Счастливая арифметика Магкаевых

28 декабря в 13:35
11 просмотров

Варвара Константиновна и Харитон Константинович (говорят, когда отцы супругов – тезки, это счастливый знак) в уходящем году отметили 55-летие семейной жизни. Собраться сразу вместе нынче сложно – давно оперились, вылетели из родного гнезда дети. Ирина живет в г. Ставрополе, Галина – в г. Кинель Самарской области, Залина – опять же в краевом центре, Константин – в г. Ардоне Северной Осетии, Раиса – в г. Ессентуки, Владимир – в г. Москве, Дзерасса – в родном селе, Лариса – в г. Пятигорске, Светлана – в г. Карачаевске, Георгий, как младший сын, как это и принято у кавказцев, – дома, с родителями, еще не женат. У Магкаевых 16 внуков и 3 правнука. Это какой же праздничный стол требуется для такого семейства, если к ним еще прибавить семерых зятьев и двух снох?! Такая вот счастливая арифметика, из которой сложился драгоценный капитал, которому не страшны никакие экономические кризисы и дефолты.

Варвара Константиновна и Харитон Константинович (говорят, когда отцы супругов – тезки, это счастливый знак) в уходящем году отметили 55-летие семейной жизни. Собраться сразу вместе нынче сложно – давно оперились, вылетели из родного гнезда дети. Ирина живет в г. Ставрополе, Галина – в г. Кинель Самарской области, Залина – опять же в краевом центре, Константин – в г. Ардоне Северной Осетии, Раиса – в г. Ессентуки, Владимир – в г. Москве, Дзерасса – в родном селе, Лариса – в г. Пятигорске, Светлана – в г. Карачаевске, Георгий, как младший сын, как это и принято у кавказцев, – дома, с родителями, еще не женат. У Магкаевых 16 внуков и 3 правнука. Это какой же праздничный стол требуется для такого семейства, если к ним еще прибавить семерых зятьев и двух снох?! Такая вот счастливая арифметика, из которой сложился драгоценный капитал, которому не страшны никакие экономические кризисы и дефолты. Капитал этот зиждется на прочном фундаменте любви и взаимопонимания.
Злоба, эгоизм, зависть всегда обходили стороной этот дом. А вот одна из главных добродетелей Магкаевых, которые живут в центре села Коста Хетагурова, аккурат напротив школы, – гостеприимство. Нет, не то декларативное и лицемерное, когда порой не к месту и не ко времени (в общественном транспорте или где-то на улице) тебя зазывают домой: «Заходи, дорогой!» Семья Магкаевых может запросто пригласить к себе на ночлег с десяток, а то и больше неожиданных гостей. И сколько себя помнят дети Харитона и Варвары, раньше, бывало, когда в село приезжали делегации из Северной Осетии, добрая половина гостей останавливались у них – будь то хоровой или танцевальный коллектив. А соотечественники из Владикавказа обычно задерживаются в селе великого Коста на два, а то и на три дня: памятникам и могилам поклониться, к Шоанинскому храму подняться, чтобы воздать молитвы святому Георгию Победоносцу. Но это никогда не останавливало Магкаевых-старших.
Потому и дети в таком доме, у такой четы выросли совестливые, самостоятельные, работящие, и каждый из них обрел специальность по душе…
Но вернемся к юбилею, вернее, к праздничному столу – как же без него на таком событии, как «изумрудная» свадьба столь достопочтенной пары?! Безусловно, стол ломился от яств, где в центре, разумеется, были осетинские пироги и кувшины с национальным напитком баганы. Но я сейчас не о подробностях кулинарных изысков. Просто этот добротный банкетный стол стал главным подарком, кроме всего прочего, десятерых детей отчему дому на 55-летие супружеской жизни родителей. Безусловно, подарок со смыслом. Это для того, чтобы все многочисленное семейство почаще собиралось за этим столом и крепчали родственные узы подрастающих детей. Чтобы знались и роднились не только двоюродные и троюродные, а быть может, и пятиюродные братья и сестры. Не зря же для этого предки древних аланов придумали фамильные праздники!
…Мы сидим с хозяином дома Харитоном Магкаевым на уютном диване. Над нами на стене картина с изображением Георгия Победоносца. И поскольку с минуты на минуту должны подъехать из Пятигорска Молодцы (семья дочери Галины носит эту фамилию), а также зять из Карачаевска Азнаур Хубиев, супруг Светланы, а дети во дворе затеяли игры, мы ведем неспешную беседу.
Со своей суженой, Варей Басиевой, студенткой торгового техникума, он познакомился в городе Ардоне Северной Осетии, куда наведался к родственникам в 1962 году.
– Свадьбу, когда я Варю в село привез 7 ноября, играли целую неделю, как это и положено исстари у нашего народа. Тем более, наше торжество совпало с главным праздником СССР. Сейчас уже не те времена, да и возможности у людей нет, все ведь делается в спешке, у всех дефицит времени. Из жизни исчезает размеренность, – рассуждает Х. Магкаев. – Хотя наша семья, как и другие, в 60-е годы не жировала, но обычай был соблюден. Тогда все было проще – не шикарно накрытые столы были главным притяжением на свадьбах, а танцы, народные забавы, игрища, которые затевала молодежь. Кстати, чревоугодие у осетин за праздничным столом считалось позором, и во время свадеб место у молодежи было только в танцевальном кругу. Исстари у нас и пьянство не одобрялось. Я вам одну притчу расскажу: «Славный Абаци, когда пьянел, то поручал младшим: «Везите меня в ту сторону, где пьяный не презирается. В осетинскую деревню не везите – обсмеют, осрамят и песню сатирическую сочинят».
Несмотря на свои 89 лет, Харитон Константинович еще полон сил и энергии, от него веет добродушием и той мудростью, что делает старость возвышенной и почтенной. Он не из тех, кто ворчит и брюзжит целыми днями на весь белый свет. Увы, человеческий характер не есть нечто постоянное. Выходит порой невеста замуж за одного, а жить ей, супруге, приходится подчас с другим человеком – сварливым, крикливым, эгоистичным. У Магкаевых по-настоящему счастливый союз, который не берут годы. Харитон Константинович смеется: «Хоть бы раз за эти 55 лет по- настоящему поругались! Хотя бы для порядка. Но такая мне вот попалась вторая половина, совершенно бесконфликтная».
Варвару Константиновну в селе все больше называют Варечкой – и стар и млад. От этой милой, ласковой женщины, матери-героини, словно исходит свет доброты и праведности. Она 36 лет и по сей день работает завхозом Коста-Хетагуровской школы, и если здесь чистота и порядок, а в большом школьном хозяйстве каждая вещь знает свое место, – это прежде всего ее заслуга. Любят ее и учителя, и дети. Есть в Варваре Магкаевой педагогическая струнка, и часто достаточно нескольких слов, произнесенных ее тихим голосом в адрес школьного шалуна, как он тут же притихнет и с виноватым видом пообещает больше не хулиганить.
Всю жизнь Харитон и Варвара трудились не покладая рук. Многие годы, работая в Даусузском райпо, глава семейства бывал дома наездами. Заведуя магазином стройматериалов, вывел его в лучшие в Зеленчукском районе, и об этом свидетельствуют Почетные грамоты и многочисленные нагрудные знаки. Тем не менее в семье всегда держали коров, овец, птицу, обрабатывали 25 соток огорода. Старшие дети заботились о младших, рано познали крестьянский труд, что не мешало им неплохо учиться в школе.
Вспомнились слова французской певицы Патрисии Каас в ее телеинтервью: «Я выросла в многодетной семье, поэтому с детства усвоила правила хорошего тона. Они вовсе не заключаются в умении пользоваться разными ножами и вилками за изысканно сервированным столом. Хороший тон – чистоплотность, вежливость, порядочность». Дети Магкаевых такими и выросли, и глядя на этих цветущих, ухоженных, еще молодых женщин и мужчин, на лицах которых написана сама доброжелательность, представила их в детстве, когда они утром гуськом отправлялись в школу или, собравшись около мамы перед сном, слушали сказки, которые она мастерица была рассказывать…
– Молодцы из Пятигорска приехали! – крикнул кто-то во дворе, и все вышли из-за стола встречать семейство Ларисы с зятем Игорем. Внуки с разбегу кинулись в объятия бабушки и дедушки.
Услышала я и реплику на чистейшем карачаевском языке, которую произнес другой зять, Гарик Дзанаев, муж Залины:
– Къара, чынты къарачай кюеу! («Смотри, настоящий карачаевский зять!»)
На семейное торжество Магкаевых с огромной корзиной фруктов, сладостей и напитков и роскошным букетом роз, наконец, явился зять Азнаур – супруг Светланы.
Такая вот «изумрудная» свадьба получилась – добросердечная, наполненная светлыми эмоциями и чувством благодарности к родительскому дому, который, как в песне поется, «начало начал, ты в жизни моей надежный причал»…

Людмила ОСАДЧАЯ.
НА СНИМКЕ: Супруги Харитон и Варвара МАГКАЕВЫ –

вместе 55 лет; «Родительский дом – начало начал».

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях