемой) – все, как и полагается в юбилей… Суть праздника усиливали бутафория и двухсотлетней давности «Егерский марш».
Неожиданно мимо аудитории, устроившейся в зале, прошествовал на сцену король. «Никому нельзя доверить, – громко выговаривал он секретарю. – Рябчики не завезены, фуршет не готов! В зале темно, хоть глаз выколи…» Так завершилось погружение гостей в условный мир артистов.
Занавес наконец открылся, и в декорации к спектаклю «Куклы сеньора Пигмалиона» вбежали под аплодисменты публики ведущие – персонажи-маски Панталоне и Тарталья.
Приветственный адрес Главы КЧР Рашида Темрезова зачитал министр культуры КЧР Рамазан Бороков. «Дорогие друзья, поздравляю вас со знаменательным событием в культурной жизни Карачаево-Черкесии – 90-летием Русского театра драмы и комедии, одного из старейших театров Юга России, – говорилось в нем. – Являясь красивой жемчужиной в созвездии национальных театров Карачаево-Черкесии, Русский театр сформирован профессиональными кадрами, обученными в престижных вузах страны. Любовь зрителей и признание коллег – основа славного пути, полного ярких театральных событий… Вклад Русского театра в развитие культуры Карачаево-Черкесии невозможно переоценить. Уверен, что впереди вас ждет большое будущее, залог которого – огромный творческий потенциал сплоченного коллектива, живой интерес и восхищение ценителей театрального искусства. Желаю театру в лице его актеров и всех сотрудников новых зрителей, ярких свершений, интересных постановок, профессионального развития, неиссякаемой творческой энергии и искренней зрительской любви».
«Мы выходим на сцену ради наших любимых зрителей, только для них, – отметил директор театра Хасан Биджиев. – Общаемся друг с другом, учимся друг у друга, мы нужны друг другу.
В юбилей хочется помянуть добрым словом всех, кто, находясь у истоков нашего театра, заложил традиции подлинного искусства, за что нет предела нашей благодарности. Искреннее спасибо и тем, кто верно служит театру сегодня, не соблазняясь прибылью в других сферах деятельности! Я горжусь всеми артистами, которые выходили, выходят и еще не раз будут выходить на нашу сцену в спектаклях, поставленных талантливыми режиссерами, художниками, хореографами и композиторами.
 Но театр – не только наши замечательные артисты. За кулисами, далеко от взгляда зрителей, живет целый мир высококлассных специалистов, которые искренне любят свою работу и без которых спектакль не увидит свет: помощники режиссера, костюмеры, гримеры, парикмахеры, бутафоры, портные, закройщики, монтировщики, инженеры, осветители, администраторы, гардеробщики, кассиры, контролеры… Всех их тоже хочется поблагодарить от всего сердца за верность профессии, за добросовестный труд, веру в наше общее дело, за служение театру».
Приятными «вкраплениями» в праздник стали награждения. Рамазан Бороков отметил труд работников театра почетными грамотами Министерства культуры КЧР, председатель комитета по науке, образованию, культуре, спорту, делам молодежи и туризму Народного Собрания КЧР Исмель Биджев – почетными грамотами Президиума Парламента КЧР. Прибывшие в Черкесск руководители государственных театров Северо-Кавказского федерального округа от души поздравили юбиляров и преподнесли подарки, удачно обыгранные Хасаном Биджиевым. Выразили свое уважение и директора национальных театров Карачаево-Черкесии.
Любимицу зрителей заслуженную артистку КЧР Ольгу Ивашову пригласил в труппу в далеком 1989 году бывший главный режиссер Борис Тохчуков. «Меня приняли как родную, – поделилась она. – Именитый артист Амби Рамазанович Аджиев даже называл дочкой. Однако после Красноярска, в котором я жила, город Черкесск не впечатлил, поэтому я решила сбежать отсюда при первой же возможности. Но прошло короткое время, и я поняла, что не смогу сделать это: обворожили культура Кавказа, обычаи, природа, коллеги. К тому же мне здорово повезло: я попала сразу в три спектакля – «Звезды на утреннем небе», «Моя жена – лгунья» и «Финист – ясный сокол». Перенимала опыт у Лидии Шириновой, Лилии Озовой и Тамары Кишмаховой. Настоящей школой актерства стала игра в спектакле «Семейный уикенд». Интеллигентность, тонкий юмор, удивительное обаяние партнера Аджиева незабываемы. Ему были подвластны разные герои – и красавцы, и одинокий аульский старик из спектакля «Выходили бабки замуж», ставший его последней ролью. Сердечный приступ случился с Амби Рамазановичем прямо на сцене, но зрители ничего не поняли, потому что, по сюжету, его герой должен был умереть. Вот такое роковое совпадение… Надеюсь, там, на небесах, он рад юбилею театра.
Моя жизнь в Карачаево-Черкесии – второй родине – уложилась в череду спектаклей: «Ах, бэби», «Эзоп», «Мы идем смотреть «Чапаева», «Васса Железнова», «Вниз с горы», список, если перечислить все, получится длинным. Именно в этом мое счастье».
 История театра подробно описана в монографии З. Хабичевой-Боташевой и З. Алемединовой под названием «Очерки истории Русского театра драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики». Малый тираж – 500 экземпляров – превратил ее в редкость.
Схематично – предпосылки создания театра, возникшие еще в 1918 году, связаны с деятельностью Николая Тягни-Рядно (1888-1977 гг.), профессионального актера провинциальных театров, сумевшего сохранить труппу в непростое послереволюционное время и открыть впоследствии Баталпашинский театр имени Луначарского.
Официальным рождением театра считается 1927 год. В 1937 году руководителем театра назначили актера и режиссера Александровича. В 1948 году в состав театра влился коллектив Георгиевского городского театра. Послевоенные трудности преодолевались под руководством главных режиссеров – Соколова, Склярова и Романовского.
В августе 1962 года к работе в Карачаево-Черкесском областном драматическом театре приступили выпускники ЛГИТМИК – знаменитые впоследствии Амби Аджиев, Борис Тохчуков, Хамзат Кишмахов, Тамара Кишмахова, Лилия Озова и Дженетхан Кумратова.
В 1972 году произошла долгожданная реорганизация: с прибытием выпускников Карачаевской и Черкесской студий Тбилисского театрального института имени Шота Руставели при Русском театре сформировались карачаевская и черкесская труппы. Это было время интенсивного труда, когда в сезон создавалось до 15 спектаклей.
Через 21 год труппы благополучно отпочковались, получив самостоятельный статус национальных театров.
Достойную лепту в развитие театра внес в восьмидесятых годах прошлого века главный режиссер Волкоморов, приехавший из города Воронежа вместе с группой молодых энтузиастов. Их раскованность и новшества произвели фурор.
Шумный успех творческих экспериментов, «нашпигованных» пластикой телодвижений, вызывал такой восторг, что профсоюзам и парткомам уже не приходилось навязывать в своих коллективах бесплатные билеты, все постановки сопровождались аншлагами. К сожалению, спасовав перед интригами и не найдя поддержки в областном отделе культуры, Волкоморов вместе со своим коллективом уехал в Ленинград.
В 2002 году, в период катастрофического дефицита исполнителей и режиссёров, театр возглавил народный артист РФ, народный артист КЧР Хасан Биджиев. Вдумчивый руководитель, режиссёр, окончивший ГИТИС и актёрский факультет Грузинского театрального института, чтящий традиции Русского театра Карачаево-Черкесии, нашел выход в привлечении к разовым постановкам иногородних специалистов с различной методикой. В результате такой практики театр смог выйти из кризиса – расцвел талант актёров, появился стабильный контингент театралов, расширилась география гастрольной деятельности театра, восстановились обменные гастроли. Настоящим прорывом стал в 2005 году спектакль санкт-петербургского режиссера Ахмата Байрамкулова «Васса Железнова», награжденный в Новочеркасске на фестивале русских театров «Комплимент» в четырех номинациях из шести. Тогда же наш театр был признан лучшим в ЮФО. Большим зрительским успехом пользуются и созданные самим Биджиевым спектакли «Жена по контракту» и «Представление «Гамлета» в селе Нижняя Мрдуша».
Сегодня в репертуаре театра 13 спектаклей: «Очень простая история», «Сотников» режиссера Ахмата Байрамкулова, «Приезжала бабка в город» и «Боинг-боинг» ставропольского режиссера Валентина Бирюкова , «Тартюф» режиссера из Санкт-Петербурга Анны Зуммер, «Жена по контракту», «Вниз с горы», готовится к выпуску спектакль «Куклы сеньора Пигмалиона» московского режиссера Алексея Шумилина. Театр не забывает и юных зрителей – для них созданы спектакли «Похождения Кота в сапогах», «Жил-был Волк», «Щелкунчик», «Приключения в сказочном королевстве», «Лукоморье. Иван Царевич и Серый Волк», поставленные режиссерами Хасаном Биджиевым и Валентином Бирюковым.
Вклад директора Хасана Биджиева в развитие театра по достоинству оценил заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Чеченской Республики, лауреат Государственных премий РФ и ЧР, главный режиссер Чеченского театра Руслан Хакишев, проработавший с ним четыре года. «Были разные времена: и хорошие, и сложные, – сказал он.- Хасан Биджиев, став руководителем в очень трудный момент, сумел восстановить работу театра и перевести его на высокий уровень». Свидетельства тому –    три выигранных гранта Главы КЧР на постановку спектаклей. На счету театра и грант для выпуска спектакля «Тартюф» в конкурсе, проводимом Министерством культуры РФ по поддержке молодой режиссуры, и многочисленные награды за участие в различных театральных фестивалях, форумах, в том числе в сентябрьском фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2017» – одном из главных проектов Союза театральных деятелей Российской Федерации «Start Up». На участие в нем претендовали сто театров России, наш оказался в числе семи допущенных. Известность театру снискала и большая российская гастроль в Москве, Новочеркасске, Воркуте, Сыктывкаре, Махачкале, Элисте, Ставрополе, Нальчике.
«Я поражаюсь работоспособности и энергии наших артистов, – подытожил заслуженный работник культуры КЧР, главный администратор театра Артур Хубиев. – Навскидку вспомнил только тридцать три спектакля,сыгранных в нашем театре: «Кремлевские куранты», «Дорога к счастью», «Тартюф», «А зори здесь тихие», «Жена по контракту» и другие – огромный багаж. В больших городах он намного меньше, один и тот же спектакль «прогоняют», бывает, десятки лет, там зрителей хватает, артисту достаточно даже одной-двух ролей, а нашим приходится к каждому сезону разучивать новые роли – колоссальный труд! Поэтому не перестаю удивляться их блестящему успеху».
Финалом вечера стало прощание актеров со зрителями – время оваций, отрада сердцу! Удивительные люди, подарившие нам хорошее настроение. «Особый замес», по словам ныне покойного артиста театра Геннадия Авилова. Уже смертельно больной, он приходил на спектакли, потому что жил ими.
Актеры, как дети. Находясь на сцене, они очень зависимы от нас, зрителей, ведь наше мнение может «расплющить» их, а может и поднять, прославить.
Так будем же благодарны им – виват ТЕАТР, вырастивший народного артиста России Хасана Биджиева, заслуженных артистов России – Евгению Измирову, Хамзата Кишмахова, Леонида Смирнова, Надежду Уколову, Павла Поддубного, Амби Аджиева. Виват заслуженным артистам Абхазии Лидии Шириновой, Каноку Клычеву, народному артисту КЧР Юрию Кибиреву, заслуженным артистам КЧР Владимиру Беляеву и Константину Челомбитько. Виват всем известным актерам и тем, кто только стремится к славе.

НА СНИМКЕ: Фрагмент спектакля «Тартюф»; Фрагмент

спектакля «Стюардессы»; Фрагмент спектакля «Лукоморье».

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях