Храмовый праздник пограничников

13 декабря в 12:33
2 просмотра

4 декабря в Петропавловском храме ст. Зеленчукской состоялось торжественное богослужение, приуроченное к храмовому празднику Отдельного корпуса пограничной стражи – Введению во храм Пресвятой Богородицы. Об установлении этого праздника в Российской Империи сказано в Приказе Шефа пограничной стражи С. Витте по ОКПС № 18 от 30 марта 1894 г.: «Государю Императору благоугодно было 25 марта 1894 г. установить в Отдельном корпусе пограничной стражи ежегодное празднование храмового праздника 21 ноября, в день Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, причем его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть представлять в сей день на Высочайшем смотру сводную роту из представителей пограничного корпуса».

4 декабря в Петропавловском храме ст. Зеленчукской состоялось торжественное богослужение, приуроченное к храмовому празднику Отдельного корпуса пограничной стражи – Введению во храм Пресвятой Богородицы. Об установлении этого праздника в Российской Империи сказано в Приказе Шефа пограничной стражи С. Витте по ОКПС № 18 от 30 марта 1894 г.: «Государю Императору благоугодно было 25 марта 1894 г. установить в Отдельном корпусе пограничной стражи ежегодное празднование храмового праздника 21 ноября, в день Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, причем его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть представлять в сей день на Высочайшем смотру сводную роту из представителей пограничного корпуса». Как известно, изначально охрану рубежей нашего государства несли казачьи войска. А в этот день у казаков была традиция празднования дня казачки-матери. Начало – начал семьи – женщина-мать, а начало – начал государства – его границы. В этом и заключаются символизм этого праздника и его глубокий духовный смысл.
На торжественном богослужении присутствовали казаки Зеленчукского районного казачьего общества, военнослужащие с застав Маруха и Архыз, заместитель главы администрации Зеленчукского муниципального района Петр Вильхов, председатель общественного совета при МО МВД России «Зеленчукский», председатель совета ветеранов Мухат Батчаев, жители Карачаево-Черкесии.
По окончании богослужения был совершен молебен о воинстве. А далее для пограничников прочитал лекцию руководитель отдела Пятигорской и Черкесской епархии по связям с вооруженными силами протоиерей Константин Сорокин. Основной темой было неоязычество, которое активно сейчас распространяется. На конкретных примерах было показано, что это движение ни с каким патриотизмом не связано, а неоязычники – люди, участвующие в подобных организациях, противопоставляют себя нашему обществу в целом.
«Лекция несла в себе довольно большую смысловую нагрузку и в основном была посвящена тому, с чем мы сейчас сталкиваемся, – ложному патриотизму. Мы живем в многонациональном и многоконфессиональном государстве. Люди, населяющие наше Отчество, относятся к разным культурам, говорят на разных языках. И очень опасно бывает, говоря о патриотизме, любви к своему Отечеству, к его общей большой многонациональной культуре, перешагнуть ту тонкую грань, где эта любовь превращается в нетерпимость к кому-то или к чему-то, к чьим-то религиозным убеждениям, к чьей-то культуре, языку. Это уже прямая дорога к национализму и фашизму. Что, конечно же, недопустимо!» – прокомментировал благочинный храмов Южного Карачаево-Черкесского округа протоиерей Евгений Субтельный.
Также протоиерей Евгений Субтельный отметил, что взаимодействие с Карачаево-Черкесским пограничным отрядом осуществляется с момента образования погранотряда на территории нашей республики. «Инициатива по большей части исходит от командования Карачаево-Черкесского пограничного отряда, со своей стороны мы тоже проявляем инициативу. Взаимодействие в основном заключается в регулярном посещении застав священнослужителями, особенно отдаленных – Хурзук, Учкулан, Загедан, Пхия – там, где люди испытывают особенные затруднения в посещении храма в связи с обстоятельствами службы. Посещение отдаленных застав в основном проходит в летний период. Но когда проводились Олимпийские игры в Сочи, военнослужащие не могли надолго отлучаться, были всё время в боевой готовности, поэтому командование организовывало посещение застав в зимнее время, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от общества», – рассказал отец Евгений.
Командованием Карачаево-Черкесского пограничного отряда и Пятигорской и Черкесской епархией было принято совместное решение о строительстве храма на заставе Загедан, которое сейчас вошло в завершающую стадию. Храм деревянный. Он находится вне территории заставы и расположен рядом с памятником освободителям Кавказских перевалов. Освящение храма планируется в память благоверного князя Александра Невского.
На заставах по необходимости совершается таинство крещения, проходят регулярные беседы с военнослужащими. Основная тема бесед – патриотизм, православная семья, обязанности военнослужащих в том, что касается военной присяги. Возникают вопросы и личного порядка, которые, конечно же, решаются в личных беседах.
«Прежде всего мы говорим о чувстве долга по отношению к своей семье, к своей малой и великой Родине, к своему государству, – продолжил отец Евгений. – Отсутствие правильного патриотического воспитания приводит к довольно плачевным последствиям – чувство долга притупляется! Я сейчас не говорю даже о чем-то глобальном, хотя бы о чувстве долга по отношению к своей семье. Я считаю, что если бы это чувство не было настолько ослаблено, мы не имели бы столько разводов, сколько имеем на сегодняшний день. По статистике, у нас в первый же год распадаются два брака из трех, и во многих из этих браков остаются дети.
Дети, выросшие в неполных семьях, которые не видели взаимоотношений между своими родителями, которые выстраиваются на протяжении всей жизни, сами, соответственно, не умеют такую семью создать – они в ней не жили. Ребенка нельзя научить, по какому-нибудь учебнику в школе, каким образом он должен выстроить свою семейную жизнь. Он должен в ней жить и видеть, как происходит общение, выстраиваются взаимоотношения. Какие добродетели нужно в себе воспитывать, чтобы семья состоялась. А это терпение, самопожертвование, взаимопонимание.
Оттого, что у современного человека чувство долга очень ослаблено на бытовом уровне, вырастают проблемы глобальные. Когда человек, давший присягу, не всегда осознает, что он взял на себя определенные обязательства. Он считает, что эти обязательства в любой момент можно расторгнуть. А это в такой структуре, как вооруженные силы, неприемлемо и недопустимо. Защита Отечества – это жертвенное служение. А научиться жертвенности – это и в том числе научиться долгу и патриотизму. Иначе человек никогда не будет защищать свое Отечество так, как он призван это делать.
Если мы посмотрим на описания боев, героических поступков, например, в годы Великой Отечественной войны, которых до нас дошло большое количество, мы поймем, что обычный человек, а не какой-то супергерой, шел защищать свою Родину, зачастую понимая, что он лишится жизни. Но он осознавал, что у него за спиною его семья. Прежде всего человек воспринимает свои действия, проецируя их на себя, а потом уже на всех остальных. Я думаю, что было бы ложным утверждать, что человек, у которого было три семьи и ни с одной он не живет, завтра отдаст свою жизнь за Родину…»
Уже давно взаимодействуя с пограничным отрядом, ведя разговоры об общечеловеческих ценностях, отец Евгений никогда не сталкивался с трудностями в общении из-за того, что на заставах присутствуют люди разных конфессий. На беседах присутствуют все.

Светлана ОСЕЦКАЯ
Поделиться
в соцсетях