Страсти по Новому году

23 января в 07:58
1 просмотр

Страна, как всегда, на зависть Европе, с размахом отметила два Новых года и окунулась в ледяную иордань. Традиция отмечать Новый и старый Новый год стала настолько привычной, что мы мало задумываемся об ее истоках. Между тем история старого Нового года занятна и поучительна. Рассказать о календарных перипетиях мы попросили человека более чем компетентного в этой области – кандидата технических наук, доктора философии Оксфордской образовательной сети, действительного члена Европейской академии естественных наук им. Лейбница Владимира Романенко, много лет проработавшего в Специальной астрофизической обсерватории.
Для всех нас календарь является вещью обыденной. Это древнейшее изобретение человека фиксирует дни, числа, месяцы, сезоны, периодичность природных явлений, которые основаны на системе движения небесных светил: Луны, Солнца, звезд. Земля проносится по солнечной орбите, оставляя позади годы и века.

Страна, как всегда, на зависть Европе, с размахом отметила два Новых года и окунулась в ледяную иордань. Традиция отмечать Новый и старый Новый год стала настолько привычной, что мы мало задумываемся об ее истоках. Между тем история старого Нового года занятна и поучительна. Рассказать о календарных перипетиях мы попросили человека более чем компетентного в этой области – кандидата технических наук, доктора философии Оксфордской образовательной сети, действительного члена Европейской академии естественных наук им. Лейбница Владимира Романенко, много лет проработавшего в Специальной астрофизической обсерватории.
Каждый год – он всего лишь один оборот
По светящейся солнечной пене,
Лишь один перегон в межпланетной глуши
И, как сказано Свыше, к старенью души
Не имеет совсем отношенья.
Относительно время – в круженье планет,
В беспрестанном, бессрочном мелькании лет
Не указана точка отсчёта.
Если так, мы с теорией не погрешим –
Абсолютны лишь вечная юность души
И её бесконечность полёта!

Для всех нас календарь является вещью обыденной. Это древнейшее изобретение человека фиксирует дни, числа, месяцы, сезоны, периодичность природных явлений, которые основаны на системе движения небесных светил: Луны, Солнца, звезд. Земля проносится по солнечной орбите, оставляя позади годы и века. Разработка и совершенствование календаря в далекие древние эпохи наглядно показывают, что астрономия всегда была в значительной мере наукой практической, а не просто бесполезным созерцанием небесных светил, как это полагают не слишком сведущие досужие обыватели.
Однако создание календаря оказалось делом весьма непростым. Земля вращается вокруг собственной оси (один полный оборот – сутки) и одновременно – вокруг Солнца, (один полный оборот – год). Понятно, что Создатель в процессе мироздания не стремился точно подогнать соотношение суток и года. Реальная длительность года – 365 суток, 5 часов, 48 мин, 46 сек. Но и эти данные приблизительны, гораздо точнее величина 365,2421896698 суток. Впрочем, и эта величина не абсолютна, поскольку она претерпевает разнонаправленные изменения из-за разного рода возмущений от взаимного влияния объектов Солнечной системы. Эти неточности уже в древности заставляли применять в календаре различные поправки – вводить високосные годы, месяцы разной длительности. Сейчас, по мере необходимости, удлиняют сутки на доли секунды, о чём заранее сообщается по радио и ТВ.
Таким образом, целого числа суток не существует. Отсюда сложность в составлении точного календаря для правильного отсчета времени и необходимость постоянно следить за его соответствием положению относительно звёзд и Солнца.
Конечно, все древние календари в большей или меньшей мере были неточными. Так, с третьего века до Рождества Христова в древнем мире использовался аналог египетского календаря, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, который давал погрешность в величине солнечного года в один день.
Кардинальные изменения произошли в 46 году до нашей эры. Древнеримский император Юлий Цезарь ввел новую систему летоисчисления. По имени императора новый календарь стали называть юлианским. В нем за величину года принимался солнечный год, который был немного больше астрономического и составлял триста шестьдесят пять суток и шесть часов. Началом года стало первое января. Так произошел переход на новое летоисчисление. В благодарность за реформу сенат Рима переименовал месяц квинтилис, когда был рожден Цезарь, в юлиус. Теперь это июль.
Через год император был убит, а римские жрецы начали путать календарь и стали объявлять каждый третий год високосным. В результате с 44-го по 9-й год до н. э. вместо девяти было объявлено двенадцать високосных лет.
Когда к власти пришёл император Октавиан Август, он приказал не вводить високосные годы в последующие шестнадцать лет, и ритм календаря был восстановлен. В его честь месяц секстилис был переименован в Августус (август).
Казалось бы, всем хорош был юлианский календарь, по которому Европа прожила более шестнадцати веков. Однако по нему трудно было определять точную дату Пасхи – ключевого праздника христианского мира. Поэтому Папа Григорий XIII посчитал, что необходима новая реформа. Предложенный им календарь исключал в пределах каждого четырехсотлетия три високосных года. Одной из целей этой реформы был возврат дня весеннего равноденствия к 21 марта.
Однако благочестивые намерения Папы не были приняты восточными патриархами. В 1583 году церковный Собор в Константинополе осудил принятие григорианского календаря, так как он нарушал богослужебный цикл и таким образом противоречил канонам, установленным предшествующими Вселенскими Соборами. Действительно, использование григорианского календаря приводит к нарушению основного правила празднования Пасхи. Дело в том, что католическое Светлое Воскресенье иногда приходится по времени раньше Пасхи иудейской, а это канонами церкви не допускается. Сегодня некоторым это может показаться неважным, но в религии мелочей не бывает. Именно поэтому Русская Православная Церковь до сих пор пользуется юлианским календарем.
На территории нашей страны, начиная с десятого века, Новый год праздновали 1-го марта. Летоисчисление велось по вполне логичным основаниям «от сотворения мира», дату которого вычисляли, конечно же, не по астрономическим или другим научным наблюдениям, а основываясь исключительно на теологических мотивах и анализе библейских текстов. Через пять веков, в 1492 году, в России начало года перенесли на первое сентября, в соответствии с византийской традицией. Через 200 лет вектор опять поменялся. Петровская Россия стала подражать Европе.
19 декабря 7208 года от сотворения мира (1700 г.н.э.) царь Петр Первый издал указ о том, что юлианский календарь в России, принятый от Византии вместе с крещением, по-прежнему остаётся действующим, но изменяется дата начала года. Новый год по юлианскому календарю надлежало теперь отмечать первого января, а счет лет вести «от Рождества Христова». Так страна отметила второй Новый год, уже 1701-й.
После революции, 14 февраля 1918 года, наша страна перешла на григорианское летоисчисление. Разница в определении дат создавала множество неудобств, прежде всего в практических отношениях со всеми другими странами, поэтому и было решено её выровнять. С течением времени разница между календарями серьезно увеличилась. Если в XVI веке она составляла десять дней, то в XVII она увеличилась до одиннадцати, в XVIII столетии она уже была равна двенадцати дням, тринадцати – в XX и XXI веках, а к XXII веку эта цифра достигнет четырнадцати дней. С 2101 года православные будут отмечать Рождество не 7 января, как это происходит сейчас, а восьмого января. Ну а с 9901 года наши прапрапраправнуки будут праздновать Рождество уже 8 марта. В литургическом же календаре дата по-прежнему будет соответствовать двадцать пятому декабря.
Однако Русская православная церковь по-прежнему пользуется юлианским календарем, оставаясь верной решениям Вселенских Соборов. Часто можно слышать вопрос о том, почему весь мир отмечает Рождество двадцать пятого декабря, а мы – седьмого января. Ответ совершенно очевиден. Православная церковь отмечает Рождество также 25 декабря, только по юлианскому календарю. То же касается и старого Нового года. Сегодня юлианский календарь в России называют «старым стилем». В настоящее время область его применения весьма ограничена. Им пользуются некоторые православные церкви – Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Русская. Кроме того, юлианский календарь применяется в некоторых православных монастырях Европы и США.
Православным христианам введение властью нового стиля доставило определенные трудности. Новый год оказался смещенным в Рождественский пост, когда любое веселье не приветствуется, а чревоугодие, употребление спиртного и скоромного и вовсе являются святотатством. Кстати, 1 января – день памяти святого Бонифатия, покровительствующего всем, желающим отказаться от пьянства, а наша страна отмечает этот день с бокалом в руках.
Справедливости ради надо отметить, что юлианский календарь более простой для летоисчисления, хотя и менее точен. Поэтому и сегодня появляются желающие вернуть Россию к старому летоисчислению. Вернется ли Россия когда-нибудь к «старому стилю»? Это также маловероятно, как и переход православной церкви на григорианский литургический календарь. Но, может, и не надо стремиться к общей унификации? Давайте оставаться самими собой и не стесняться своих старых, добрых, пусть и не всем понятных традиций!

Поделиться
в соцсетях