«Вечность и облака»

6 марта в 07:50
 просмотров

Чуткие сильные пальцы уверенно перебирают порывистые струны, густо льются глубокие бархатные звуки, и замирают в предвосхищении чего-то очень светлого и доброго сорок с лишним человек. Так начинается концерт Алексея Нежевца, барда из Минска, в конференц-зале редакции газеты «День республики»…
Тому, что белорусский певец дал первый и пока единственный в нашей республике концерт, предшествовал ряд событий.
В рамках празднования 100-летнего юбилея нашей газеты редакция запустила проект «Салоны «Дня республики». Где, как не в редакции главной газеты республики, могут собраться люди, неравнодушные к искусству, пообщаться с поэтами и писателями, музыкантами и художниками?
На ловца и зверь бежит! Только были определены формат и концепция «Салонов», как в редакцию пришли певец и композитор Александр Гетманов и поэтесса Мира Михайлова с предложением познакомить жителей Черкесска с творчеством белорусского музыканта и композитора Алексея Нежевца, в эти дни выступавшего в Ставрополе.

Чуткие сильные пальцы уверенно перебирают порывистые струны, густо льются глубокие бархатные звуки, и замирают в предвосхищении чего-то очень светлого и доброго сорок с лишним человек. Так начинается концерт Алексея Нежевца, барда из Минска, в конференц-зале редакции газеты «День республики»…
Тому, что белорусский певец дал первый и пока единственный в нашей республике концерт, предшествовал ряд событий.
В рамках празднования 100-летнего юбилея нашей газеты редакция запустила проект «Салоны «Дня республики». Где, как не в редакции главной газеты республики, могут собраться люди, неравнодушные к искусству, пообщаться с поэтами и писателями, музыкантами и художниками?
На ловца и зверь бежит! Только были определены формат и концепция «Салонов», как в редакцию пришли певец и композитор Александр Гетманов и поэтесса Мира Михайлова с предложением познакомить жителей Черкесска с творчеством белорусского музыканта и композитора Алексея Нежевца, в эти дни выступавшего в Ставрополе. За это им отдельное спасибо.
…Последний аккорд, но звук не обрывается внезапно, а постепенно замирает – и тишина, вызванная новым откровением, взрывается аплодисментами. Восторг не удивителен. Творчество Алексея весьма разнородно в жанровом отношении: от классической авторской песни до бард-рока и даже колыбельной, и каждую вещь он исполняет мастерски и выразительно, как того требуют манера и стиль исполнения той или иной песни.
Прямой и выдержанный, похожий на средневекового арбалетчика, но вооружённый гитарой, он неистово расходует ее звуки и очень сдержанно подаёт себя, обнаруживая этим свой большой артистизм и профессионализм.
Невероятная харизма и энергетика, театрализованная подача каждой песни, выразительный, красивый и глубокий голос, искусное владение гитарой – всё это меняет энергетику зала, создает и притягательный сценический образ, и мощную творческую атмосферу.
Алексей Нежевец не только поёт – он много общается со зрителями, улавливая их затаённое дыхание. Выдержанная, не бьющая через край драматичность, контролируемые эмоции – все это обнаруживает в нем артиста, уверенного на сцене, привыкшего много выступать и общаться с большой аудиторией.
Но и перед маленьким залом артист не халтурит, работает с полной самоотдачей, с полной выкладкой – и это при явном предпростудном состоянии. Вступительное слово к каждой песне, обязательный музыкальный проигрыш, будь то «Баллада о Марии-Антуанетте» на стихи Льва Болдова или песня, давшая название встрече, «Вечность и облака».
Между исполнением песен на свои стихи на русском и белорусском языках, на стихи поэтов-классиков и современных поэтов он рассказывает о том, что в 1999 году вместе с рядом энтузиастов стал основателем Клуба авторской песни Белорусского государственного университета (КАП БГУ) и являлся его руководителем и идейным вдохновителем. Что с ноября 2009 года руководит неофициальной организацией «Минский клуб авторской песни и поэзии», которая является наследницей КАП БГУ. Что первые стихи написал во 2-м классе, но только спустя много лет начал сочинять песни на свои стихи. Что сначала в школьные годы играл на баяне, а гитарой увлёкся в 1990 году благодаря песням Владимира Высоцкого, которые звучали в их доме с самого его рождения. И что он выступил одним из главных инициаторов создания 25 октября 2005 года Минского городского киноклуба Владимира Высоцкого.
– Мне и моим друзьям и единомышленникам было некомфортно жить в этом осколке нашей великой Родины – СССР без Высоцкого. Мы обивали пороги чиновников, которым великий поэт не был нужен…
Песни для души сменяют «песни здорового патриотизма» – чуть маршевые, чуть походные, чуть грустные, но с потрясающей вербальной метафорикой.
     По аллее шел гвардейский полк…
     Тихо шел. Без труб и без знамен.
     Городок провинциальный смолк,
     Чуть прищурив ставенки окон…

И тут же – классика: собственная вариация на стихи Константина Симонова «Жди меня», и эта песня в исполнении Нежевца – одна из сильнейших версий, слышанных мной.
А ещё певец рассказывал о том, что запустил акцию «Письма Победы». Прочитав большое количество настоящих писем времён Великой Отечественной войны, он глубоко проникся этими письмами, начал искать и собирать их, спрашивать у близких, друзей. Начал создавать для этих писем профессиональный сайт. На всех своих концертах он призывает людей включаться в это благое дело. Алексей Нежевец уверен, что эти письма не оставят никого равнодушным и что акция, которая уже начала активно набирать обороты, будет очень популярной, известной и станет прекрасным дополнением к акции «Бессмертный полк». И к этой акции он старается подключить как можно больше людей во время своих гастролей по Беларуси, России и Украине – братским славянским республикам. И песню свою «Голубь летит» он посвящает защитникам Луганска и Донецка.
Алексей Нежевец активно участвует в различных фестивалях авторской песни в качестве гостя, члена жюри или ведущего творческих мастерских. А в 2014 году он стал лауреатом знаменитого Грушинского фестиваля.
Кроме того, Нежевец является организатором концертов и фестивалей авторской песни в Беларуси, в том числе Открытого фестиваля авторской песни «Вольны вецер» (вольный ветер) Дудутки-2010.
Нежевец написал и выпустил пять аудиоальбомов: «Первый», «Медь», «Кардиограмма», «Первой попуткой вдаль», «Адзінае» («Единственное») с песнями на белорусском языке, и несколько видеодисков с записями своих концертов.
Нежевец хорошо известен и как сильный аккомпаниатор, который работал с такими известными авторами и исполнителями, как Дмитрий Сухарев, Александр Городницкий, Анжела Худик, Лариса Брохман, Татьяна Визбор, Григорий Дикштейн.
     …Милый голос, теплота руки –
     Вот и все: науки и законы,
     Александры и Наполеоны,
     Все это – такие пустяки.

И эти строки Рюрика Ивнева вовсе не выглядят призраком прошедшего века – они новы, как нова наша вечно юная жизнь.
Но мой рассказ был бы неполным, если бы я не рассказала, какая в зале царила непередаваемо тёплая, задушевная, радостная атмосфера взаимопонимания. Так бывает, когда встречаются единомышленники, старые друзья, единоверцы, когда люди совпадают по всем контурам. И всех нас: людей разных возрастов, национальностей и конфессий – сделал такими родными и близкими этот проникновенный вечер, на который мы собрались послушать песни белорусского барда Алексея Нежевца.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях