Из плеяды победителей

2 марта в 10:45
2 просмотра

Немногим из тех, кто ушел на фронт в первые дни войны, удалось выжить – слишком тяжелые кровопролитные бои шли на всех фронтах Великой Отечественной, слишком большие потери несла наша страна, пытаясь остановить до зубов вооруженных фашистов. Нашему земляку Александру Агузову, которому в эти дни исполнилось бы 95 лет, повезло – он прошагал военными дорогами от Кавказа до Берлина и в числе немногих расписался на рейхстаге.
– Это был удивительный человек, – вспоминает руководитель республиканского объединения профсоюзов Раиса Айбазова, – мужественный, героический, и в то же время душевный, отзывчивый, добрый. У него была феноменальная память. Когда рассказывал о боях, без ошибки называл города не только Советского Союза, но и тех стран, в освобождении которых принимал участие.

Немногим из тех, кто ушел на фронт в первые дни войны, удалось выжить – слишком тяжелые кровопролитные бои шли на всех фронтах Великой Отечественной, слишком большие потери несла наша страна, пытаясь остановить до зубов вооруженных фашистов. Нашему земляку Александру Агузову, которому в эти дни исполнилось бы 95 лет, повезло – он прошагал военными дорогами от Кавказа до Берлина и в числе немногих расписался на рейхстаге.
– Это был удивительный человек, – вспоминает руководитель республиканского объединения профсоюзов Раиса Айбазова, – мужественный, героический, и в то же время душевный, отзывчивый, добрый. У него была феноменальная память. Когда рассказывал о боях, без ошибки называл города не только Советского Союза, но и тех стран, в освобождении которых принимал участие. Он помнил фамилии генералов, командующих войсками, своих однополчан… При этом никогда не пытался преувеличить свои заслуги.
А. Агузов родился 5 марта 1923 года в с. Красновосточном Кисловодского района Ставропольского края. В 1938 году окончил Красновосточную начальную школу, поступил в педагогическое училище в Черкесске, мечтал «сеять разумное, доброе, вечное». Но мечтам парнишки не суждено было сбыться – война перечеркнула все его планы. В сентябре А. Агузова призвали в ряды Красной армии. Так он стал курсантом 4-го Западного воздушно-десантного полка, где учился премудростям десантного дела.
Враг между тем рвался к предгорьям Главного Кавказского хребта, пытаясь захватить нефтяные богатства Грозного и Баку, а затем двинуться на Ближний Восток. Александра и его сослуживцев направили в 54-ю гвардейскую Краснознаменную, орденов Ленина, Суворова и Кутузова Макеевскую стрелковую дивизию. Полк, в котором наш земляк возглавил один из минометных расчетов, вскоре перебросили на оборону Моздока.
«Более четырех месяцев, – писал в своих воспоминаниях Александр Нарыкович, – шли кровопролитные бои под Моздоком, Нальчиком, Орджоникидзе. Планы врага по завоеванию Кавказа были сорваны. Вторжение в пределы Кавказа стоило группе армий «А» фашистов огромных потерь, превысивших сто тысяч человек».
За мужество и героизм, как говорилось в наградном листе, проявленные при уничтожении вражеского наблюдательного пункта, А. Агузов был представлен к своей первой боевой награде – медали «За отвагу». Хотя этой награды мог и не получить.
«В одном из боев, – вспоминал он, – я принял решение открыть огонь по наблюдательному пункту врага, и командир роты приказал меня арестовать якобы за то, что «выдал наши огневые позиции противнику». Приказ этот отменил, разобравшись в ситуации, командир полка, который представил меня к награде».
Со своей прославленной дивизией Александр Агузов участвовал в боях в Краснодарском крае и Ростовской области, освобождал Ростов-на-Дону, дрался за Донбасс, за что был удостоен ордена Красной Звезды.
Приказом №028 от 6 ноября 1943 года по 147-му гвардейскому полку 49-й гвардейской стрелковой дивизии А.Агузов награжден медалью «За отвагу» за то, что, являясь наводчиком ружья ПТР, 21 октября 1943 года «при наступлении на деревню Ново-Мунталь Запорожской области, выдвинувшись в боевые порядки 7-й стрелковой роты, прямой наводкой разбил станковый пулемет немцев, чем предотвратил фланговый огонь противника на наступающую 7-ю стрелковую роту».
Он освобождал Белоруссию, Польшу, Чехословакию. Воевал на первом, третьем, четвертом Украинских фронтах, первом и третьем Белорусских фронтах.
Вот что писали о нашем земляке, представляя его к ордену Отечественной войны 1-й степени, командир полка гвардии подполковник Кононович и замполит гвардии капитан Рогоза: «Лейтенант Агузов был избран комсоргом 163-го гвардейского стрелкового полка 54-й гвардейской стрелковой дивизии. …Он показал себя энергичным, инициативным, способным руководителем, …в результате чего комсомольцы полка …храбро и мужественно сражались в боях при прорыве немецкой обороны 13 января 1945 года в направлении Киддельн (Восточная Пруссия), увлекая за собой несоюзную молодежь».
Он был в первых рядах на самых опасных участках фронта, отражая контратаки противника, стремившегося во что бы то ни стало остановить наших бойцов. 10 февраля А. Агузов был удостоен ордена Красной Звезды.
За взятие неприступного бастиона врага Кенигсберга награжден медалью «За взятие Кенигсберга».
Из наградного листа командования 28-й армии за №33 от 9 июня 1945 года: «Участвуя в боях по уничтожению немецких войск южнее Берлина за населенный пункт Якценбург 30 апреля 1945 года, Александр Агузов, находясь непосредственно в боевых порядках батальона, воодушевлял личный состав на выполнение поставленной задачи командования, совершая при этом личные боевые подвиги». В чем они заключались?
При переходе противника в контратаку погиб командир роты, и Александр взял командование на себя. Бойцы под руководством молодого командира отражали одну за другой вражеские атаки, в результате чего удержали оборонительный рубеж, отбросили противника, нанеся ему потери только убитыми до 50 солдат и офицеров. Лично сам Агузов огнем из автомата уничтожил 10 немецких солдат. За этот подвиг он был награжден орденом Отечественной войны второй степени.
В копилке боевых наград нашего земляка – медали «За взятие Берлина», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», медаль Жукова, пять благодарностей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.
Со своими однополчанами Александр Агузов брал Берлин и оставил свою роспись на здании рейхстага.
Отгремели победные залпы, но война для Агузова не закончилась – он участвовал в пленении генерала Власова, затем продолжал военную службу в Белоруссии и лишь в 1947 году был демобилизован по болезни.
Два года работал техническим директором завода №29 в Любанском районе Белоруссии, а в 1949 году вернулся на родину. Здесь заслуженного фронтовика назначили секретарем Красновосточного сельсовета, а в августе 1951 года он пришел в школу, где стал преподавать военное дело и физкультуру. В 1957 году Александр Нарыкович возглавил комитет по физической культуре и спорту Малокарачаевского района, в последующем, начиная с марта 1964 года, возглавлял спортивные организации города. К тому времени он окончил Волгоградский государственный институт физкультуры и Высшие курсы руководящих работников физической культуры и спорта СССР.
К его боевым наградам прибавились трудовые – знак «Отличник физической культуры СССР», Почетный знак ВЦСПС, почетные грамоты спорткомитета РСФСР, Ставропольского крайкома КПСС и крайисполкома. Он был удостоен званий «Заслуженный работник физической культуры КЧР», «Заслуженный работник государственной службы КЧР», являлся судьей республиканской категории.
На заслуженный отдых Александр Нарыкович ушел с поста председателя Ставропольского совета общества «Трудовые резервы».
Вместе со своей женой они вырастили достойных детей, дождались внуков. Старший сын Александр живет и работает в Беларуси, сын Рафаэль живет и трудится в Черкесске. Дочь Александра Нарыковича Валентину Патову знают не только в нашей республике.
Я познакомилась с Александром Нарыковичем в 2005 году, когда он в числе солдат Великой Отечественной принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.
– Это было, – рассказывал он после возвращения из столицы нашей Родины, – так волнующе, так грандиозно! Спасибо государству за то, что не забывает тех, кто ценой своей жизни отстоял мир на нашей земле.
Мы потом еще не раз встречались с Агузовым, иногда он присылал в редакцию свои воспоминания о тяжелых годах Великой Отечественной, о друзьях-однополчанах, которые мы публиковали в газете, чтобы на героических примерах воспитывалась наша молодежь.
– Александр Нарыкович всегда был в гуще жизни, – рассказывает Р. Айбазова. – Следил за политической ситуацией в стране и за рубежом. Постоянно читал «Российскую газету», «День республики», «Абазашта». Никогда не забуду – как-то пришла к ним в гости, а он говорит: «Рая, моя пенсия идет на книжку в рублях, а доллар повысился. Может, перевести в доллары?» И тут же: «Нет, доллар – не наша валюта, надо добиваться, чтобы доллар дешевел, а рубль дорожал». Он был подлинным интернационалистом. Никогда не забуду его мудрые слова, которые он произнес в 90-е, когда некоторые «лжеполитики» пытались посеять межнациональную рознь в Карачаево-Черкесии. Он тогда сказал: «Мы всегда жили в мире и согласии, и так и должно быть. Нам делить нечего!»
В 2013 году республика праздновала 90-летие Александра Нарыковича. Чествовать героя пришли люди самых разных национальностей. Он пел казачьи песни, которые очень любил, с заслуженной артисткой КЧР Лидией Луценко, а Алибеку Коркмазову, генеральному директору стадиона «Нарт», «алаверды» произносил на карачаевском языке. Муссе Джазову давал напутствия на ногайском языке, с артистами республиканской филармонии пел песни на черкесском языке.
– И когда на юбилее, – рассказывала Раиса Айбазова, – зачитывали поздравительные телеграммы от Президента страны, министра обороны, полномочного представителя Президента РФ в СКФО, Главы КЧР, военного комиссара республики, Александр Нарыкович в свои 90 стоял как на военном параде.
Таким он останется в нашей памяти – стойким, несгибаемым и мужественным солдатом Победы и, как говорили о нем друзья и коллеги, самым человечным человеком.

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях