«Карачай глазами художников»

3 апреля в 07:58
5 просмотров

В КЧГУ имени Умара Алиева открылась выставка членов объединения художников Юга России «Колесо», преподавателей и студентов университета под названием «Карачай глазами художников»
Нелегко сличать собственные возможности с собственными притязаниями. Трудно в обыденной жизни – необходимо в искусстве, чтобы состоялся художник, какой бы величиной дарования он ни обладал. А еще художнику, как воздух, нужно участие в выставках, потому что любая выставка – это экзамен, это возможность посмотреть на себя и на других со стороны.
– Организация выставок, конечная и самая главная цель которых – способность дать сильный эмоциональный заряд посетителям, способность пробудить в них эмоции, причем неважно, какие: положительные или отрицат., – очень сложный процесс, но институту культуры и искусств КЧГУ это удается в полной мере и всегда, – считает художник из Минеральных Вод Виктор Ветров.

В КЧГУ имени Умара Алиева открылась выставка членов объединения художников Юга России «Колесо», преподавателей и студентов университета под названием «Карачай глазами художников»
Нелегко сличать собственные возможности с собственными притязаниями. Трудно в обыденной жизни – необходимо в искусстве, чтобы состоялся художник, какой бы величиной дарования он ни обладал. А еще художнику, как воздух, нужно участие в выставках, потому что любая выставка – это экзамен, это возможность посмотреть на себя и на других со стороны.
– Организация выставок, конечная и самая главная цель которых – способность дать сильный эмоциональный заряд посетителям, способность пробудить в них эмоции, причем неважно, какие: положительные или отрицательные, – очень сложный процесс, но институту культуры и искусств КЧГУ это удается в полной мере и всегда, – считает художник из Минеральных Вод Виктор Ветров.
И этот редкостно талантливый человек имеет полное право так говорить, потому что он, а также художники из Ессентуков Сергей Кулешов, Герман Макаренко, Софья Валиева не только почти двадцать лет приезжают на пленэры в Карачаево-Черкесию, но и принимают участие практически во всех выставках, проводимых в КЧГУ.
Картины «Верхняя Балкария. Башня Амирхановых» и «Теберда. Шайтан-гора» Сергея Кулешова, которые первыми бросились в глаза на выставке, никого не оставят равнодушным, ибо они пробуждают те ностальгические чувства, которые живут в душе каждого из нас. Удивительна точность деталей, которые подчеркивают особенности характера местности, народа, ее населяющего, его судьбы.
– Мы, поверьте, каждый день, работая на природе, постигая согласие и гармонию мира в образах, свете, контурах, перспективах, находили время, чтобы почитать этнографические книги о Карачае и Балкарии, повстречаться со старожилами, чтобы побольше узнать о той натуре, которая просится на холст, мимо которой ты сам не можешь пройти спокойно, – рассказывает Виктор ВЕТРОВ (на снимке), натурные этюды которого «Узункол», «Водопад Джугутурлючат», «Февраль. Вид на Суфруджу» и другие доктор педагогических наук, преподаватель кафедры рисунка Мадина Блимготова назовет искусством, не требующим анализа, но потрясающим до глубины души.
– Я представил на выставке только «живые», настоящие вещи, выполненные на пленэрах, многие из них написаны в 2015 году, в тот год мы практически через неделю приезжали работать в Карачаевск и его окрестности, – поясняет Виктор Ветров. – А вот мой товарищ Сергей Кулешов стремится не только сосредоточиться на одном пейзажном мотиве, неоднократно повторяя его, но и пройти путь от этюда к законченной картине.
Картины Кулешова в этот день, действительно, заслуживали внимания, как и работы Фахрикамал Махмудовой «Мечеть Султан Ахмед», «Тулпар», высокий уровень технического исполнения которых покорил всех участников выставки.
Укрепил понимание живой натуры, которую надо искать, изучать не только умом и сердцем, но и ногами в бесконечной дороге, и художник Герман Макаренко. На его картинах «Заброшенный дом», «Архыз» мы видим Архыз 60-70-х годов. Деревянные, потерявшие от времени, от непогоды, от солнца первоначальный медово-золотистый цвет и ставшие серо-серебристыми, слившись с безбрежной стихией горного хвойного воздуха срубы… А вот его этюд, на котором изображены рядом растущие в глухом лесу березка и ель, и как тут не вспомнить Солоухина: «В лесу еловом все неброско, приглушены его тона, и вдруг белым-бела березка, в угрюмом ельнике одна. Известно, смерть на людях проще. Видал и сам я час назад, как начинался в дальней роще веселый, дружный листопад…»
Хочет уйти от бешеных ритмов современной жизни, жесткого рационализма, засасывающей прозы быта, сытости и бездуховности и молодой художник, старший преподаватель кафедры живописи и методики ИЗО КЧГУ Асхат Биджиев. Родом из Учкуланского ущелья, он явно чувствует, что нравственное состояние общества нуждается в неких защитных механизмах, способных восстановить нарушенное психическое равновесие общества, вернуть утраченную гармонию, и увлекает за собой всех на Махар, где бьют живительные источники, где течет своенравная и чистая вода, от холода которой захватывает дух, где поляны пестрят от обилия земляники…
Об этом его картины «Махар», «Мостик через Махар» и другие, глядя на которые радостно сознавать, что в искусство приходит новый художник.
Я не знаю, кто первый на худграфе отметил «милость Божию» в творческом даре Натальи Кириченко, помог поверить ей в себя, но сегодня кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры рисунка КЧГУ Наталья Сергеевна сумела выработать свой собственный «стиль письма» настолько индивидуальный, что ее картины легко отличить среди других благодаря тонкой градации света, тонкому и легкому мазку, напоминающему прориси фресковой живописи… Около ее картины «Груша», в которой угадывается колористический дар художника лирического склада, группа студенток худграфа простояла почти полчаса.
Кстати, Наталья не только успешно сочетает творческую работу с педагогической, она еще и застрельщик многих общественных начинаний на факультете. Вот и в этот день она не уставала интересоваться у всех участников и посетителей выставки, как глянулась им выставочная зона. На что все дружно отвечали: «И пространство выставочной зоны, и дизайн, а самое главное – картины – все прекрасно!»
Совсем другими красками, легкими, дышащими светом и движением, «играет» Карачай на работах Руслана Маршанкулова «Джамагат», «Алан Карачай Джуртум», которые вызывают чувство преклонения перед разумом и талантом большого художника. Кстати, он же – заведующий музеем КЧГУ, председатель выставочного комитета ИКИ, секретарь правления СО ТСХР (по Карачаевску), академик Академии наук, культуры, образования и бизнеса Кавказа, заслуженный художник КЧР – является организатором и куратором творческих пленэров художников России и группы «Колесо» в Карачаево-Черкесии.
– Любой, кто придет на эту выставку, будет сражен цветом, формой, особенностью того, что он увидит, и ему непременно захочется побывать на Домбае, в Учкулане, в Архызе, в Карт-Джурте, словом, в Карачае, – уверена библиотекарь КЧГУ Лидия Джирикова.
В открытии выставки приняли участие директор института ИКИ Виталий Огузов, заведующий кафедрой рисунка Магомед Бостанов, председатель совета старейшин карачаевского народа «Единый» Энвер Ардуханов, доцент кафедры живописи и методики преподавания изобразительного искусства Мусса Данашев и другие.
– Значимым событием выставка «Карачай глазами художников» стала и в свете того, что в этом году мы отмечаем 190-летие вхождения Карачая в состав России и многие другие знаменательные даты, – заметил начальник отдела по культуре и молодежной политике КГО Шамиль Хубиев, прежде чем вручить памятные грамоты всем участникам выставки за активную творческую деятельность и вклад в культурное наследие Карачаевского городского округа. Поздравления и награждения художников ждали и от имени ректора КЧГУ Таусолтана Узденова, и от общественной организации «Единый».

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях