Когда оживают куклы
Абазинский кукольный театр «Амара» – пока единственный профессиональный театр кукол в Карачаево-Черкесии. Он функционирует при республиканском национальном абазинском театре. Труппа кукольников из пяти человек под руководством художественного руководителя, режиссёра-постановщика Зураба Копсергенова успешно гастролирует по территории родной республики. Коллектив молодой, кстати, в этом месяце он отмечает свою первую годовщину. Несмотря на свой молодой возраст, театр уже снискал любовь и уважение среди юных зрителей и коллег. С каждой очередной премьерой он становится всё более популярным.
По словам Зураба Копсергенова, много лет назад в Карачаево-Черкесии существовал театр кукол, однако события девяностых заставили на время забыть о куклах, так как содержать театр не представлялось возможным, потому что куклы необходимо было каждый раз обновлять, а это дополнительные затраты. Национальные театры и так еле выживали…
Абазинский кукольный театр «Амара» – пока единственный профессиональный театр кукол в Карачаево-Черкесии. Он функционирует при республиканском национальном абазинском театре. Труппа кукольников из пяти человек под руководством художественного руководителя, режиссёра-постановщика Зураба Копсергенова успешно гастролирует по территории родной республики. Коллектив молодой, кстати, в этом месяце он отмечает свою первую годовщину. Несмотря на свой молодой возраст, театр уже снискал любовь и уважение среди юных зрителей и коллег. С каждой очередной премьерой он становится всё более популярным.
По словам Зураба Копсергенова, много лет назад в Карачаево-Черкесии существовал театр кукол, однако события девяностых заставили на время забыть о куклах, так как содержать театр не представлялось возможным, потому что куклы необходимо было каждый раз обновлять, а это дополнительные затраты. Национальные театры и так еле выживали…
К счастью, времена изменились, и встал вопрос о возрождении почти забытого театра. Как рассказал Зураб, работники культуры серьёзно задумались над этой задачей.
– После окончания Карачаево-Черкесского колледжа культуры и искусств имени Аслана Даурова я сразу же устроился на работу по специальности в наш театр драмы и комедии. Меня приняли буквально с распростёртыми объятиями в национальный абазинский театр, – вспоминает З. Копсергенов. – Это было двадцать лет назад, когда театр особенно нуждался в молодых кадрах. Влился в коллектив очень быстро, тем более что мне нравилась театральная жизнь. Было интересно буквально все: как артист вживается в свою новую роль, что чувствует актёр, когда зрители его осыпают аплодисментами, и даже самые сокровенные моменты – тайны закулисной жизни. Вскоре это всё я ощутил на себе.
Скажи мне тогда, что я стану кукольником и, более того, сам буду придумывать и писать пьесы для кукольной сцены, никогда бы не поверил. Как говорится, вода камень точит, так и со мной случилось. После долгих разговоров и уговоров создать новый кукольный театр на абазинском языке я сдался.
Благодаря государственной программе Министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики», а также помощи, оказанной общественной абазинской Ассоциацией «Апсадгыл», ему удалось воплотить в жизнь мечту многих мальчишек и девчонок.
Он выстроил работу театра так, что помимо гастрольных туров его куклы участвуют в телевизионной детской передаче на абазинском языке «Марамыз». Сегодня можно сказать, что кукольный театр расцветает, появляются новые кукольные персонажи, новые постановки. Например, премьера пьесы-сказки «Река Загедан» прошла с большим успехом и юные зрители по достоинству оценили мастерство актёров и интересный образ кукол. После премьеры пьесы «Река Загедан» у «Амары» появилось ещё больше поклонников, в том числе в лице профессиональных кукольников, которые отдали этому делу не один десяток лет.
– Не так давно в Пятигорске состоялся парад – фестиваль «Куклы Кавказа», в котором приняли участие театры кукол со всего Северного Кавказа. Этот парад проходил в рамках Фестиваля национальных литератур, в программу насыщенного театрального дня вошли кукольные спектакли по мотивам чеченских, ингушских, осетинских, абазинских сказок. Наша труппа тоже была туда приглашена, – делится впечатлениями мой собеседник. – Приглашение нами было принято с радостью. Мы прекрасно понимали, что ко всему прочему это прекрасная возможность зарекомендовать себя в мире кукольного искусства и шанс вступить в Ассоциацию кукольников России. Членство в ассоциации позволяет выступать на любых театральных подмостках России.
После окончания кукольного фестивального сезона к Зурабу подошёл один из мэтров этого искусства – коллега из Чеченской Республики. Он был искренне удивлён тому, что, как оказалось, театру из КЧР всего лишь год: актёрская игра была на высоком уровне, а все реквизиты умело использованы, да и куклы по своей оригинальности достойны любых похвал. Так что годами наработанные навыки театрального мастерства пригодились Зурабу и в кукольном театре. И, что особенно произвело впечатление на чеченского актёра, это эмоциональная и яркая игра самого юного участника труппы – сына моего собеседника – Виталика Копсергенова. Это тот случай, когда «яблоко от яблони недалеко падает».
В свои одиннадцать лет Виталик прекрасно справляется с куклами. Он так же талантливо озвучивает мультфильмы на абазинском языке. И, выходя на сцену, уже не стесняется, разве что только немного волнуется. В семье Копсергеновых только мама не имеет отношение к театральному искусству – она бухгалтер. А вот младшая сестрёнка Виталика – десятилетняя Лия «наступает ему на пятки». По словам Зураба, она тоже хотела бы играть в театре, и однажды ей это удалось. Однако пока ролей для неё нет, но папа обязательно напишет пьесу, в которой Лия сможет блистать наравне с братом и отцом.
Что касается остальных участников труппы, то им надо отдать должное – почти все с профессиональным образованием и отличным знанием своего ремесла. Али Цеков с отличием окончил Северо-Кавказский университет культуры и искусств в Кабардино-Балкарии по специальности «актёрское мастерство – режиссура». В этом же вузе черпал свои знания Гурам Шереметов. Безусловно, талантливая, в меру амбициозная и добрейшей души человек – единственная представительница прекрасной половины человечества Ратха Кунижева. Ко всему прочему это дружный и целеустремлённый коллектив.
В репертуаре театра не так много постановок, но все они с глубоким смыслом и воспитательным содержанием. Многие поколения выросли на сказках, где добро побеждает зло, именно такие сказки ставят артисты. Самые юные зрители Карачаево-Черкесии знают и любят свой театр кукол. Каждый раз они от всей души радуются и искренне переживают за всё, что происходит на сцене. А на сцене оживают куклы, они не просто играют, они живут: танцуют, поют, ссорятся, мирятся, дружат. Когда актёры театра видят лица своих благодарных маленьких зрителей, они готовы к преодолению всех трудностей и к большому самоотверженному труду.
Напоследок я спросила у Зураба: «С чем сегодня не может справиться вновь возрождённый театр?» На это он не задумываясь ответил: «Было бы неплохо, если бы у нас было своё помещение, а ещё нам крайне необходим автотранспорт для перевозки декораций и кукол. С остальным – справимся!»
{{commentsCount}}
Комментариев нет