«У меня все надежды на коллектив…»

16 марта в 07:55
20 просмотров

Поселок Орджоникидзевский в народе называют Первой шахтой. Это рабочее название прочно укоренилось в сознании большинства людей не случайно. Поселок возник в 1938 году как поселение шахтеров шахты №1 треста «Орджуголь» – впоследствии трест «Ставропольуголь». В середине 90-х годов по причине истощения разведанных легкодоступных пластов угля и проблем экономического характера работа угольных шахт была приостановлена, а потом и окончательно свернута. Если до закрытия шахт жизнь в поселке била ключом, то о том, в какое запустение пришел поселок, брошенный на произвол судьбы, и говорить не приходится. Шахты закрыли, а с ними словно закрылась былая жизнь в поселках. Перебои с водой, «встали» котельные, на баллонный газ – немыслимые очереди, в магазинах хоть шаром покати… Люди за бесценок продавали дома и квартиры и уезжали на другие, процвет. угольные копи на Донбасс, в Кемерово и так далее.

Поселок Орджоникидзевский в народе называют Первой шахтой. Это рабочее название прочно укоренилось в сознании большинства людей не случайно. Поселок возник в 1938 году как поселение шахтеров шахты №1 треста «Орджуголь» – впоследствии трест «Ставропольуголь». В середине 90-х годов по причине истощения разведанных легкодоступных пластов угля и проблем экономического характера работа угольных шахт была приостановлена, а потом и окончательно свернута. Если до закрытия шахт жизнь в поселке била ключом, то о том, в какое запустение пришел поселок, брошенный на произвол судьбы, и говорить не приходится. Шахты закрыли, а с ними словно закрылась былая жизнь в поселках. Перебои с водой, «встали» котельные, на баллонный газ – немыслимые очереди, в магазинах хоть шаром покати… Люди за бесценок продавали дома и квартиры и уезжали на другие, процветающие угольные копи на Донбасс, в Кемерово и так далее.
Казалось, «каникулы» будут не только вынужденными, но и бессрочными, но все вошло в норму, когда поселок вошел в состав Карачаевского городского округа. Восстановили водоснабжение, со временем поселок газифицировали, причем, администрация округа взяла на себя 50 процентов затрат, и поселок ожил…
Лицом каждого населенного пункта является его центральная улица. В поселке – это улица Шоссейная, и поскольку она федеральная, ведет одновременно и на Домбай, и в Черкесск, то, понятное дело, на нее бросают и большие силы, и большие средства. Значит, она должна и выгодно отличаться от других. Не сказала бы, что Шоссейная всегда выгодно отличалась от других – это тот случай, когда не видела бы, не говорила, потому что раз в неделю вот уже почти 35 лет езжу в Черкесск из Карачаевска, – хватало мусора, особенно в местах скопления ларьков, магазинчиков, кафешек и так далее. Но в последние годы на дороге, и в самом поселке, как говорится, кое-какие перемены стали всем бросаться в глаза.
Конечно, было бы большим упрощением считать, что в поселке произошли разительные перемены, но они есть, и довольно оптимистичные… В сущности, к подобному же выводу приходят и многие жители Орджоникидзевского. Вот, к примеру, что говорит пенсионерка Раиса Букулова: «В последнее время горожане «пачками» перебираются в наш поселок. А что? Газ есть, вода есть. Чудная речка под боком. Хочешь в огороде копайся, хочешь скотину заведи. Маршрутки ходят через каждые десять минут, как в больших городах. Просятся на лечение постоянно больные, особенно «хроники», и в нашу участковую больницу, знают, такое лечение, такой уход им не обеспечат нигде. Недавно назначили нового главу поселения, так он ошарашил в хорошем смысле этого слова всех жителей тем, что украсил во дворе администрации растущую там елку игрушками и устроил самый настоящий Новый год».
Глава администрации поселка Орджоникидзевского Руслан Батчаев назначен на эту должность в ноябре прошлого года.
– Руслан, наша держава так устроена, что всех и всегда волнует вопрос, чего ждать от нового назначенца?
– Первым делом провели сход граждан, чтобы собрать необходимые сведения: где течет, где не течет, кому помочь в первую очередь, кто может поселку помочь, с кем можно проконсультироваться из бывалых людей, старожилов поселка, дабы именно они вышли с конкретными предложениями. Детально ознакомился и с инфраструктурой района – а она и богатая, и уникальная, скажу вам. Это средняя школа имени Героя Советского Союза Георгия Бутаева, детсад «Тополек», участковая больница с поликлиническими услугами и машинами «Скорой помощи». Должен заметить, что моими предшественниками проделана огромная работа: это и строительство новой котельной в участковой больнице, пешеходного моста через реку Кубань, капитальный ремонт кровли многоквартирных домов, здания администрации…
– Каковы ваши первоочередные задачи?
– Решать вопросы жизнеобеспечения, которые волнуют жителей поселка, и решать их незамедлительно по мере поступления. К примеру, недавно к нам обратился житель улицы Прикубанской, №19, Анатолий Патеев с жалобой на то, что повреждена кладка через небольшую речку, которая протекает рядом, в связи с чем жители улицы испытывают ряд определенных неудобств… Дорожники приехали по первому звонку и отремонтировали кладку…
У Ельмесхан Акбаевой во дворе накренился электрический столб, да так, что при малейшем дуновении ветра начинал угрожающе раскачиваться и искрить проводами во все стороны. Жильцы дома боялись лишний раз во двор выйти. Также моментально отреагировали на наш сигнал и электрики.
– Поселок Малокурганный административно относится к поселку Орджоникидзевскому, не обделяете ли вы его вниманием?
– Нет, я так не считаю. Малокурганный постоянно в поле зрения администрации округа: в маленьком поселке есть школа, детсад, фельдшерско-акушерский пункт…
– Руслан, расскажите про идею с елкой. Это был способ привлечь, расшевелить молодежный электорат?
– Я же университетский пацан, таких забав еще не чужд хотя бы в силу возраста, но если честно, в один из дней подошли женщины, проживающие в одной из пятиэтажек, и говорят: «Вот бы елку украсить на Новый год, как в городе, во дворе администрации, да детей порадовать». Я к ним и прислушался.
– В одно время, говорят, воду в поселке по часам подавали, причем в разное время суток и в разные кварталы, вызывая сетования граждан, мол, у воды и без воды живем. Сейчас, насколько мне известно, никаких перебоев с водой.
– Сразу оговорюсь, это не моя заслуга, но перебоев с водой действительно нет благодаря установке огромных резервуаров на Кумыш-Баши, откуда она идет самотеком.
– Руслан, когда проезжаешь по улице Шоссейной, видишь столько зазывных вывесок: предлагают свои услуги шиномонтажники, мастера по изготовлению памятников, мебели и др. И такое впечатление, что трудовых ресурсов в поселке больше, чем требуется.
– Мастеровых людей в поселке, занимающихся индивидуальным трудом, и вправду, очень много, только и безработных хватает. Но, видимо, людей выручает тот факт, что мы какая-то пограничная зона между городом и селом. Ведь в поселке с десяток не наберется этажных домов, остальное – частные дома с подворьями, где разбиты огороды, сады, парники. Многие держат скотину, вот только как-то хаотично. Организованного стада с пастухом, как водится, с помесячной оплатой его труда, в поселке нет, а между тем население держит 610 голов крупного рогатого скота, в том числе 310 коров, почти 300 овец, до двух десятков коз и лошадей, вот и гуляют парнокопытные, где им вздумается.
– Понятное дело, где – ближе к клумбам, палисадникам, к мусорным контейнерам, где можно полакомиться капустной кочерыжкой, картофельными очистками, подсохшими хлебцами и так далее.
– Совершенно верно. С этой проблемой – мусорной – я столкнулся в первые же дни. И сразу всем аппаратом решением этой проблемы и занялись. Но для начала поясню: ежедневно организация МБУКГО «Карачаевск-Зеленстрой», с которой мы заключили договор, вывозит мусор с федеральной улицы, все остальные улицы обслуживаются два раза в неделю. Но не успеет машина забрать, скажем, мусор с улицы Шоссейной и отъехать, как тут же, как из-под земли, появляются пакеты с мусором, которых по идее никак не могло быть на обочине за столь короткий срок. Мой заместитель Земфира Алашевна Айсандырова не только протоколирует каждый такой факт, она ведет фотофиксацию, но толку-то, ведь всем понятно: проезжала мимо машина из какого-либо соседнего населенного пункта, либо просто машина с проезжающими туристами, и сидящие в ней не дали себе труда притормозить у мусорного контейнера, а просто взяли и выбросили ненужный хлам из окна. Мы бессильны влиять на людей. С такими «гастролерами» воспитательную работу не проведешь.
– А что творится тогда на внутрипоселочных улицах, особенно прибрежных?
– Не оставляем без внимания ни одну. Тем, чьи дома стоят в непосредственной близости к Кубани, постоянно напоминаем, что небрежное обращение с мусором в таких местах чревато заражением грунтовых вод со всеми вытекающими отсюда последствиями. И я очень надеюсь, что наша настойчивость остановит правонарушителей, пробудит что-нибудь в людях, когда они заметят, что поселок становится лучше, чище.
– Да, но многочисленностью своей команды похвастаться, по всей видимости, вы не можете.
– Берем не количеством, а качеством. Коллектив администрации, можно сказать, практически женский. Это Земфира Айсандырова – мой зам, ведущий специалист Татьяна Булахова, которая живет в поселке и работает в администрации более десяти лет; здесь же, в здании администрации, располагается кабинет военно-учетного работника Лейлы Боташевой, которая знает наперечет не только призывников и военнообязанных, но практически всех жителей поселка, потому как тоже родилась и выросла на Первой шахте; в библиотеке трудится Лидия Литвинова, и так далее. И каждого нашего сотрудника глубоко волнуют все проблемы поселка: и отсутствие единого архитектурного стиля вдоль федеральной дороги, и несанкционированные свалки, и выпас скота, и сохранение богатейшей натуры поселка… Так что у меня все надежды во многих вопросах на коллектив…
– Что вы имели в виду под «богатейшей натурой поселка»?
– Богатейшее достояние Орджоникидзевского – это мемориальный комплекс и музей защитникам перевалов Кавказа, памятник генерал-полковнику Солтану Магомедову, музей каменных скульптур, представляющий собой группу скал, в которых, если хорошо вглядеться и дать волю воображению, можно увидеть четкий силуэт всадника без головы, бородатого старика, воина в каске, чабана, ласточку… На территории поселка находятся средневековое Каракентское городище, гора Токмак-Кая с вершиной в виде башенки, на которой когда-то стояла сторожевая башня, из окон-бойниц которой хорошо просматривался Великий шелковый путь… Немало археологических «изюминок» и на территории Малокурганного – это тоже отдельная увлекательная история. И наша задача состоит в том, чтобы не только с удовольствием потирать руки от созерцания этой богатейшей исторической натуры, но и попытаться сделать все возможное для того, чтобы она была сохранена на века…

НА СНИМКЕ: Глава администрации поселка Орджоникидзевского Руслан БАТЧАЕВ.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях