Основа стабильности России

13 декабря в 13:41
 просмотров

Демократизм, республиканская форма правления, правовое, социальное, светское государство, разделение ветвей власти, идеологическое многообразие, многопартийность, светское государство, многообразие форм собственности, приоритет прав и свобод человека, сохранение культурного и исторического наследия… Об этих и многих других основополагающих принципах гласят два раздела, 9 глав и 137 статей сегодняшней Конституции РФ.
В преддверии празднования Дня Конституции Российской Федерации мы встретились с директором Государственной Национальной библиотеки КЧР им. Х. Байрамуковой, депутатом Народного Собрания (Парламента) КЧР нескольких созывов, заслуженным журналистом КЧР Салыхом Хапчаевым – тем, кто не понаслышке знает, как принимались Конституции РФ и КЧР, чтобы задать ему несколько вопросов.

Демократизм, республиканская форма правления, правовое, социальное, светское государство, разделение ветвей власти, идеологическое многообразие, многопартийность, светское государство, многообразие форм собственности, приоритет прав и свобод человека, сохранение культурного и исторического наследия… Об этих и многих других основополагающих принципах гласят два раздела, 9 глав и 137 статей сегодняшней Конституции РФ.
В преддверии празднования Дня Конституции Российской Федерации мы встретились с директором Государственной Национальной библиотеки КЧР им. Х. Байрамуковой, депутатом Народного Собрания (Парламента) КЧР нескольких созывов, заслуженным журналистом КЧР Салыхом Хапчаевым – тем, кто не понаслышке знает, как принимались Конституции РФ и КЧР, чтобы задать ему несколько вопросов.
– Как бы вы охарактеризовали время, когда принималась Конституция РФ?
– Конституция Российской Федерации была принята в очень трудное и непростое для нашей страны время. 90-е годы… Страна в этот период находилась в полуразрушенном состоянии. Множество проблем возникало по вопросам соцзащиты населения, здравоохранения, образования, трудоустройства, бытового обслуживания. Все это помнят многие читатели газеты «День республики». Вот как характеризует то время председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин: «…И все же, пройдя по краю пропасти, мы не рухнули в бездну хаоса и полного развала государства. И именно новая Конституция стала той опорой, которая удержала страну от сокрушительного падения».
Ее принятие удержало на плаву, в том числе, и нашу Карачаево-Черкесию, которую раздирали внутренние конфликты, связанные со стремлением разделить маленькую республику на несколько карликовых субъектов по национальному признаку.
– Как повлияло принятие Конституции РФ на развитие правовой системы КЧР и принятие Конституции нашей республики?
– Как известно, российская Конституция установила, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. В соответствии с данным положением и другими нормами Основного закона Российской Федерации республики, входящие в состав РФ, в середине 90-х годов приступили к выработке и принятию своих конституций. Путь к принятию Конституции Карачаево-Черкесии был нелегок.
Принятая 5 марта 1996 года после долгих обсуждений Конституция Карачаево-Черкесской Республики коренным образом изменила функции и структуру всех ветвей власти в республике. Кстати, наша Конституция отличается от конституций других субъектов Российской Федерации своей содержательностью. В Конституции Карачаево-Черкесской Республики заложены нормы, наделяющие жителей республики более широкими правами, чем предусмотрено в Конституции России. Так, если статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то статья Конституции КЧР дает право на получение среднего (полного) общего образования. У нас запрещена приватизация государственных учреждений здравоохранения и образования.
В Конституции Карачаево-Черкесской Республики есть положения, обеспечивающие равные права всем проживающим здесь народам. В статье 83 и 92 Конституции республики отмечено, что руководящие органы Народного Собрания (Парламента) и Правительства республики – Президиумы формируются с учетом национального представительства. Именно в нашей Конституции языки народов Карачаево-Черкесии признаны государственными.
В соответствии со ст.84 Конституции КЧР Народное Собрание имеет право не только принимать законодательные акты, но и контролировать их выполнение. Таким правом не наделены даже обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие Конституции тогда позволило несколько смягчить в Карачаево-Черкесии последствия системного социально-экономического кризиса. Серьезные изменения произошли и в общественно-политической жизни республики. На основе конституционного принципа политического плюрализма стали формироваться основы политической системы. Сегодня в республике действуют более 200 общественных объединений, в том числе региональные отделения десятков политических партий. Свободно и открыто действует оппозиция, независимые средства массовой информации. В соответствии с Конституцией в республике обеспечивается свобода вероисповедания. Действуют множество объединений различных религиозных конфессий. Все это является залогом стабильного развития нашего социума.
– Как происходит взаимодействие между федеральным центром и нашей республикой?
– Одним из важных принципов государственного строительства в РФ является разграничение компетенций Российской Федерации и ее субъектов. В части 1 статьи 71 Конституции РФ перечислены предметы ведения самой Федерации. Согласно им, по этим предметам ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Это сферы жизни общества, отрасли и подотрасли народного хозяйства, социально-культурной жизни, виды имущества, его объекты. Например, федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника. Далее сюда же относится установление правовых основ единого рынка. В этой же статье в ряде пунктов речь идет о различных областях государственного строительства и государственной деятельности. Это все касается прерогативы Федерации: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов, федеральная государственная служба, внешняя политика России, оборона и безопасность, Государственная граница и самое главное, на мой взгляд, правовое регулирование.
Я перечислил некоторые вопросы, которые решаются на уровне Российской Федерации и относятся к ее обязанностям. Хотя это совсем не говорит, что в решении данных вопросов не могут участвовать субъекты Российской Федерации.
Посредством законодательной инициативы в Госдуме РФ или через своих представителей в Совете Федерации (ст. 104) субъекты часто используют это право. За мою депутатскую деятельность в Парламенте нашей республики мы неоднократно пользовались такой возможностью через наших представителей. По инициативе Народного Собрания (Парламента) КЧР несколько раз принимались различные поправки к федеральным законам или другим нормативно-правовым актам. В этом смысле наши сенаторы в Совете Федерации РФ и депутаты Государственной Думы активно работают. В последнее время ими поднимались вопросы, касающиеся бюджета, СМИ, здравоохранения, национальных вопросов, безопасности граждан и др.
Также Конституция РФ предусматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В данном случае речь идет о законах и иных нормативных актах по вопросам совместного ведения (ст.72). Это могут быть законодательные акты, учитывающие специфические (национальные, культурные и т.д.) условия их применения в соответствующих субъектах.
На основе этой статьи, например, в ст.35 (п.4) Конституции Карачаево-Черкесской Республики записано: «Общепризнанные прогрессивные праздники и обычаи народов Карачаево-Черкесской Республики, уважение к старшему, женщине, людям различных убеждений, милосердие – священны, охраняются Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики». Такое положение имеется только в Конституции Карачаево-Черкесской Республики из всех субъектов РФ.
На основании ст.76 (п.4) Конституции РФ субъекты России обладают исключительными компетенциями. Сюда относятся, например, вопросы принятия Конституции, законов КЧР, бюджета республики, внутреннего административного территориального деления, управления собственностью и т.д. Так, пользуясь представленным этим правом, в свое время в республике были созданы Абазинский и Ногайский районы, преобразованы статусы отдельных населенных пунктов.
По вопросам разграничения компетенции между субъектами и Российской Федерации, важно соблюдать неизменность условий разграничений, определенных Конституцией РФ по вопросам ведения центра и ее субъектов. В связи с этим хочу напомнить высказывание Президента Российской Федерации В. Путина по данному вопросу, адресованное, думается, в первую очередь федеральному законодателю: «Нам необходимо отказаться не только от вторжения в федеральную компетенцию, но и от необоснованных попыток федеральных структур вмешиваться в сферу исключительной компетенции регионов».
– Необходимо ли сегодня вносить изменения в Конституцию РФ?
– По мере необходимости изменения вносятся. Это требование жизни. Например, изменились сроки полномочий депутатов Госдумы РФ и главы государства, состоялось вхождение в состав России новых субъектов – Крыма и Севастополя, произошел ряд других изменений в жизни страны. Все эти поправки включены в текст Конституции РФ. Думаю, что эти и аналогичные изменения не расшатывают и не размывают стабильность Конституции РФ, наоборот, они способствуют укреплению российской государственности. О возможных изменениях в Конституции РФ В. Путин говорил еще в декабре 2013 года: «По мере необходимости само общество, Парламент, Президент могут инициировать определенные изменения, или регионы РФ, если речь касается взаимоотношений между регионами и федеральным центром. В этом смысле основной закон – Конституция – является живым организмом».
– Чтобы вы хотели сказать общественности в День Конституции РФ?
– Считаю, что лучший способ отметить День Конституции России – это посмотреть, что еще надо сделать для полной реализации этого основного документа страны. Несмотря на многие объективные и субъективные трудности, следует подчеркнуть, что Конституции РФ и КЧР сегодня живут и действуют. Это стало возможным благодаря глубоким конституционным преобразованиям в нашем обществе. В свою очередь, это позволяет нашей республике стабильно развиваться. Реализуя положения Конституции Российской Федерации, сегодня Карачаево-Черкесская Республика является одним из полноправных субъектов Российской Федерации, который недавно широко отметил 25- летний юбилей и активно входит в число регионов с лучшими показателями в своем социально-экономическом развитии.

Светлана ОСЕЦКАЯ
Поделиться
в соцсетях