Ориентир один – заветы предков

21 декабря в 06:44
6 просмотров

Сквозь дрожь ветвей, уже переживших дни последнего листопада, все еще доносится чуть слышный призыв ушедшего лета. Во всяком случае, по дороге в Малокарачаевский район на Маринском перевале стояла такая жара, что хоть все окна открывай. Тем не менее первоочередные вопросы, которыми сейчас занимается глава Терезинского сельского поселения, так или иначе связаны с предстоящими зимними холодами. Вот и на момент нашего приезда главы на месте не оказалось. Секретарь пояснила: «Он в школе имени Харуна Чочуева, скоро будет». Тем временем таксист, армянин по национальности, который меня до Терезе и довез, живо интересуется, что означает слово «терезе» в переводе на русский, лишний раз убеждая меня в том, что нет в мире более интересных вопросов, нежели вопросы, связанные с именами, названиями.

Сквозь дрожь ветвей, уже переживших дни последнего листопада, все еще доносится чуть слышный призыв ушедшего лета. Во всяком случае, по дороге в Малокарачаевский район на Маринском перевале стояла такая жара, что хоть все окна открывай. Тем не менее первоочередные вопросы, которыми сейчас занимается глава Терезинского сельского поселения, так или иначе связаны с предстоящими зимними холодами. Вот и на момент нашего приезда главы на месте не оказалось. Секретарь пояснила: «Он в школе имени Харуна Чочуева, скоро будет». Тем временем таксист, армянин по национальности, который меня до Терезе и довез, живо интересуется, что означает слово «терезе» в переводе на русский, лишний раз убеждая меня в том, что нет в мире более интересных вопросов, нежели вопросы, связанные с именами, названиями.
У села Терезе, что означает «окно», тоже довольно интересная история. Оно было основано в 1921 году. Тогда в селе жило всего десять семей, и были они выходцами из большого Карачая – Хурзука, Карт-Джурта и Учкулана. Вот разбуди меня среди ночи, и я назову имена и фамилии первых переселенцев – Хаджи-Бекира Тамбиева, Шамиля Пилярова, Даулет-Герия Богатырева, Матая Кечерукова и других, которые, спустившись с гор в долину, сказали: «Наречем это место Терезе, иными словами, окном в новый мир!» Кто-то скажет: эх, куда хватила. Ни капли не преувеличиваю. И не потому, что у меня под рукой специальная историко-этнографическая литература о Терезе или родственников в селе хоть пруд пруди, нет. Просто в селе любое мероприятие: открытие мечети, врачебной амбулатории, школы, памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны и т.д. – начинается с озвучивания этих имен. Как и истории села. А она, как я уже сказала, уникальная. Достаточно сказать, что ровно через восемь лет после того, как здесь, на ровном месте, поселились люди, стали работать четыре колхоза, которые после реорганизации, спущенной сверху, объединившись, стали одним крупным многоплановым хозяйством – колхозом имени Сталина, в котором разводили овец, коней, крупный рогатый скот, возделывали землю. А люди, которые горы сворачивали в то далекое время? Кавалер ордена Ленина Ибрагим Баиев, кавалер орденов «Знак Почета» Азрет Джамбаев… Да разве всех перечислишь? В общем, нетрудно понять, что интерес к истории родного села у терезинцев невероятно глубок и устойчив…
Главу сельского поселения мы прождали почти сорок минут, но если взять во внимание подчиненную ему территорию – а это 146,6 квадратных километра, отчего и маршрут его ежедневных «деловых пробежек»  протяжен, и тот факт, что заблаговременно о своем приезде не предупреждали, – это был сущий пустяк.
Село Терезе, можно сказать, самое крупное село в районе, в нем проживают 7350 человек. И каждый раз, когда я приезжаю сюда…
Впрочем, это уже был диалог с главой поселения М. Байрамкуловым.
– Мурат Борисович, каждый раз, когда приезжала сюда, а было время, наведывалась каждый год, первым долгом расспрашивала и вас, и ваших предшественников о водоснабжении села, потому что это была целая проблемная эпопея.
– Другим словом и не назовешь. Ведь еще 30-40 лет тому назад, когда в расцвете сил были колхозы и совхозы, и села в основном числились на их балансах, – кстати, лучшим хозяйством, которое в разные годы возглавляли А.-Ю. Аджиев, И. Каппушев, М. Эркенов, Х. Байрамуков, М. Гаппоев и М. Узденов, был совхоз «Терезинский», – жители села, не дождавшись помощи ни от государства, ни от родного совхоза, сами прорыли каналы, проложили в них трубы и провели воду к селу от родника, что над селом. На наше счастье, на территории и в окрестностях села бьют еще два источника. На родниковую воду (ее чистоту, свежесть, структурированность) жаловаться не приходилось, но весь вопрос в том, что ее катастрофически не хватало – постирает человек, приготовит покушать, приберется в доме, а там смотришь, и жажду нечем утолить. А все мы знаем, что физиологическая потребность в питьевой воде для взрослого человека – не менее 2,5 литра в день.
– Однако, вы хорошо «подкованы» в физиологии.
– Да просто душа болит, когда видишь, как иной подросток бежит в магазин и тащит домой бутыли с питьевой водой домочадцам, себе лимонад или квас. А это, во-первых, недешево и, во-вторых, неправильно.
Но теперь проблема разрешена. Глава республики Рашид Темрезов с первых же дней своей работы взял этот вопрос под свой контроль, и, как результат, подведенные дополнительные источники питьевой воды к основному водопроводу в корне изменили картину. Плюс ко всему вверх по течению реки построен бассейн, своего рода водохранилище, вмещающее в себя 2000 кубометров воды.
Теперь у нас другая проблема. Выделение земельных участков под строительство. Если в иных селах люди на выделенных участках сажают картошку, или она просто пустует – так нередко бывает: для одних клочок земли – забава, хобби, для других – суровая необходимость, – то у нас иная картина. Земли не хватает катастрофически, оттого новых домов не прибавляется, старых не убавляется. Желающих построиться в селе – целая очередь, а мы не то что выделить землю, изыскать свободных земельных участков не можем. Путь выхода из этой непростой ситуации предложила администрация района: после рождения третьего ребенка при желании любая молодая семья получает земельный участок в селе Джага.
– Оно, конечно, Джага и ближе к курортам Минеральных Вод и место довольно красивое, но кому не хочется жить рядом с родными, с друзьями, тем более что инфраструктура Терезе развита на зависть многим.
– Что да, то да, в селе есть средняя и начальная школы, врачебная амбулатория, почтовое отделение, ветеринарный участок, аптека, библиотека, Дом культуры… Дом культуры тоже до недавнего времени был для нас головной болью. Здание 1938 года постройки в последнее время совсем пришло в негодность. Строительство нового, уже не Дома культуры, а Дворца культуры стало возможным благодаря участию республики в государственной программе «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы». Площадь здания составляет 500 кв. метров, территория всего объекта – 3300 кв. м. В здании будут актовый зал на 300 посадочных мест, гримерки, другие технические помещения, туда же планируем переселить и библиотеку. Что касается территории – ее украсят всевозможные клумбы, деревья разных пород, будет здесь и парковка для машин. К концу этого года строители планируют сдать объект в эксплуатацию.
– В селе, насколько мне известно, нет производственных предприятий, но в одно время по числу всяких ООО, ЗАО, то бишь всевозможных цехов, занимающихся швейным производством, трикотажным, пластиком, словом, разными направлениями, Терезе было на первом месте, но и они, насколько мне известно, закрылись за редким исключением. В связи с этим хочу спросить, не зашкаливает уровень безработицы сегодня социально опасную черту в селе?
– Вопрос безработицы, как и в районе, как и во всей стране, один из главных в селе. Хотя, по большому счету, реальный уровень безработицы, на мой взгляд, повсеместно значительно ниже официальных цифр, потому что многие заняты индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, многие устраиваются на работу без оформления официального трудового соглашения, при этом некоторые из них встают на учет в центре занятости населения и получают пособие по безработице. В нашем селе люди не только держатся на плаву, но даже неплохо преуспевают благодаря подсобному хозяйству. Сельчане держат в общей сложности 6300 голов КРС, семь тысяч овец, более 650 лошадей. Люди держали бы еще больше живности, если бы не было проблем с выпасом скота  и с кормами.
Сено жители заготавливают на выделенных администрацией сенокосных участках, так, для этих целей было нарезано более трех тысяч гектаров сенокосных угодий. Но, как я уже сказал, их не хватает, тем не менее разрешать ситуацию как-то надо, и потому мы постоянно проводим мероприятия по изысканию свободных сенокосов, в частности, проводим инвентаризацию бесхозных участков в том плане, что выделили кому-то сенокосное угодье, а он туда ногой не ступает, и участок зарос сорной травой, амброзией. И вот благодаря таким целенаправленным действиям на днях 50 человек смогли обзавестись сенокосами.
– Как спускают сено селяне с гор, с неудобий?
– В пользовании у терезинцев почти 70 тракторов, столько же грузовых машин, десяток прессов.
– А как обстоят дела у жителей села с реализацией сельскохозяйственной продукции?
– В селе работает молокоприемный пункт, так что с молочной продукцией жители села не заморачиваются. Рано утром подъехала машина, забрала продукцию со двора. Деньги – строго в означенное время. Что же касается овец, быков, телят… Их продают либо живьем, либо на базар, сами знаете, в каком виде… Большую ответственность за такое крупное поголовье в селе наряду с владельцами скота несут и наши ветеринары под руководством ветврача Магомеда Баиева. Они вакцинируют животных как на домашнем подворье, так и на выпасах, пользуют и в самой ветлечебнице.
– Мурат Борисович, в народе говорят, оглядка назад полезна. Где-то лет пять тому назад я побывала во врачебной амбулатории села и была приятно удивлена стерильной чистотой всех помещений, их оснащением, обилием заботливо сделанной руками самих медработников наглядной агитации и на редкость доброжелательным отношением медиков к пациентам. Что-то изменилось за это время в работе амбулатории, к примеру, в укреплении материально-технической базы?
– Амбулатория получила новую «скорую», что явилось большим подспорьем для медколлектива, село-то хорошо раскинулось по обе стороны реки Гум. Работа на селе заставляет каждого работника быть специалистом более широкого профиля, чем записано в дипломе. Специалистов в амбулатории, по меркам села, более чем достаточно: есть терапевты, гинекологи, педиатр, стоматолог, клиническая лаборатория, ЭКГ и так далее. Словом, все службы развернуты, и все под руководством главврача Любови Манафовны Узденовой работают без нареканий.
По-настоящему впечатлиться проделанной работой в селе можно, лишь прогулявшись по его территории. Начну с того, что в селе ведется огромный пласт духовной работы, такой необходимой людям, в двух мечетях. Вторая мечеть строилась почти 20 лет всем миром, и в ней сейчас, кстати, всех желающих обучают арабскому языку. Наши религиозные служители Мурат Бостанов и Исмагил Каппушев единодушны: лишь встав на путь духовно-нравственного возрождения народа, лишь обратившись к животворным источникам, которые на протяжении многих веков питали наших предков, а к ним, в первую очередь, относится религия, можно вывести общество из кризиса. И потому проделывают огромную работу, которую озвучивают так: «Ориентир один – заветы предков», «Кратчайшая дорога – прямая», «Не уважающий другие народы чужд своему».
В селе 42 улицы, по которым беспрестанно снуют легковые машины, «Газели», грузовые машины, но у всех дорог приличное покрытие – где асфальт, где гравий, и никаких непролазных луж, грязи. Выехать и заехать в село можно разными путями, но, конечно же, большим спросом пользуется маршрут, проложенный четыре года тому назад через улицы Гагарина и Минги-Тау с выездом на основную трассу на границе села Первомайского. И короче получается дорога до райцентра, и удобней, дорога-то практически новая. Есть в селе детский садик «Куанч», заходить не стала. Это тот случай, когда видишь, насколько ухожены здание и территория вокруг него, и догадаться, каково внутри, не составит особого труда. Пусть это будет отдельный, неспешный, обстоятельный визит…
– Мурат Борисович, еще в приснопамятные времена, когда были живы колхозы, совхозы, село Терезе было у всех на устах. Еще бы, тогдашний председатель сельсовета Магомед Узденов так увлек парашютным спортом все село, что в небо с ессентукского аэроклуба не поднялся только ленивый… Какими видами спорта увлекается нынешняя молодая поросль?
– В селе много способных, целеустремленных, настойчивых ребят, увлекающихся вольной борьбой, борьбой на поясах, армспортом. Очень радуют своими успехами юные спортсмены ДЮСШ, открытой на базе СОШ №5. Вот только спортивных сооружений в селе долгое время не было, как и спортклуба, потому многие ребята ездят на тренировки в Учкекен, как и тренеры Азрет Тамбиев, Мурат и Эльдар Биджиевы. Правда, мы планируем дать второе дыхание старому зданию ДК: привести в порядок и сделать из него образцовый спортклуб.
– Но у вас же есть многофункциональная спортплощадка?
– Да, она была введена в строй в прошлом году. На строительство спортплощадки было выделено более пяти миллионов рублей, которые обернулись полями, построенными по всем экологическим нормам, где дети занимаются футболом, гандболом, баскетболом, теннисом, гимнастикой, легкой атлетикой, воркаутом… Терезинцы просто не знают, как благодарить главу администрации района Рамазана Байрамукова за его внимание к нуждам села, в частности к строительству площадки…
– Когда я была на открытии второй мечети шесть лет тому назад в вашем селе, я была приятно удивлена количеством спонсоров, помогавших в строительстве мечети. Надеюсь, и сейчас воз проблем администрация не в одиночестве тянет?
– В любом деле подставят свое плечо Рамазан Пахатович, депутаты Народного Собрания Адам Гочияев и Ильяс Эркенов. Всех их роднит одно важное качество – не стремление быть на своем месте первым лицом, имея в виду почести, награды или вес авторитета, а вся полнота ответственности за родное село, которую они взяли на свои плечи.
– Мурат Борисович, один российский сатирик сказал: «Российская действительность обязывает к какой-то тоске, и пейзаж не пейзаж без помойки». И действительно, санитарное состояние наших сельских поселений – тема неисчерпаемая. И знаете, что реально неприятное, страшное? Когда видишь, что каждый, ничтоже сумняшеся, тащит свой мусор все ближе к реке, дескать, вода все унесет, а между тем Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу: по причине использования воды плохого качества за последние 10 лет умерло больше людей, чем потеряно за все войны этого периода.
– Долгое время ни увещевания, ни административные штрафы не давали какого-либо заметного результата, но теперь усилия администрации в этом отношении принесли успех. Улучшилось общее санитарное состояние села, берегов реки Гум. Мы понимаем, что в этом деле «эффект присутствия» – важнейший. И регулярно делаем уличные обходы, несмотря на организованный вывоз мусора в селе.
– Ну и последний вопрос: каковы планы на будущее?
– Почаще проводить сходы граждан, они помогают обозначить болевые точки, наладить механизм постоянного общения администрации с населением, мы прислушиваемся ко всем критическим замечаниям, не уходим от острых вопросов, даже если на данном этапе они не придают администрации популярности. А главное, в целом и в частностях позиционируем родное Терезе как динамично развивающееся село с хорошими перспективами. И еще помним, чем болезненнее ситуация, тем быстрее она разрешается. Во всяком случае, с нами так именно и происходит в последнее время – решились проблемы с водоснабжением, строится Дворец культуры, спортплощадка… Все это, конечно же, благодаря неустанным заботам администрации района, неусыпному контролю Главы республики за происходящим в селе и ориентирам, которым мы следуем с помощью ветеранов села, самих жителей.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях