И вот что увидел «сыбызгъычы»!
В Малокарачаевском районе прошел отчетный концерт творческих самодеятельных и народных коллективов «Родной земли многоголосье» в рамках фестиваля «Через культуру – к миру и согласию». Как водится, актовый зал Дворца культуры в Учкекене, выставочный зал, где по традиции представлены достижения технического творчества, изобразительного и прикладного искусства, гримерки не просто переполнены, а вот-вот треснут по швам…
Собравшиеся аплодисментами встречают жюри, в котором министр культуры КЧР, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств Ингушетии Рамазан Бороков и члены республиканского Центра народной культуры.
В Малокарачаевском районе прошел отчетный концерт творческих самодеятельных и народных коллективов «Родной земли многоголосье» в рамках фестиваля «Через культуру – к миру и согласию». Как водится, актовый зал Дворца культуры в Учкекене, выставочный зал, где по традиции представлены достижения технического творчества, изобразительного и прикладного искусства, гримерки не просто переполнены, а вот-вот треснут по швам…
Собравшиеся аплодисментами встречают жюри, в котором министр культуры КЧР, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств Ингушетии Рамазан Бороков и члены республиканского Центра народной культуры. В зале также глава администрации Малокарачаевского района Рамазан Байрамуков и главы всех сельских поселений района, всей душой болеющие, но каждый за «своих»…
Задолго до концерта на эмблеме концерта «Родной земли многоголосье», представленной на широком экране, можно было увидеть все то, что символизирует содружество главных муз искусства, благодаря которым входят в жизнь людей красота, вдохновение и радость, то, без чего немыслимо человеческое существование.
В своем выступлении заслуженный работник КЧР, директор Центра культуры и досуга Малокарачаевского района Ислам Байрамуков даст не только короткий отчет о деятельности центра – а он, поверьте на слово, впечатляет! – но и подчеркнет, что любое искусство немыслимо без мира, дружбы между народами нашей многонациональной Карачаево-Черкесии.
Концерт начинается с песни «Учкекен» в исполнении Курман-Алия Узденова, сопровождающемся видеорядом о жизни и творчестве Малого Карачая. Забегая вперед, скажу: экран не погаснет ни на минуту – все покажет: традиции и обычаи абазин, карачаевцев, русских, ногайцев, черкесов…
А вот и ведущий Анзор Байрамкулов. Он поведет речь о «сыбызгъычи» («сыбызгъы» в переводе с карачаевского «свирель»), который то и дело появляется на сцене, но не без умысла. Ведь он… Послушаем ведущего: «Наш герой «сыбызгъычы» участвовал в казачьих игрищах, пел веселые колядки в Масленицу, качал младенца в абазинском селении, на ногайском сабантое объезжал лихого аргамака, веселился на черкесской свадьбе, в родных ущельях Карачая праздновал рождение нового джигита. Это путешествие вылилось в праздник, где музыка, песни и танцы этой чудесной страны переплелись в многоцветный венок, радугой засветились под небесной лазурью. И назывался этот праздник «Родной земли многоголосье» – многоголосье народных культур, языков, жанров народного творчества. Все это для вас глазами «сыбызгъычы»!
И вот что увидел Заур Хасанов, который исполнял эту почетную роль.
Народный ансамбль «Минги-Тау» исполняет карачаевский народный танец «Сандракъ» (постановка заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарии Мухтара Кудаева, обработка заслуженного артиста КЧР Далхата Айбазова, художественный руководитель Марат Айбазов). И глядя на блистательное выступление танцоров, я думала вот о чем. В 60-е годы прошлого столетия ансамбль «Минги-Тау» сумел остановить время, точнее, даже вернуть его, дал почувствовать, увидеть красоту национального старинного танцевального багажа. Бесценный опыт первого поколения осветил дорогу всем последующим поколениям «Минги-Тау». Более того, 25 лет в ансамбле был солистом и играл на доуле Далхат Айбазов, прежде чем в 1993 году возглавил ансамбль. Когда его не стало, место отца занял сын – Марат Айбазов – такой же прекрасный доулист и танцор, как и отец… Это ли не преемственность поколений, которой можно только позавидовать!
Самому нечувствительному трудно было остаться равнодушным, когда на сцену вышел фольклорный вокальный ансамбль «Бора» (в ансамбле трое мужчин – Биберт Джуккаев (художественный руководитель), Адемей Каппушев и Борис Урусов) и затянул старинную народную песню «Эгизлени кюйлеры» («Плач близнецов»). Песни в исполнении мужчин преклонного возраста, так, например, Биберту Джуккаеву под 90, как ход в царство неделимого времени: «Прошлое – настоящее и будущее». В них органично все. В них нет ни языковых, ни психологических, ни каких-либо иных барьеров…
А вот тот случай, про который так лаконично и так емко в свое время сказал А. Твардовский: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке». Рустам Борлаков исполняет русскую народную песню «Степь широкая», и пение этого талантливого певца чудным образом вобрало в себя горьковатый запах степи: аромат полыни, цветущего ковыля; раздолье Волги – матушки, полет орла…
Эту же тему продолжает танец «Калинка» в исполнении хореографического ансамбля «Элия», руководит которым заслуженный деятель искусств КЧР Исмаил Байрамуков.
Неровное сердцебиение вызывает ногайская домбра. Плачет и ликует мелодия «Орайда шалады ногайда».
Популярность следующего исполнителя растет в районе как снежный ком, приобретая, скажем так, масштабы эпидемии. Вот и в этот раз заслуженная артистка КЧР Аида Байрамукова, исполнившая ногайскую народную песню «Сабантой», никого не оставила равнодушным.
А на экране дивные пейзажи Хабезского района, величественная башня «Адиюх», а на сцене под музыку «Кафа», точнее, танцуя «Кафу», появляется и исчезает «сыбызгъычы», уступая место заслуженному работнику культуры КЧР Альбеку Курачинову, Мариям Чотчаевой, Марату Айбазову, Исламу Байрамукову, которые исполняют «Попурри на темы черкесской народной музыки».
Форменный фурор произвело выступление народной артистки КЧР, солистки Центра культуры и досуга Красновосточного сельского поселения Нателлы Чамбы, которая исполнила песню на родном языке «Сымара». Надо ли говорить, на каком языке она прозвучала?
И вновь на сцене «Минги-Тау». Танец «Абезек». Танцоры вышли и словно стали иллюстрацией к давно отшумевшим дням, костюмы сидят на танцорах безупречно, как на старинных фотографиях позапрошлого века: летящие платья и строгие черкески. Сдержанны и грациозны девушки. Галантны кавалеры до тех пор, пока не начнут кружить по сцене на коленях и плясать на пальцах… И ты слышишь в выступлении джигитов грохот горных лавин, а в танце девушек – шелест трав и дуновение ветра…
То, что художественный руководитель театральной студии «Умут» Расул Чомаев обладает исключительным умением находить изобразительный ключ к любому сюжету, продемонстрировала сценка «Къоркъунч» («Риск»).
Ансамбль гармонистов «Къууанч» Первомайской музыкальной школы №3 уже очаровал не только Карачаево-Черкесию, но и Ставропольский край, Кабардино-Балкарию, вот и в этот день все прошло на «ура».
– В волшебной легкости юных гармонисток есть что-то моцартовское. И мало кто знает, сколько упорного, самозабвенного, усидчивого труда вкладывает в эту «легко сделанную» игру художественный руководитель ансамбля Зульфия Джамбаева, – поясняет сидящая рядом со мной в зале заслуженная учительница КЧР Халимат Акбаева.
А вот под легкое касание чутких пальцев барабанщика и звуки гармони, без которых невозможно представить кавказский танец, на сцену, несясь в пространство, выносится народный ансамбль «Илькер». В этот день ансамбль покажет два танца «Экспромт» и «Истемей», продемонстрировав великолепную музыку и пластику, мощную хореографию. Я бы могла рассказать, сколько престижных наград – и каких! – у этого коллектива, но вместо этого скажу несколько слов о художественном руководителе этого ансамбля – заслуженном работнике культуры КЧР Муссе Каитове.
Этот высокоэрудированный знаток и ценитель искусства – музыкального, танцевального – так стремительно, ярко, талантливо и азартно вошел в танцевальное искусство нашей республики, что просто диву даешься. От его острого, умного взора не ускользает ни одна, казалось бы, совсем незначительная черточка, в этом я убедилась в этот день, потому что режиссером действа был именно Каитов. Он ни разу не показался на сцене, а за кулисами, куда я заглянула на минутку, только и было слышно: «Приглушить сценический свет, включить все прожектора», «Пушку – на первый ряд справа», «Колядки» – полный цветной свет» и так далее. Верно говорят: человек талантливый талантлив во всем.
Блистало на сцене в этот день, как всегда, трио «Созвездие», в составе которого Кулизар Байрамкулова, Бэлла Боташева, Аида Байрамукова; зажигал ансамбль «Солнышко» (СОШ с. Римгорского) под руководством почетного работника общего образования РФ Марины Узденовой…
Когда эмблему отчетного концерта «Родной земли многоголосье» сменил флаг Карачаево-Черкесии, стало ясно, все идет к финалу. Но нет, еще были проникновенные стихи о каждом народе, живущем в нашей республике, о богатстве культуры и истории нашего края, продолжилась танцевальная история, но уже с участием всех коллективов, волю дали себе все без исключения певцы, подпевая песне «Живи, родник» в исполнении трио «Созвездие», в зал внесли кулинарные изыски – отборные блюда национальных кухонь народов КЧР… Молодежь кинулась угощать ими стариков, в дверях на выходе юноши деликатно расступались, пропуская в первую очередь женщин и детей. И было отчетливое понимание того, что все это оттуда – от отца и матери, от времени, еще сохранившего чистоту, в котором безделье, трусость, нечистоплотность, хамство презирались в равной мере…
НА СНИМКАХ: фрагменты отчетного концерта.
{{commentsCount}}
Комментариев нет