Звездные дали зовут…

13 апреля в 12:25
1 просмотр

В этот день 57 лет назад произошел величайший прорыв в мировой науке и технике – Юрий Гагарин на борту космического корабля-спутника «Восток» облетел земной шар. С тех пор прошло много лет, технический прогресс шагнул далеко вперед. То, что в эпоху первых открытий описывалось в научно-фантастических рассказах, постепенно становится реальностью. Сейчас уже не так много ребят, как раньше, на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» ответят: «Космонавтом». Но живой и неподдельный интерес к тайнам необъятного космического пространства, скорей всего, никогда не иссякнет.
О том, что же сейчас интересно школьникам знать о космосе, нам рассказал педагог дополнительного образования с двадцатипятилетним стажем МКОУ ДОД «Дом творчества и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района» Александр Анохин.

В этот день 57 лет назад произошел величайший прорыв в мировой науке и технике – Юрий Гагарин на борту космического корабля-спутника «Восток» облетел земной шар. С тех пор прошло много лет, технический прогресс шагнул далеко вперед. То, что в эпоху первых открытий описывалось в научно-фантастических рассказах, постепенно становится реальностью. Сейчас уже не так много ребят, как раньше, на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» ответят: «Космонавтом». Но живой и неподдельный интерес к тайнам необъятного космического пространства, скорей всего, никогда не иссякнет.
О том, что же сейчас интересно школьникам знать о космосе, нам рассказал педагог дополнительного образования с двадцатипятилетним стажем МКОУ ДОД «Дом творчества и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района» Александр Анохин.
Вообще-то, Александр Анатольевич ведет клуб юных любителей аквариума, расширяя знания ребят в естественно-научном направлении. Но и космос, которым он интересуется с детства, не остается без внимания.
В школьные годы Анохин перечитал все фантастические произведения о космосе, которые были в библиотеке. «Наша страна – пионер в освоении космоса. Я родился в 1965 году, и в моём детстве эта тема была очень актуальна, – рассказал педагог. – Будучи школьником, я занимался и в авиамодельном кружке, сооружая простейшие модели ракет, и в кружке технического творчества. За хорошую учёбу я был награжден путевкой в «Орлёнок», где в кружке юных космонавтов узнал много нового. Там были настоящие тренажеры, космические корабли, где можно было посидеть и посмотреть, например, как устроен пульт. Вообще, я мечтал стать космонавтом». Детская мечта осталась в прошлом, а вот интерес к космосу не прошёл. И сегодня этот интерес Александр Анатольевич пробуждает в детях.
В процессе обучения своих воспитанников Анохин использует электронные образовательные ресурсы и прививает ребятам навык использования компьютерных программ. «Моделированием космической техники или робототехникой мы не занимаемся, потому что у нас нет таких возможностей. А компьютерные презентации – пожалуйста, – рассказал Александр Анатольевич. – Изучаем графические редакторы для того, чтобы дети научились рисовать космос не только на бумаге, но и на компьютере. Например, мы используем Microsoft PowerPoint – недорогую программу, входящую в пакет Microsoft Office, а если правильно использовать её возможности, то получаются очень красочные презентации, в чём-то напоминающие мультфильм. Некоторые дети учатся делать несложные компьютерные анимации, которые мы впоследствии используем для создания презентаций, о создании которых сейчас много информации можно почерпнуть из Интернета».
На его занятия ходят по большей части младшие школьники. В основном это дети от 10 до14 лет. «Сейчас у нас есть ученица 11 класса, которая занимается серьезными исследованиями. Но, к сожалению, это исключение, – отметил педагог. – Последние пять лет в кружок приходят только младшие школьники. Хотя мы постоянно расширяем уровни компетенций, так что можем пополнить знания и старшеклассников».
С 2010 года Александр Анатольевич со своими учениками участвуют в конкурсах, посвященных космической тематике. «У нас в клубе была девочка – Александра Васильченко, которая постоянно задавала вопросы, связанные с космической тематикой. Больше всего её интересовала планета Сатурн. «А почему эта планета имеет кольца?» – спрашивала Александра, – вспомнил в ходе нашей беседы свою ученицу Александр Анатольевич. – В пределах моих компетенций я ей всё объяснял и рассказывал. Но оказалось, что этого недостаточно, и мы решили более углубленно изучить вопрос и сделать творческий проект, посвященный Сатурну. Так как у нас не было телескопа или других технических средств для изучения, единственной доступной для нас формой исследования стало использование Интернет-ресурсов. Интерпретировать и оценить известные научные данные, выдвинуть свои предположения и гипотезы, высказать своё мнение – в этом и заключалось исследование».
Приняв участие в региональном экологическом форуме «Зеленая планета-2011», Александра Васильченко с проектом «Эксперименты в космосе» заняла 2 место. За это республиканский Центр дополнительного образования детей отправил её на межрегиональный конкурс творческих работ молодёжи «Колокола памяти», посвященный 50-летию первого полета человека в космос, который проходил в том же году в с. Кинель-Черкассы Самарской области. Но, к сожалению, из-за высокого уровня конкуренции призового места занять не получилось.
Зухра Лайпанова и Амир Касаев также радовали своего педагога достижениями в конкурсах. А. Касаев занял первое место с презентацией в республиканском конкурсе научно-фантастических проектов «Космос 21 века», а З. Лайпанова трижды участвовала в конкурсах и добивалась успехов. Зухра стала победителем республиканской олимпиады «Человек-Земля-Космос-2013» в номинации «Наш дом – Земля», а за участие в республиканских конкурсах «Космос: вчера, сегодня, завтра» и «Космическое путешествие» получила грамоты. Сам педагог также не отстает от своих воспитанников и принимает участие в конкурсах – интернет-проектах. Вот, например, в 2017 году стал победителем в международном творческом конкурсе презентаций «Слайд 2017», представив работу «Полет к Сатурну».
«Многие дети интересуются космосом, так как это входит в рамки школьной программы по предмету «Окружающий мир». Сейчас дети задают вопросы об инопланетянах, как устроены черные дыры, некоторым интересно, как устроены космические двигатели, но такие реже встречаются. Мы помогаем ребенку, используя его интерес, развивать инициативу и творческий потенциал. Любой творческий проект основывается на интересе и инициативе ребенка при поддержке педагога. Мы стараемся эти знания расширять по мере своих возможностей и отвечать на все вопросы пытливых детских умов. У нас есть, например, электронные ресурсы – специальные мультфильмы, которые в доступной для детей форме рассказывают об устройстве солнечной системы. Совместными усилиями мы выполняем рисунки и презентации. Недавно мы приняли участие в республиканском этапе 19-й всероссийской олимпиады учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодёжи «Созвездие-2018», который был объявлен отделом технического творчества республиканского Центра дополнительного образования детей. В задачи конкурса входит приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении. В номинации «Презентации о космосе и космическом пространстве» для младших школьников приняли участие двое наших учащихся. Под моим руководством десятилетний Али Эбзеев выполнил презентацию на тему «Из истории отечественной космонавтики», а двенадцатилетний Кирилл Кооп – «Космическая эра человечества». С нетерпением ждем результатов конкурса».

Фото Алёны РАСПУТИНОЙ.

Светлана ОСЕЦКАЯ
Поделиться
в соцсетях