И на клинке – узорные спирали

6 марта в 07:16
5 просмотров

Помните стихотворение Самуила Маршака: «Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле легкая поземка». Так вот, никакого завывания ветра, никаких поземок 23 февраля на Домбае, где проходил первый фестиваль мастеров этнических клинковых изделий «Къарачай бычакъ», не наблюдалось. Напротив, ослепительно сияло солнце, и зима радовалась ему, спеша нарядить поселок подвесками сосулек, готовя прощальный бал… Правда, как только расплывчатая акварель дня перешла в графику вечера, морозец тут же дал о себе знать…
Но зато весь день люди валом валили на концертную площадку туркомплекса «Старый Домбай», привлеченные тем, что в Домбай съехались лучшие производители этнических клинковых изделий и мастера декоративно-прикладного искусства. Пока шла регистрация участников фестиваля, любой желающий мог посмотреть выставку-продажу сувениров и изделий народно-прикладного творчества и приобрести приглянувшуюся ему вещь, посетить чайные лавки, ознакомиться с историей возникновения ножа бычакъ, который занимает особое место среди клинкового оружия Карачая. История ножа очень богата и уходит своими корнями во времена кочевых племен скифов, сарматов, гуннов.

Помните стихотворение Самуила Маршака: «Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле легкая поземка». Так вот, никакого завывания ветра, никаких поземок 23 февраля на Домбае, где проходил первый фестиваль мастеров этнических клинковых изделий «Къарачай бычакъ», не наблюдалось. Напротив, ослепительно сияло солнце, и зима радовалась ему, спеша нарядить поселок подвесками сосулек, готовя прощальный бал… Правда, как только расплывчатая акварель дня перешла в графику вечера, морозец тут же дал о себе знать…
Но зато весь день люди валом валили на концертную площадку туркомплекса «Старый Домбай», привлеченные тем, что в Домбай съехались лучшие производители этнических клинковых изделий и мастера декоративно-прикладного искусства. Пока шла регистрация участников фестиваля, любой желающий мог посмотреть выставку-продажу сувениров и изделий народно-прикладного творчества и приобрести приглянувшуюся ему вещь, посетить чайные лавки, ознакомиться с историей возникновения ножа бычакъ, который занимает особое место среди клинкового оружия Карачая. История ножа очень богата и уходит своими корнями во времена кочевых племен скифов, сарматов, гуннов. У карачаевцев бычакъ был обязательным атрибутом, и предназначался этот незатейливый, но в то же время незаменимый помощник, как правило, для мирных целей: освежевать барана, разделать его, подровнять копыта коню, построгать деревяшку и так далее.
Присутствующий на открытии фестиваля заместитель мэра Карачаевского городского округа Азрет Караев, поздравив всех с Днем защитника Отечества, отметил, что 2018 год в Карачаевском городском округе объявлен Годом возрождения аланской культуры, а посему в рамках этого проекта будут проводиться мероприятия, охватывающие все направления народного творчества этой древней культуры. Пообещал побывать на всех самый желанный человек на Домбае и самый узнаваемый в поселке и на горе – Николай Николаевич Агафонов, прозванный «Домбайским тигром» и Агафоновым-Домбайским с легкой руки директора туркомплекса «Старый Домбай» Назира Байчорова. Кстати, этого титула Агафонов был удостоен еще в далекие 90-е прошлого столетия за огромный вклад в развитие и популяризацию Домбая.
Как только на столах-развалах, установленных на площадке, мастера-оружейники разложили свои изделия, тут же образовалась куча мала, но, к счастью, первый, кого я увидела в этой беспросветной мешанине, был председатель совета старейшин карачаевского народа «Единый» Энвер Ардуханов, который и подвел меня к народному мастеру-оружейнику РФ из Кабардино-Балкарии Мухадину Карчаеву. Собранные все вместе его изделия производят сильное впечатление как своей разносторонностью – бычакъ, уллу бычакъ, кама, клинок, – так и своей весомостью: действительно, берешь в руки и «маешь вещь», то есть видишь предмет, представляющий немалую ценность.
А пока мы пристально разглядываем с Энвером отдельные ножи Карчаева, в частности нож «жюльгюч», шашку «уллу бычакъ», кинжал «кама», саблю, отовсюду несутся вопросы: «Рукоять из оленьего или турьего рога? Из чего заклепки?» Меня больше интересует другое: откуда такая увлеченность? На что Мухадин отвечает без тени раздумья: «Нож – это и красота, и дерзость духа, и практическая польза, и вековые традиции народа. И как можно мужчине, живущему в горах, а я живу в поселке Хасанья, остаться равнодушным к искусству его изготовления, хранения, если хотите. Вот, к примеру, кинжал «Кама». Стоимость самого недорогого кинжала, без всяких серебряных причиндалов, в далекие времена достигала стоимости хорошо упитанного бычка».
Ощущение безграничной художественной мысли, перекликающейся с прошлым и устремленной в будущее, увидела в работах, не побоюсь этого слова, самого именитого участника фестиваля – заслуженного художника КЧР, народного мастера-оружейника России Хамзата Бачиева из Кабардино-Балкарии. Его оружие со своеобразной символикой головы рыси – тамга (кстати, у скифов были собственные искусные мастера, создавшие свой своеобразный «звериный стиль», который составлял гордость и славу скифского искусства, и среди изображений, которым древние мастера отдавали предпочтение: олень, рысь, барс и орел) вызывает восхищение, можно сказать, у всех оружейников мира.
– Многие из найденных скифских изделий выполнены столь искусно, – говорит Бачиев, – что их не могут повторить лучшие современные мастера. Отдельные мотивы скифских изображений прослеживаются в искусстве многих народов от Кавказа до Скандинавии и от Европы до далеких районов Азии.
И нам, простым смертным, не дано знать, чем пользовались в своей работе скифы, но доподлинно известно, что, когда Бачиев изготавливает лезвие ножа, он наслаивает металл, доводя количество слоев до 890!!!
– Этому мастерству, как и технологии выплавки дамасской стали, я обучился у знаменитого кузнеца из города Суздаля Вячеслава Басова, – поясняет Бачиев.
Давно занимается художественной обработкой металла и Алибек Хубиев из Теберды. Его складные ножи с оригинальным замком запирания, помимо прочих других изделий, как-то ножи разборные, цельные, метательные, удивляют многих.
– Изготовление ножей – настоящее искусство в области кузнечного дела. Вне зависимости от назначения – поварской, кулинарный, грибной, охотничий – должно быть удобство использования, качество режущей поверхности, – считает он.
Из толпы то и дело слышалось: «Никто не видел Тауджигита Хапаева из Хурзука?». Хапаева не было на фестивале, но разговоры о его удивительных ножах, которые он изготавливает, можно сказать, в единственном экземпляре для своей коллекции, для подарка друзьям, близким, да и о нем самом, не стихали долго… Потому что и сам Тауджигит – штучный экземпляр. Он не только знатный оружейник, он может запросто изготовить двуручный ковш для айрана, словом, вырезать из дерева любую вещь…
– На следующий год мы непременно расширим географию участников и пригласим оружейников из Адыгеи, Абхазии, Грузии, – обещают организаторы фестиваля, кстати, ими выступили – администрация Карачаевского городского округа, туркомплекс «Старый Домбай», клуб любителей холодного оружия «Нож», Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», КЧГУ имени Умара Алиева. В фестивале приняли участие более сорока мастеров, цифра не маленькая, скажем прямо, и сама по себе определяющая редкие перепады мастерства и вдохновения. Выбрать лучший нож из множества вариантов – довольно сложно. Ножи складные, разборные, цельные. В одном месте замираешь, увидев лезвие, в другом пленят ножны, в третьем приятно холодит руку рукоятка… Задержишь ее ненамного в руке и услышишь целую лекцию о том, из чего она сделана. О том, что рукоятки для ножей изготавливаются из рогов тура, барана, оленя, знают практически все, но мало кто, видимо, знает, что самое лучшее дерево для изготовления рукояток – это черное дерево, черный палисандр, который полируется до зеркального мраморного блеска, придавая ножу эксклюзивный дорогой вид.
– Не уступает ему железное дерево, но оно произрастает лишь в Центральной Америке и на островах Карибского моря. Впрочем, в каждой стране есть свое железное дерево, в Закавказье – парротия персидская, на юге Азейбарджана растет железное дерево и называется «темир – агач», на Сахалине и Камчатке растет каменная береза, но в наших местах в дело все чаще идет кап березы, тисс, боярышник, дуб, липа, – просвещает меня директор туркомплекса «Старый Домбай» Назир Байчоров.
В современном мире, потеряв или сломав нож, можно безо всякого сожаления приобрести новый, а в старину нож, кинжал передавались из поколения в поколение, несколько таких старинных ножей хранятся и у Байчорова, есть у него, к примеру, нож, лезвие которого изготовлено из макассараэ (уникальная, редкая и дорогая сталь, которая по твердости сравнится с алмазом).
В какой-то момент слышу за спиной: «А есть ножи самосье?» Оборачиваюсь. Винным ножом самосье интересуется колоритнейшая пара – Оксана Шевченко и Олег Гетте из Красноярска. Олег в килте – шотландской юбке. На вопрос: комфортно ли ее спутнику в юбке, тем более на фестивале оружейников, Оксана, нисколько не смутясь, заметила: «Для тех, кто не знает, килт в Шотландии, к коей Олег имеет прямое отношение, символ храбрости, свободы, суровости и упрямства настоящих горцев».
Долго текла в этот день по улочкам Домбая и по территории выставочной и концертной площадок пестрая толпа, издавая то и дело восклицания: «Вот это да! Всю жизнь мечтал(а) о таком ноже!». А затем на площадку вышел народный ансамбль танца «Шохлук», чувства солистов которого вырвались наружу в неистовом падении на колени, неотразимом танце на пальцах с силой урагана…И каждый танец в его исполнении, как и песни в исполнении фольклорного ансамбля «Алибек», заслуженной артистки Абхазии Лидии Батчаевой, народного артиста КЧР Казбека Джамбаева, песни под гитару туристов – радость нестесненного творчества! Глядя на все это, невольно вспомнила знаменитого Махмуда Эсамбаева, который в интервью со мной после первого фестиваля профессионального искусства государственных филармоний Северного Кавказа, проходившего в Черкесске лет 20 лет тому назад, сказал: « Я бы отдал все оружие мира в руки певцов, танцоров, артистов, чтобы никогда не было повернутых в человека дул…» Думаю, что легендарный, неповторимый Эсамбаев может быть спокоен там, на небесах, ибо фестиваль, посвященный самому мирному и благородному оружию – бычакъу, прошел на высоте в прямом – Домбай находится на высоте 1630-1650 м над уровнем моря – и переносном смысле этого слова!

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях