Школа XXI века: безопасная и удобная

7 марта в 09:10
 просмотров

Современная школа – притча во языцех. Не критикует ее только ленивый, а народ у нас, как известно, трудолюбивый… Помимо вечно ворчащих чадолюбивых родителей, филиппики в адрес образовательной системы бросают и весьма серьезные товарищи. Среди них – зампредседателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, нелицеприятно высказавшийся по поводу уровня современной школы на форуме «Открытые инновации» в октябре прошлого года. Школьные проблемы стали одной из тем, поднятых республиканским прокурором на недавней итоговой пресс-конференции (читайте «ДР» от 15 февраля 2018 года). Проблем, действительно, немало. Однако прогресс не стоит на месте и уровень технической оснащенности нынешней школы заметно вырос. Об этом мы решили поговорить с человеком, более чем компетентным в школьной проблематике, – начальником управления образования мэрии г. Черкесска Николаем РЫЖОВЫМ.

Современная школа – притча во языцех. Не критикует ее только ленивый, а народ у нас, как известно, трудолюбивый… Помимо вечно ворчащих чадолюбивых родителей, филиппики в адрес образовательной системы бросают и весьма серьезные товарищи. Среди них – зампредседателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, нелицеприятно высказавшийся по поводу уровня современной школы на форуме «Открытые инновации» в октябре прошлого года. Школьные проблемы стали одной из тем, поднятых республиканским прокурором на недавней итоговой пресс-конференции (читайте «ДР» от 15 февраля 2018 года). Проблем, действительно, немало. Однако прогресс не стоит на месте и уровень технической оснащенности нынешней школы заметно вырос. Об этом мы решили поговорить с человеком, более чем компетентным в школьной проблематике, – начальником управления образования мэрии г. Черкесска Николаем РЫЖОВЫМ.
– Николай Викторович, расскажите, что сегодня делается, чтобы школа стала удобнее и безопаснее?
– Абсолютный приоритет в нашей работе – это безопасность учащихся. Существует единый региональный стандарт безопасности образовательных учреждений, утвержденный Главой республики, которому должны соответствовать образовательные учреждения. Этот стандарт предусматривает организацию круглосуточной охраны учреждения, наличие тревожной сигнализации («тревожной кнопки»), пожарно-охранной сигнализации и системы оповещения о пожаре, системы видеонаблюдения за прилегающей территорией, системы контроля и управления доступом в помещение (проще говоря – должен быть установлен турникет).
На сегодняшний день в городе действуют 43 таких учреждения – 21 детсад, в том числе 2 образовательных учреждения с дошкольными образовательными группами полного дня в формате «школа+детский сад», 19 школ и 3 учреждения дополнительного образования. В штате каждого учреждения находится ночной сторож, а в этом году мы решили вопрос с оплатой работы охранника в дневное время. Мэр города Черкесска Руслан Тамбиев поддержал инициативу депутатов Гордумы от фракций «Коммунисты России» и «Единая Россия» о включении в бюджет на 2018 год расходов на охрану школ, детских садов и обслуживание турникетов на входе в образовательные учреждения. На эти цели в 2018 году в бюджете заложено свыше десяти миллионов рублей! Хочу подчеркнуть: охвачены все образовательные учреждения, включая малокомплектные школы!
– Подробнее расскажите о «тревожных кнопках».
– Обеспечение оперативного реагирования на возможные инциденты – ключевое звено в системе безопасности. «Тревожными кнопками» оборудованы все образовательные учреждения. Такая кнопка есть на пункте охраны, у дежурного завуча и у директора. То есть в случае нештатной ситуации обязательно будет человек, который сможет отреагировать и вызвать помощь. Эта система действует давно, средства на нее заложены в бюджет, и никаких сборов с родителей или привлечения спонсоров не требуется.
Также бюджетом предусмотрена оплата обслуживания системы пожарной безопасности. Раньше мы использовали программно-аппаратный комплекс «Стрелец-мониторинг». Теперь мы перешли на более совершенную и современную систему «Альтоника-ритм». В случае возникновения пожара сигнал автоматически передается на центральный пункт управления в МЧС.
Все образовательные учреждения комплектуются камерами наблюдения. Количество камер зависит от периметра контролируемой территории. Изображение с камер поступает на компьютер охранника, в некоторых школах – директора. В любом случае, информация записывается и хранится на жестком диске в течение месяца. Финансирование также происходит за счет бюджета, в рамках программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Карачаево-Черкесской Республики».
– Как действует школьная пропускная система?
– Установка турникетов стала важным дополнением к школьной системе безопасности. Проект реализуется в форме государственно-частного партнерства, работа ведется с 2014 года. Собственно установка турникетов проблем не вызвала, поскольку их бесплатно предоставил наш партнер – фирма «Благодар». Услуга sms-оповещения о входе и выходе из образовательного учреждения осуществлялась операторами мобильной связи и оплачивалась родителями.
С 2018 года техническое обслуживание турникетов оплачивается из бюджета города. На эти цели заложено 1 300 000 рублей.
Кроме того, важно понимать, что электронная карточка – это не просто пропуск, это часть сложной электронной системы. С этой карточкой в перспективе возможен безналичный расчет за платные услуги, предоставляемые школой, прежде всего за завтраки и обеды.
– Проблема оповещения родителей, насколько помню, поднималась региональным отделением ОНФ и обсуждалась в мэрии…
– Действительно, услуга по рассылке sms-оповещений стоила дорого и работала неэффективно. Сообщения приходили на телефон к родителям часто уже после возвращения ребенка домой. Поэтому фирмой, обслуживающей турникеты, была предложена альтернатива – рассылка оповещений по электронной почте.
Это вообще не требует каких-либо денег. Теперь от родителей требуется только одно – передать через классного руководителя адрес электронной почты, на который должно направляться оповещение о проходе ребенка через турникет. Информация собирается в приемной директора и направляется в обслуживающую фирму. Все очень просто.
– Введение контроля за проходом в школу позволило отсечь проникновение посторонних лиц, однако вместе с посторонними отсекли и тех, кто, как кажется, имеет непосредственное отношение к детям, – их родителей.
– Контроль не означает закрытие школы от посещений. Это не режимное заведение. Не только родители, но и другие лица могут пройти на территорию, однако их проход должен быть зафиксирован – либо охранником, либо через электронную систему. Есть четкая инструкция, которой должны следовать охранники. Здесь есть другая проблема, чтобы не создавать заторы в «час пик», турникеты иногда попросту отключают, а это делает бессмысленной саму пропускную систему. Что же касается родителей или других законных представителей детей, то они по закону являются полноценными участниками образовательного процесса, поэтому имеют все основания, чтобы получить пропуск…
– Но, насколько знаю, родителям пропуска не выдаются…
– Отказать в этом законным представителям ребенка мы не в праве. Просто никто этот вопрос не поднимал. Пока это не делалось централизованно, но сейчас можно решить индивидуально. Для того, чтобы получить карточку, нужно через классного руководителя передать заявление и оплатить стоимость изготовления карточки.
– А как пользоваться карточкой для оплаты питания?
– Это интересное и перспективное направление. Наличные деньги у ребенка, тем более малолетнего, это всегда риск. Их можно потерять, потратить не на то… Деньги, в конце концов, могут, не дай Бог, отобрать. Кроме того, очень часто ребенок просто не съедает то, за что заплатили родители. Опять же сбор денег на эти цели хоть и законен, но вызывает у родителей понятное раздражение. Введение же безналичного расчета позволит решить все эти проблемы. Ребенок расплатится за реально съеденный завтрак или обед. Более того, родители смогут выбрать для ребенка меню и исключить продукты, которые противопоказаны ребенку или он их попросту не любит. Ну и купить что-то, не предусмотренное форматом карточки, к примеру жевательную резинку в киоске, ребенок не сможет.
– И когда заработает эта система?
– В принципе, для этого все есть. Однако необходима обкатка. В качестве экспериментальной площадки выбрана гимназия №9. Если будут выполнены технические условия, попросту говоря, будет установлен компьютер, система заработает уже в марте этого года. Если все пойдет без сбоев, распространим во всех школах города.
– А какие еще электронные услуги действуют в школе?
– С 2014 года мы занимаемся внедрением автоматизированной информационной системы (АИС) «Сетевой город», в рамках которой действует так называемый «электронный дневник» (http://dnevnik-kchr.ru). С одной стороны, это прекрасная возможность коммуникации педагогов с родителями и хороший способ контролировать работу учащегося. С другой – значительно упрощает и делает максимально прозрачной систему педагогической отчетности. Привычный всем с детства журнал, который мечтали уничтожить нерадивые учащиеся, уходит в прошлое.
– Были трудности с введением электронного дневника? Польза, на первый взгляд, очевидная.
– Любое новшество требует усилий. Были трудности с родителями, поскольку требовалось предоставление согласия на обработку персональных данных, а это вызывало непонимание. Приходилось и в прокуратуре объясняться. Боялись сбоя в системе. Когда только начинали, в 10-11 классах продолжали вести бумажные журналы, чтобы не оставить детей без аттестатов. Слава Богу, все прошло без сбоев. Школы адаптировались, проблем не возникает. С 2017 года все школы работают без бумажных носителей, даже в выпускных классах. Только в конце года журнал распечатывается и архивируется.
– Какие новшества в сдаче ЕГЭ?
– Уже с прошлого года в городских школах контрольно-измерительные материалы (КИМ-ы) распечатывались непосредственно в аудитории, где проходил экзамен. Это позволило значительно увеличить степень прозрачности сдачи экзамена. С 2018 года система будет использована в других муниципалитетах. Четыре района: Прикубанский, Ногайский, Адыге-Хабльский и Абазинский – будут сдавать ЕГЭ в Черкесске, где созданы необходимые условия.
– Над какими еще перспективными направлениями вы работаете?
– Надо довести до ума начатое. Однако есть еще проблема, над которой мы работаем, – обеспечение интеграции АИС «Сетевой город» с порталом государственных услуг. Это очень важная тема, поскольку позволит существенно упростить взаимодействие граждан со школой, устранит все промежуточные инстанции. Через этот портал вы можете выбрать школу для своего ребенка, перевести его в другую школу, направить туда документы и общаться со школьной администрацией, что называется, не вставая с дивана. Для этого нужна специальная регистрация, есть определенные сложности, но все решается.
– Новшества, о которых вы говорили, действуют во всех районах или только в Черкесске?
– Город выступает экспериментальной площадкой. Мы гордимся, что идем в ногу со всей Россией. Все проекты показали свою эффективность, за ними – будущее. Так что, думаю, остальные тоже будут подтягиваться. Мы готовы поделиться своим опытом со всеми.

Фото Алены РАСПУТИНОЙ.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях