«Я б в рабочие пошел, пусть меня научат…»

6 марта в 08:51
2 просмотра

Банальным стало утверждение, что нехватка кадров – одна из важнейших проблем российской экономики. Более половины отечественных предприятий говорят о кадровом дефиците, причем каждое десятое называет дефицит острым. Промышленность нуждается в специалистах производственно-технического характера – потребность в них наблюдается в 54% компаний. Одна из очевидных причин возникновения такой ситуации – несоответствие устремлений выпускников с российской реальностью. Большинство грезит престижными управленческими должностями в серьезных компаниях, в то время как отечественная промышленность остро нуждается в инженерах, механиках, сталеварах и слесарях. Кроме этого, студенты первых курсов хотят получать зарплату на уровне 80-100 тыс. рублей, прошлогодние выпускники согласны на 60 тыс. рублей, в то время как рынок готов предложить им предел в 35-40 тысяч, да и то в технической сфере.

Банальным стало утверждение, что нехватка кадров – одна из важнейших проблем российской экономики. Более половины отечественных предприятий говорят о кадровом дефиците, причем каждое десятое называет дефицит острым. Промышленность нуждается в специалистах производственно-технического характера – потребность в них наблюдается в 54% компаний. Одна из очевидных причин возникновения такой ситуации – несоответствие устремлений выпускников с российской реальностью. Большинство грезит престижными управленческими должностями в серьезных компаниях, в то время как отечественная промышленность остро нуждается в инженерах, механиках, сталеварах и слесарях. Кроме этого, студенты первых курсов хотят получать зарплату на уровне 80-100 тыс. рублей, прошлогодние выпускники согласны на 60 тыс. рублей, в то время как рынок готов предложить им предел в 35-40 тысяч, да и то в технической сфере.
Проблема настолько очевидна, что ее не могло не заметить государство – вопрос отсутствия рабочих кадров в России стал за последние несколько месяцев темой для множества экономических форумов и конференций. Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов также провел недавно совещание по развитию системы среднего профессионального образования республики с участием членов Правительства, руководителей образовательных учреждений среднего профессионального образования и директоров предприятий. «В стране сегодня выстраивается новая система профессиональных стандартов, – сказал глава региона, – суть которых – в прямой связи теоретического обучения с реальным производством. Уже к 2020 году рынок труда должны заполнить специалисты, которые будут соответствовать запросам современного производства. У нас 20 профессиональных образовательных организаций, 12 из которых – колледжи. Нам нужно повышать престиж рабочих и инженерных профессий, ибо сегодня престиж рабочих профессий низок, а потребность экономики в них высока. Больше половины вакансий – рабочие специальности. Наша задача – соединить потребности экономики с нашими образовательными возможностями. Для этого нам нужна консолидация власти, бизнеса и образовательной системы».
Между тем наибольшее количество студентов по внебюджетному набору по-прежнему обучается по специальностям «юриспруденция» и «экономика». Но для чего выпускать в десять раз больше юристов и экономистов, чем нужно региону? Чтобы они потом не нашли себе работу?
Сама проблема зацикленности молодежи на юридической и экономической специальностях берет начало в 90-х годах – именно тогда появилось пренебрежительное отношение к профессиям труда. Усугублялось все развитием компьютерных технологий, в контексте которого возникала мысль, что рабочих скоро заменят машины, формируя у будущих студентов ошибочное мнение относительно невостребованности рабочих специальностей. Об этом говорила на совещании министр образования КЧР Инна Кравченко. К сожалению, отметила она, подобные суждения сформировались у общественности в целом. Родители, отправляя сына в экономический вуз, уверены, что он всегда будет устроен, специальности же рабочие ими даже не рассматриваются.
А зря. Ведь сегодня промышленности нужны не низкоквалифицированные кадры, а молодые квалифицированные специалисты – машинисты, наладчики, металлурги, мастера рабочих специальностей с необходимым образованием, а их количество за последние десять лет сократилось, по меньшей мере, вдвое. Средний возраст имеющихся сегодня специалистов приближается к пенсионному, и заменить их будет некому.
Как отмечалось на совещании, сокрушительный удар по институту профориентации нанес и ввод ЕГЭ. Процесс поступления в вузы максимально упрощен – выпускники рассылают туда результаты экзамена и учатся там, куда прошли по конкурсу. В итоге понимание специфики выбранной профессии появляется только к концу обучения, а отсюда – нежелание работать по специальности и кадровый дефицит в целых отраслях экономики.
Есть проблема и в уровне профессионального технического образования, которое отстает от современных бизнес-реалий. Оно зациклено на теории, и потому молодым специалистам на производстве так часто приходится слышать «забудь, чему тебя учили». Часть обучения должна проходить на функционирующих рабочих местах, обучение работой должно занимать большую часть образовательного процесса, считают специалисты.
Но и это не вся проблема. Для трудоустройства требуется опыт. Все предприятия хотели бы получить профессионала, который сразу включится в рабочий процесс, неопытный же вчерашний студент никому не нужен. Но как ему получить опыт без работы на предприятии? Замкнутый круг. Таким образом, наблюдается парадокс российского рынка труда, когда при действительном наличии реальных вакансий одновременно наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи.
Интересным опытом поделился руководитель «Хабезского гипсового завода» Олег Аргунов. Он отметил, что на предприятии пытаются решить эту проблему, давая возможность учащимся стажироваться на их площадках, оплачивая обучение востребованных на заводе специалистов, но желающих работать в отрасли все равно недостаточно.
Все эти проблемы отмечались на прошедшем совещании. Было сказано, что Министерством образования РФ утверждены 50 наиболее востребованных на рынке труда России профессий, это ТОП-50. Глава республики поручил Минэкономики КЧР создать аналогичную базу ТОП-50 для нашего региона. А учреждениям среднего профессионального образования, сказал он, нужно опираться на эти востребованные специальности, и половину времени в процессе обучения нужно отводить практическим занятиям, для чего сотрудничать с работодателями.
Участники совещания обсудили, как сократить дистанцию между подготовкой рабочих и потребностями работодателей. Руководители предприятий заявили о готовности участвовать в этом процессе, предоставлять студентам производственную базу для прохождения практики. Директор «Кавказцемента» Олег Лопатин предложил использовать лаборатории завода для подготовки профильных специалистов.
Да, для исправления ситуации, разумеется, нужно прибегнуть к радикальным мерам – фиксировать количество необходимых стране специалистов, нормировать специальности и разрабатывать соответствующие вузовские программы под потребности государства и будущих работодателей. Равно необходимо содействовать в поисках работы только что выпускающимся специалистам как из высших учебных заведений, так и из учреждений начального и среднего профессионального образования. Ведь одной из основных причин качественного несоответствия спроса на рабочую силу и её предложения является несогласованность развития рынка труда и системы профессионального образования, отсутствие между ними должной степени координации, отметил глава региона.
Также надо стимулировать молодежную занятость, предоставляя льготы предприятиям, где молодые специалисты составляют заранее установленную долю. Нужна и единая информационная система вакантных рабочих мест, согласование её работы с частными структурами. В любом случае, сложившаяся кадровая проблема требует комплексного подхода и поддержки со стороны властей, ориентации образования под государственные нужды и популяризации рабочих и технических специальностей.

Материал подготовлен Ольгой МИХАЙЛОВОЙ.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях