«Все по глупости думали, что их не найдут…»

22 февраля в 06:46
3 просмотра

Не задавали ли вы себе вопрос: почему так легко завербовать в ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) девушку или юношу из нормальной семьи, с нормальным интеллектом и неплохим средним образованием, например, многим уже известную студентку престижного столичного вуза? Ведь большинству совершенно чужды и вера, и цели джихада. Этот вопрос, а также проблемы борьбы с экстремизмом наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА обсуждала с заместителем начальника Центра по противодействию экстремизму МВД по КЧР полковником полиции Маратом АБАЗАЛИЕВЫМ.
– Марат Мухтарович, жизнь учит, что почти любого молодого человека, а уж тем более подростка с несформировавшейся психикой и особенно юную девушку с её «девичьими» мечтами и грёзами, можно завербовать куда угодно…хоть в контрразведку, хоть в ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ), хоть в секту.

Не задавали ли вы себе вопрос: почему так легко завербовать в ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) девушку или юношу из нормальной семьи, с нормальным интеллектом и неплохим средним образованием, например, многим уже известную студентку престижного столичного вуза? Ведь большинству совершенно чужды и вера, и цели джихада. Этот вопрос, а также проблемы борьбы с экстремизмом наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА обсуждала с заместителем начальника Центра по противодействию экстремизму МВД по КЧР полковником полиции Маратом АБАЗАЛИЕВЫМ.
– Марат Мухтарович, жизнь учит, что почти любого молодого человека, а уж тем более подростка с несформировавшейся психикой и особенно юную девушку с её «девичьими» мечтами и грёзами, можно завербовать куда угодно…хоть в контрразведку, хоть в ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ), хоть в секту. Как это происходит? Что нужно вербовщикам?
– Целью ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) является тотальное уничтожение всех прав и свобод современного человека, где поощряются убийства, экзекуции, массовые казни, похищения людей, работорговля, насилие над женщинами. ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) жестоко преследует и приверженцев традиционного ислама. Вы знаете, что ими повсеместно осквернялись храмы и мечети, объекты религиозного поклонения. Они негативно относятся к светскому законодательству и традициям, буквально толкуют те или иные религиозные предписания, и столь упрощенная трактовка вероучения притягивает последователей, в первую очередь, молодежь.
– Стремясь ко «всемирному халифату», радикалы развязали и тотальную информационную войну. Вербовщики постоянно присутствуют в сети Интернет. Получается, что каждый пользователь популярных социальных сетей может столкнуться с ними «лицом к лицу», даже не выходя из дома?
– Да, и добавлю, террористы день ото дня совершенствуют методы вербовки новых сторонников, а также алгоритмы их идеологической обработки. Арсенал психологического оружия становится все более изощренным. Террористическая пропаганда, как правило, рассчитана на людей, проживающих по всему миру, и для привлечения новых сообщников террористы используют самые современные технологии в сфере массовых коммуникаций. На группировку работают высокооплачиваемые медиа-специалисты, социологи и психологи, к работе привлекаются профессиональные продюсеры, сценаристы и режиссеры. У них имеются не только собственные печатные и электронные СМИ, но и площадки в крупных социальных сетях, на форумах популярных сайтов и даже в чатах игровых платформ. Они поддерживают свои аккаунты в сетях Facebook, Twitter, Instagram, Friendica, Telegram. Активно они заявили о себе и в российских социальных сетях: «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Через эти же каналы активистами осуществляется и вербовка новых членов. Правда, сегодня они уже не зазывают в Сирию, а предлагают «джихадить» дома, вплоть до того, чтобы с ножами бросаться на людей.
– Как может человек оказаться в поле зрения вербовщика?
– Конечно, волшебства не бывает. Сперва с юношей или девушкой входят в контакт – сейчас для этого полно социальных сетей для знакомств и общения.
Странички в соцсетях – кладезь для психоанализа и первичного отбора подходящих для вербовки лиц, а уж форумы, где люди жалуются друг другу на свои проблемы, – настоящий клондайк для вербовщиков. Перед тем, как войти в контакт с потенциальной жертвой, вербовщик скрупулезно исследует его аккаунты в социальных сетях. Списки друзей, фотографии, записи на стене, репосты, комменты, факты участия в определенных группах дают представление о психотипе человека, его круге общения, его комплексах и проблемах. Чем больше материалов на вашей страничке открыто для общего просмотра, тем выше вероятность того, что вы привлечете интерес вербовщика, ведь проходят специальную школу для того, чтобы через соцсети или в личном контакте подстраиваться к своему собеседнику по системе зеркального отражения, стараются его скопировать, и тогда жертва чувствует себя довольно комфортно с этим человеком. Она думает, что они очень похожи, значит, такому собеседнику можно доверять.
– Как я понимаю, первое и самое главное в вербовке – расположить человека к себе, завоевать его доверие…
– Да, а дальше можно постепенно продвигаться по хорошо известным отработанным методикам. Вербовщики обрабатывают чаще всего молодых, неопытных и необразованных людей, а таких сейчас очень много. Люди не знают, чем им заниматься, у них нет целей в жизни. У нас нет целостной системы базовых ценностей. А они важны. И что удивляться, что молодёжи, которая не знает, куда направить свою энергию, предлагают деструктивное русло? Это подаётся, конечно, как благородное дело. К тому же каждому нормальному подростку, юноше не хватает приключений. И женскому полу это не чуждо. Этим вербовщики тоже пользуются, играют на наивности, романтизируя свою деятельность. Они говорят: «У нас уважают старших, ценят любовь к женщине, жизнь для блага людей». И человек соглашается – ведь это справедливо и правильно. Да, он сам этого хочет и ищет, а в его семье и окружении такого нет. И получается, что раз здесь такого нет, то есть смысл ехать туда, где такое есть. И человек начинает в это верить. Понятно, что это сказочки для наивных, но вербовщики именно таких и ищут.
– Как распознать вербовщика?
– Будьте внимательны, если в социальных сетях вы внезапно получаете запрос на дружбу от пользователя, с которым у вас нет ни одного друга, – высока вероятность вербовочной атаки. Перед тем, как принять новый запрос на дружбу, внимательно изучите аккаунт пользователя. Если его профиль подозрительно пуст, а в записях хаотичный набор случайных тем, есть опасность, что это подставной аккаунт, с которого вербовщик пытается вступить в пробный контакт. Проявляйте бдительность, если вскоре после установления контакта незнакомец начинает активно лайкать ваши посты, комментировать записи на вашей стене, писать в личку. Тем самым он подчеркивает свою лояльность, усыпляя вашу бдительность. На форумах, в чатах и группах с предельной осторожностью общайтесь с незнакомцами, которые начинают активно сопереживать вашим личным проблемам, сочувствовать утрате близких, их недугам, возмущаться несправедливостью окружающего мира, предлагать бескорыстную помощь.
– А как понять, что вас вербуют?
– Элементарно. Новый знакомый начинает исподволь интересоваться вашей жизнью, отношением к религии, политической позицией, увлечениями, хобби, проблемами, финансовым положением. Вербовщик ищет уязвимое место, чтобы в будущем воздействовать на вас. Выяснив ваши слабые стороны, он будет стараться занять пустующую нишу в вашей жизни. Он будет готов стать вам другом, любимым человеком, единомышленником, учителем и т. д. Постарается помочь решить ваши проблемы, даже если вы его об этом не просите. Пытается вытолкнуть вас из привычного круга общения, призывая «порвать с людьми, которые тебя не ценят», «обрести новых друзей», игнорировать родственников, «которые не понимают твоей уникальности». Он будет настойчиво рекомендовать книги, статьи, видео, интернет-ссылки, которые «изменят твою жизнь и представления об окружающем мире». Новый знакомый пообещает решить все ваши проблемы разом, но при условии выполнения некоего задания. В качестве теста может попросить о любой, самой простой услуге. После этого обычно следует приглашение познакомиться лично, посетить какое-нибудь собрание, дабы «обрести новых друзей».
– Как противостоять этому давлению?
– Общаясь с новыми людьми онлайн, надо сохранять ощущение реальности. Не погружайтесь с головой в предлагаемые собеседником темы, вырабатывайте в себе навык стороннего наблюдателя. Придерживайтесь правила не общаться с одним и тем же собеседником в Интернете свыше определенного лимита времени. Чаще задавайте вопросы: «Зачем вы мне это рассказываете?», «Для чего вам это нужно?», «Почему бы нам не поменять тему разговора?». Всегда помните, что для вербовщика вы не человек, а всего лишь «товар», за который тот рассчитывает получить максимальную цену. Научитесь перепроверять любую полученную вами информацию при помощи разных каналов, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая материалами, размещенными на официальных сайтах МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры. Если чувствуете жесткое психологическое давление со стороны нового интернет-знакомого, без колебаний блокируйте его аккаунт. Если вербовочный прессинг продолжается с других аккаунтов, временно заблокируйте собственную страничку. Если вы чувствуете, что вас целенаправленно вербуют, незамедлительно обратитесь по соответствующим телефонам доверия и «горячим линиям» напрямую в правоохранительные органы.
– Но ведь не все поддаются, некоторые просто ограничиваются репостами…
– Пользователю социальных сетей необходимо помнить, что любой бездумный репост подобных материалов в геометрической прогрессии увеличивает число потенциальных жертв террористов. Среди них могут оказаться ваши друзья и близкие. Главная цель террористов в Интернете – постоянное увеличение числа своих сторонников. Ежедневно во всем мире вербовке успешно подвергаются порядка тысячи человек. И надо помнить и о том, что репост в Интернете любой продукции ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) может быть квалифицирован российским судом как распространение материалов экстремистской направленности, что влечет за собой административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.
– А как родителям понять, что их ребенок подвергся вербовке?
– Следить за его взрослением. Если в доме появились новые книги, брошюры, диски, если молодой человек замыкается в себе, перестает интересоваться жизнью семьи, отдаляется от друзей, внезапно расстается с любимым человеком, начинает часто спорить с родителями по любому поводу, пытаясь изменить их взгляды, постоянно запирает свою комнату на ключ, не позволяя домочадцам входить в нее, устанавливает пароль на свой компьютер, или у него появляется отдельный мобильник для каких-то особых контактов – надо насторожиться. В доме могут начать пропадать некоторые суммы денег, вещи. Может возникнуть повышенный интерес к схемам, чертежам, туристическому снаряжению.
– Если привести пример судеб людей, поддавшихся пропаганде, кого бы вы назвали?
– Все помнят нашумевшее дело незаконного вооруженного формирования Горобенко. В 2015 году 20-летний Артем Горобенко создал и возглавил группировку из числа жителей Карачаево-Черкесии, самому старшему члену НВФ было 30 лет. В этом деле – полный комплект жертв вербовщиков: тут люди слабые и беззащитные, разочарованные и одинокие, имеющие серьёзные нерешённые проблемы и обиженные на непонимание близких, романтики и наивные искатели «чего-то новенького», необычного и таинственного. Но там были и другие, ориентированные на духовные ценности. Они хотели выделиться из серой массы, быть причастными к «современному», «международному» духовному движению. Были и люди просто с большими амбициями. Ну, вот итог… При этом ни у кого из них не было доверительных отношений с родными, и никто из них не думал о горе родных, о слезах, которые прольет мать, когда их поймают. И все по глупости думали, что их не найдут. Но это еще одна глупость. Все незаконные вооруженные формирования благодаря спецслужбам блокированы, все преступления раскрыты. Остаются одиночки, объявленные в международный розыск. Вернуться они уже не смогут, многие вообще убиты, но официальных данных о их гибели нет, поэтому мы отслеживаем всех, кто пересекает границу.
– Что, по вашему мнению, может заставить совсем молодых ребят стать на фактически самоубийственный путь?
– Отсутствие реальной цели в жизни. Если у человека есть глобальная цель в жизни и он знает пути ее достижения, ни одна мысль или идея не смогут сдвинуть его с пути, по которому он идёт. Но была ли у этих молодых людей цель? Нет. Многие выросли в неполных семьях без отцов, без разбора читали книги, у которых не было авторов, это были люди самообмана, без своего мнения. Ведь умного человека должно насторожить, когда некий новый знакомый активно интересуется его личной жизнью, увлечениями, проблемами, стремится стать другом, соратником, учителем, чтобы в дальнейшем человек чувствовал себя обязанным ему. Разве не должна насторожить фраза: «Ты себе даже не представляешь, как тебе сейчас нужна помощь» из уст незнакомца? С чего бы такая благотворительность? Странны и попытки заставить человека усомниться в своих жизненных принципах и идеях.
– Но можно ли излечить заблудших? Говорят, не бывает бывших наркоманов, но экстремистская идеология, увы, хуже героина…
– Мы должны сделать наше общество истинно духовным, обеспечить равноправие верующих, ибо ничто так не влечет в оппозицию, как любого рода дискриминация, быстро решать насущные социальные проблемы, ибо нищета губительна, и особо пропагандировать семейные ценности и любовь к родным очагам – тогда ни у кого не возникнет желания воевать за чужие и пускаться на поиски птицы счастья за три моря.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях